Page 29 - НОПРИЗ 2 2024 развороты
P. 29
градостроительство градостроительство
водителя мастерской, В.А. Шквариков, судя по семиэтажка, построенная некоторое время назад
его послужному списку, был автором только не- в центральном квартале с аркой и парадной пло-
скольких жилых домов и не принимал участия в щадью. Она вроде бы отодвинута на периферию
работе над проектом планировки. А В.В. Бабу- квартала и как бы спрятана за домом-кораблем.
ров принимал непосредственное участие в этой Однако уже своим появлением она разрушает
работе со своим подчиненным – автором проек- ансамблевую целостность квартала. Он являет-
та архитектором Д.Е. Бабенковым. ся ансамблем уже потому, что в его композиции
ничего нельзя ни прибавить, ни убавить. В этом и
состоит закон целостности, закон гармонии. Он
так задуман и воплощен. Любые изменения вле-
кут за собой искажения его композиционных ка-
честв, его гармоничного единства и приводят к
фрагментарности. Первый шаг в этом направле- Площадь с театром. Проект 1930-х гг.
нии уже сделан с появлением здесь семиэтажки. Газета «За ударные темпы», 15.01.1936, № 6/676. Из фондов газетного отдела РГБ
В профессиональном цехе подобные здания име-
ют определенное название: дисгармоничные, планировочной и транспортной осью всего го-
диссонирующие. Я уж не говорю о вполне по- рода и предполагалась стать центральной пло-
средственном архитектурном, чужеродном реше- щадью с обелиском Свободы. Вторая – подобно
нии этого здания, если не сказать более жестко. вытянутому римскому форуму – продолжала
И с градостроительной, и с архитектурной пози- продольную ось и завершалась зданием театра.
ций – это профессиональная неудача, ошибка. В послевоенном генплане города та площадь,
К сожалению, это здание уже построено. Но есть что должна была быть с обелиском Свободы,
опасность следующей агрессии на простран- была уже без обелиска. Она вообще потеряла
Проект планировки поселка при заводе «Радиолампа». ственную и стилистическую целостность этого свое центральное значение. Но, став более ка-
Архитектурно-планировочнаяой мастерская № 9 Моссовета. Авторы: В.В. Бабуров квартала. Но только не изнутри, а снаружи. мерной, она не потеряла основного качества –
(рук. маст.), архитектор Д.Е. Бабенков. Музей архитектуры имени А.В. Щусева Дело в том, что создатели Фрязино довоенно- ансамблевости. «Римский форум» превратился
го и сразу послевоенного времени мыслили ка- просто в сквер, что на улице Ленина.
Еще до войны, в середине 30-х годов XX века, тегориями целого, категориями ансамблевости. Любая композиция должна иметь начало и
этой мастерской был создан проект планиров- Детальный проект застройки кварталов 6, 7, 19. Трест «Мособлпроект». 1950 г. Создав в 1930-е годы парадное, вытянутое по завершение. Иначе это не композиция. Сквер,
ки поселка «Радиолампа», что близ Щелково. Авторы: архитекторы Хауке (гл. арх. треста), Сатанов (гап) продольной оси, очень гармоничное, человечное начинающийся за аркой или подводящий к ней,
К сожалению, полностью реализовать простран- и в то же время торжественное пространство имеет это начало или завершение: два флан-
ственно-планировочные авторские идеи не уда- ет образ города, благодаря которой этот город центрального квартала, авторы продлили за его кирующих угловых здания. Они неотъемлемая
лось. До войны был построен лишь один квартал и интересен. Однако ныне и эту малую часть пределами композиционную идею протяжен- часть общего решения, хотя первоначально
из удивительно придуманного, продуманного наследия местные власти собираются частично ности. Они создали следующие друг за другом площадь была задумана несколько иначе. Тем
и красиво нарисованного города. По проекту уничтожить, несмотря на то что у города есть две площади. Первая пересекалась с главной не менее эти угловые здания вместе с домом-ар-
предполагалось создать 14 кварталов. Огово- резервы развития. Мотивация властей и инве-
рюсь, я умышленно пишу «город», так как на- сторов понятна: центр города, его территория
звать поселение на 16 тысяч жителей, в котором приоритетнее любой другой. По определению.
проектируется клуб-театр со зрительным залом Но тем не менее в городе должно быть то, чем
на 900 мест, рестораны, лодочная станция, пар- можно похвастать. Во Фрязино – это кварталы
ки, стадионы, техникум, библиотеки, несколько целостной застройки, которые создавались по
школ, центральная общественная площадь для законам гармонии и красоты. И проектировали
парадов, да и типология застройки вполне го- эту застройку не последние архитекторы-гра-
родская, – все это назвать поселком невозможно. достроители нашей страны. При этом важны не
После войны в конце 1940-х годов в рамках только сами здания, хотя они, безусловно, тоже,
откорректированного трестом «Мособлпроект» а их ансамблевость, повторюсь – целостность.
генплана города велось строительство еще не- Именно эти понятия – ансамблевость и целост-
скольких кварталов. Полностью удалось реали- ность – являются ключевыми понятиями сохра-
зовать два квартала прекрасного образца со- нившейся застройки, а не только объемно-про-
ветского градостроительства 30–50-х годов XX странственные и фасадные решения отдельных
столетия. Остальные четыре, хотя и менее зна- зданий, которые, в свою очередь, представляют
чимы с точки зрения архитектурной стилисти- безусловную ценность.
ки, однако все же представляют примеры той В городе уже, к сожалению, есть пример нару- Сквер на улице Ленина. Ограничен Центральной и Институтской улицами. Сквер на улице Ленина. Из семейного архива Панфиловых.
градостроительной культуры, которая и созда- шения означенных понятий. Это рыжего кирпича Построен в начале 1950-х гг. Из семейного архива Поручиковых. Конец 1970-х гг. Середина 1950-х гг.
26 27