Page 28 - НОПРИЗ 2 2024 развороты
P. 28

градостроительство                                                                                                                                                            градостроительство


             водителя мастерской, В.А. Шквариков, судя по                                                                            семиэтажка, построенная некоторое время назад
             его послужному списку, был автором только не-                                                                           в центральном квартале с аркой и парадной пло-
             скольких жилых домов и не принимал участия в                                                                            щадью. Она вроде бы отодвинута на периферию
             работе над проектом планировки. А В.В. Бабу-                                                                            квартала и как бы спрятана за домом-кораблем.
             ров принимал непосредственное участие в этой                                                                            Однако уже  своим  появлением она разрушает
             работе со своим подчиненным – автором проек-                                                                            ансамблевую целостность квартала. Он являет-
             та архитектором Д.Е. Бабенковым.                                                                                        ся ансамблем уже потому, что в его композиции
                                                                                                                                     ничего нельзя ни прибавить, ни убавить. В этом и
                                                                                                                                     состоит закон целостности,  закон  гармонии.  Он
                                                                                                                                     так задуман и воплощен. Любые изменения вле-
                                                                                                                                     кут за собой искажения его композиционных ка-
                                                                                                                                     честв,  его  гармоничного  единства  и  приводят  к
                                                                                                                                     фрагментарности. Первый шаг в этом направле-                         Площадь с театром. Проект 1930-х гг.
                                                                                                                                     нии уже сделан с появлением здесь семиэтажки.           Газета «За ударные темпы», 15.01.1936, № 6/676. Из фондов газетного отдела РГБ
                                                                                                                                     В профессиональном цехе подобные здания име-
                                                                                                                                     ют определенное название: дисгармоничные,              планировочной и транспортной осью всего го-
                                                                                                                                     диссонирующие. Я уж не говорю о вполне по-             рода и предполагалась стать центральной пло-
                                                                                                                                     средственном архитектурном, чужеродном реше-           щадью с обелиском Свободы. Вторая – подобно
                                                                                                                                     нии этого здания, если не сказать более жестко.        вытянутому римскому форуму – продолжала
                                                                                                                                     И с градостроительной, и с архитектурной пози-         продольную ось и завершалась зданием театра.
                                                                                                                                     ций – это профессиональная неудача, ошибка.            В послевоенном генплане города та площадь,
                                                                                                                                     К сожалению, это здание уже построено. Но есть         что  должна  была  быть  с  обелиском  Свободы,
                                                                                                                                     опасность следующей агрессии на простран-              была уже без обелиска. Она вообще потеряла
                      Проект планировки поселка при заводе «Радиолампа».                                                             ственную и стилистическую целостность этого            свое центральное значение. Но, став более ка-
              Архитектурно-планировочнаяой мастерская № 9 Моссовета. Авторы: В.В. Бабуров                                            квартала. Но только не изнутри, а снаружи.             мерной, она не потеряла основного качества –
               (рук. маст.), архитектор Д.Е. Бабенков. Музей архитектуры имени А.В. Щусева                                             Дело в том, что создатели Фрязино довоенно-          ансамблевости. «Римский форум» превратился
                                                                                                                                     го и сразу послевоенного времени мыслили ка-           просто в сквер, что на улице Ленина.
                Еще до войны, в середине 30-х годов XX века,                                                                         тегориями целого, категориями ансамблевости.             Любая композиция должна иметь начало и
             этой мастерской был создан проект планиров-               Детальный проект застройки кварталов 6, 7, 19. Трест «Мособлпроект». 1950 г.   Создав в 1930-е годы парадное, вытянутое по   завершение. Иначе это не композиция. Сквер,
             ки поселка «Радиолампа», что близ Щелково.                     Авторы: архитекторы Хауке (гл. арх. треста), Сатанов (гап)  продольной оси, очень гармоничное, человечное       начинающийся за аркой или подводящий к ней,
             К сожалению, полностью реализовать простран-                                                                            и  в  то  же  время  торжественное  пространство       имеет это начало или завершение: два флан-
             ственно-планировочные авторские идеи не уда-            ет образ города, благодаря которой этот город                   центрального квартала, авторы продлили за его          кирующих угловых здания. Они неотъемлемая
             лось. До войны был построен лишь один квартал           и интересен. Однако ныне и эту малую часть                      пределами композиционную идею протяжен-                часть общего решения, хотя первоначально
             из удивительно придуманного, продуманного               наследия местные власти собираются частично                     ности. Они создали следующие друг за другом            площадь  была задумана несколько  иначе.  Тем
             и красиво нарисованного города. По проекту              уничтожить, несмотря на то что у города есть                    две площади. Первая пересекалась с главной             не менее эти угловые здания вместе с домом-ар-
             предполагалось создать 14 кварталов. Огово-             резервы развития. Мотивация властей и инве-
             рюсь, я умышленно пишу «город», так как на-             сторов понятна: центр города, его территория
             звать поселение на 16 тысяч жителей, в котором          приоритетнее любой другой. По определению.
             проектируется клуб-театр со зрительным залом            Но тем не менее в городе должно быть то, чем
             на 900 мест, рестораны, лодочная станция, пар-          можно похвастать. Во Фрязино – это кварталы
             ки,  стадионы,  техникум,  библиотеки,  несколько       целостной застройки, которые создавались по
             школ, центральная общественная площадь для              законам гармонии и красоты. И проектировали
             парадов, да и типология застройки вполне го-            эту застройку не последние архитекторы-гра-
             родская, – все это назвать поселком невозможно.         достроители нашей страны. При этом важны не
                После войны в конце 1940-х годов в рамках            только сами здания, хотя они, безусловно, тоже,
             откорректированного трестом «Мособлпроект»              а их ансамблевость, повторюсь – целостность.
             генплана города велось строительство еще не-            Именно эти понятия – ансамблевость и целост-
             скольких кварталов. Полностью удалось реали-            ность – являются ключевыми понятиями сохра-
             зовать  два квартала прекрасного образца  со-           нившейся застройки, а не только объемно-про-
             ветского градостроительства 30–50-х годов XX            странственные и фасадные решения отдельных
             столетия. Остальные четыре, хотя и менее зна-           зданий, которые, в свою очередь, представляют
             чимы с точки зрения архитектурной стилисти-             безусловную ценность.
             ки, однако все же представляют примеры той                В городе уже, к сожалению, есть пример нару-                    Сквер на улице Ленина. Ограничен Центральной и Институтской улицами.   Сквер на улице Ленина. Из семейного архива Панфиловых.
             градостроительной культуры, которая и созда-            шения означенных понятий. Это рыжего кирпича                     Построен в начале 1950-х гг. Из семейного архива Поручиковых. Конец 1970-х гг.  Середина 1950-х гг.

             26                                                                                                                                                                                                                          27
   23   24   25   26   27   28   29   30   31   32   33