Page 26 - НОПРИЗ 2 2024 развороты
P. 26

градостроительство                                                                                                                                                            градостроительство
                                   ГАРМОНИЯ                                                                                                                                                 селения и квадратных метров жилой площади



                                                                                                                                                                                            на единицу территории, то есть на гектар, чего
                                                                                                                                                                                            ждут  инвесторы.  Итак,  увеличение  этажности
                                                                                                                                                                                            влечет за собой увеличение расстояний между
                                   в памяти поколений                                                                                                                                       домами, что исключает представление об уюте
                                                                                                                                                                                            и гармонии дворового пространства. Двор как
                                                                                                                                                                                            пространственная категория жилья перестает
                                                                                                                                                                                            существовать, исчезает само это понятие. А от-
                                                                                                                                                                                            сутствие двора – это отсутствие полноценного
                                                                                                                                                                                            жилья.
                                                             Константин Борисович МАРКУС,                                                                                                     В истории советской архитектуры был значи-
                                                   архитектор, профессор Международной академии архитектуры,                                                                                тельный  и очень  интересный  период,  который
                                                                                                                                                                                            почему-то связывают с именем генсека и ру-
                                                   советник Российской академии архитектуры и строительных наук                                Прютт-Айгоу. 1963–1972 гг. U.S. Geological Survey  ководителя страны того времени: сталинская
                                                                                                                                                                                            архитектура, сталинский ампир, хотя, на мой
                Знаменитому американскому архитектору                ды. Произошло это со сносом жилого комплек-                       Вернемся к снесенному Прютт-Айгоу. Это был           взгляд, архитектурный стиль неправомочно на-
             Луису  Кану,  своим  творчеством  повлиявше-            са Прютт-Айгоу, что в Сент-Луисе. 16 марта 1972                 жилой комплекс из 33 одинаковых с лица зда-            зывать именем политического лидера.  Вне за-
             му на развитие мировой архитектуры, при-                года был взорван первый дом. В течение двух                     ний одинаковой высоты – одиннадцать этажей.            висимости от названия этот период отличался
             надлежит, на первый  взгляд, очень  простая             лет постепенно взрывали все остальные. С этого                  Дома стояли рядами в «затылок» друг другу.             важной особенностью: архитекторы изучали
             фраза: «Пространство властвует над нами».               комплекса все началось, он был первым. Потом,                   Никакого разнообразия. Как известно, подоб-            гармонию  форм  и проектировали  по законам
             Но это только на первый взгляд. В ней зало-             ему подобных, сносили еще и еще. И не только                    ное расположение зданий называется строч-              гармонии, которая основывалась на закономер-
             жена вся мощь воздействия архитектурного                в США. Но именно этот комплекс социального                      ной застройкой. У такой типологии застройки            ностях классических построений сооружений
             и не только архитектурного пространства на              жилья  стал символом  краха  модернизма.  Су-                   отсутствует важнейшая часть жилища – двор.             Древней Греции и Древнего Рима. И конечно,
             человека. Даже на его самочувствие и психи-             ществовал этот комплекс менее 20 лет. Место                     Двор является продолжением квартиры, «тво-             ренессанса. Мастеров и простых архитекторов
             ку. Впервые я ее прочитал, будучи студентом             социальной патологии с высоким уровнем пре-                     его» жилья. Двор – уже не квартира, но еще             того времени отличало от последующих поко-
             Московского архитектурного института. Это               ступности, наркомании, антисанитарии на фоне                    и не город. Двор – это часть «твоего» жилого           лений не просто знание пропорционального
             было давно. Но помню до сих пор. Я не про-              беспомощности  муниципального  управления                       пространства. Это уют, общение, неформаль-             строя – пропорциональное чутье. Они просто
             сто понял, я ощутил ее правоту. Это действи-            привели к его уничтожению. Причин, привед-                      ные соседские комьюнити, игра, спорт. Дере-            не могли рисовать некрасиво. Их воспитывали
             тельно так. Пространство может возвысить                ших не только этот, но и другие комплексы мо-                   вья, кусты, цветы, посаженные и выращенные             и в них развивали чувство прекрасного. Кстати,
             и может унизить, подавить. Может заставить              дернизма к столь плачевной и достаточно ско-                    самими жильцами. Даже в сквозных междомо-              когда в конце 1950-х – начале 1960-х годов архи-
             человека быть чопорным  или помочь ему                  рой кончине, множество. И принадлежат они, в                    вых пространствах строчной застройки, кото-            тектура перешла на заводское домостроение,
             быть непринужденным. Он может воспарить,                основном, к социально-экономической и управ-                    рые никак нельзя назвать дворами, люди уму-            многие архитекторы покинули эту профессию и
             а может повредиться психически. Он может                ленческой сферам.                                               дряются обустраивать и обихаживать клочки              ушли в смежные области художественного или
             стать лучше, духовно обогатиться, а может                 Но есть еще одна неявная и достаточно спе-                    земли для своего удобства: такова, может, под-         научного творчества: тасовать панели было не-
             пасть  до  социальной  неадекватности.  Этот            цифическая область – область архитектурного                     сознательная тяга человека к «своему» уголку,          интересно.
             ряд влияния пространства на человека мож-               пространства и его влияние на человека. Имен-                   к «своему» пространству, пусть и крошечно-               Архитекторы того времени проектировали не
             но продолжать.                                          но лапидарность, а скорее, примитивность и                      му. Тяга создания «своего» дворика на чужой,           просто дома, они проектировали пространства.
                Мы во власти того, что сами и создаем. Формы         безликость, отсутствие «своего» пространства                    сквозной, проходной территории. Кроме того,            Поэтому часто не было разницы между архитек-             №2 (17) 2024
             архитектурного пространства – это та одежда,            и удручающее однообразие могут повлиять на                      двор – это социальный контроль: обозримое и            тором  и градостроителем. Как правило, архи-
             которую мы шьем для себя. Мы можем сшить                психическое состояние и асоциальное поведе-                     ограниченное пространство хорошо просма-               текторы, которые создавали планировки жилых
             фрак или модный клубный блейзер, наштампо-              ние людей. И повлияли. Поэтому теоретик архи-                   тривается.  Очевидно,  что  простая  замкнутая         кварталов, создавали и дома к ним. Это сейчас,
             вать джинсов массового потребления или «се-             тектуры  Чарльз Дженкс считал,  что простран-                   форма поддается контролю лучше, чем любая              в последние десятилетия, произошел разрыв в
             рятину», на которую никто без брезгливости              ство, создаваемое модернистскими зданиями,                      другая. Такая форма – форма социального спо-           единой по смыслу профессии: градостроители
             и содрогания не взглянет. Все это мы – люди –           пространство, построенное на основе посту-                      койствия.                                              тихонько превратились в урбанистов – а это,
             делаем своими руками. Для себя.                         латов модернизма, в большей степени создает                       Чтобы пространство двора не было зажатым,            правда, другая профессия, рожденная на Запа-
                Идеолог и отец-основатель постмодерниз-              среду отчуждения и дисгармонии. Ключевое                        узким и воспринималось гармонично, нужно со-           де и ни разу в архитектурных институтах, – или
             ма Чарльз Дженкс в свое время назвал точ-               слово: «отчуждение», то есть место не воспри-                   блюдать правило полутора высот: длина двора            просто в генпланистов.
             ную дату кончины «современной архитектуры»,             нимается  как  «свое».  И  еще:  есть  серьезные                должна быть минимум полторы высоты здания.               Фрязино, вернее, его генплан, придумывали,
             иными словами, модернизма, что вполне может             исследования криминалистов, которые дока-                       Я уже не говорю об инсоляции жилых помеще-             проектировали      архитекторы-градостроители
             показаться странным. Он определил ее 1972               зывают, что расстановка зданий, их этажность                    ний, которая является одним из серьезных гра-          архитектурно-планировочной  мастерской  № 9
             годом. Был назван не только год, но и месяц, и          и освещенность прямо влияют на уровень пре-                     достроительных регуляторов. Поэтому в идеале,          Моссовета, которую возглавляли В.В. Бабуров
             день. 16 марта. Как это может быть? Модернист-          ступности. Высотные здания часто являются                       чем выше здания, тем больше расстояния меж-            и его заместитель В.А. Шквариков. Оба знаме-
             ские дома еще строили, а модернизм, согласно            источником депрессивного, подавленного со-                      ду ними. Кстати, увеличение этажности далеко           нитые советские градостроители первого эше-
             Дженксу, уже умер. Словно свет погасшей звез-           стояния людей.                                                  не всегда приводит к увеличению плотности на-          лона, хотя в данном случае, в отличие от руко-

             24                                                                                                                                                                                                                         25
   21   22   23   24   25   26   27   28   29   30   31