Page 29 - НОПРИЗ 2 2024 развороты
P. 29

градостроительство                                              градостроительство


 водителя мастерской, В.А. Шквариков, судя по   семиэтажка, построенная некоторое время назад
 его послужному списку, был автором только не-  в центральном квартале с аркой и парадной пло-
 скольких жилых домов и не принимал участия в   щадью. Она вроде бы отодвинута на периферию
 работе над проектом планировки. А В.В. Бабу-  квартала и как бы спрятана за домом-кораблем.
 ров принимал непосредственное участие в этой   Однако уже  своим  появлением она разрушает
 работе со своим подчиненным – автором проек-  ансамблевую целостность квартала. Он являет-
 та архитектором Д.Е. Бабенковым.   ся ансамблем уже потому, что в его композиции
        ничего нельзя ни прибавить, ни убавить. В этом и
        состоит закон целостности,  закон  гармонии.  Он
        так задуман и воплощен. Любые изменения вле-
        кут за собой искажения его композиционных ка-
        честв,  его  гармоничного  единства  и  приводят  к
        фрагментарности. Первый шаг в этом направле-                         Площадь с театром. Проект 1930-х гг.
        нии уже сделан с появлением здесь семиэтажки.           Газета «За ударные темпы», 15.01.1936, № 6/676. Из фондов газетного отдела РГБ
        В профессиональном цехе подобные здания име-
        ют определенное название: дисгармоничные,              планировочной и транспортной осью всего го-
        диссонирующие. Я уж не говорю о вполне по-             рода и предполагалась стать центральной пло-
        средственном архитектурном, чужеродном реше-           щадью с обелиском Свободы. Вторая – подобно
        нии этого здания, если не сказать более жестко.        вытянутому римскому форуму – продолжала
        И с градостроительной, и с архитектурной пози-         продольную ось и завершалась зданием театра.
        ций – это профессиональная неудача, ошибка.            В послевоенном генплане города та площадь,
        К сожалению, это здание уже построено. Но есть         что  должна  была  быть  с  обелиском  Свободы,
        опасность следующей агрессии на простран-              была уже без обелиска. Она вообще потеряла
 Проект планировки поселка при заводе «Радиолампа».   ственную и стилистическую целостность этого   свое центральное значение. Но, став более ка-
 Архитектурно-планировочнаяой мастерская № 9 Моссовета. Авторы: В.В. Бабуров   квартала. Но только не изнутри, а снаружи.   мерной, она не потеряла основного качества –
 (рук. маст.), архитектор Д.Е. Бабенков. Музей архитектуры имени А.В. Щусева  Дело в том, что создатели Фрязино довоенно-  ансамблевости. «Римский форум» превратился
        го и сразу послевоенного времени мыслили ка-           просто в сквер, что на улице Ленина.
 Еще до войны, в середине 30-х годов XX века,   тегориями целого, категориями ансамблевости.   Любая композиция должна иметь начало и
 этой мастерской был создан проект планиров-  Детальный проект застройки кварталов 6, 7, 19. Трест «Мособлпроект». 1950 г.   Создав в 1930-е годы парадное, вытянутое по   завершение. Иначе это не композиция. Сквер,
 ки поселка «Радиолампа», что близ Щелково.    Авторы: архитекторы Хауке (гл. арх. треста), Сатанов (гап)  продольной оси, очень гармоничное, человечное   начинающийся за аркой или подводящий к ней,
 К сожалению, полностью реализовать простран-  и  в  то  же  время  торжественное  пространство   имеет это начало или завершение: два флан-
 ственно-планировочные авторские идеи не уда-  ет образ города, благодаря которой этот город   центрального квартала, авторы продлили за его   кирующих угловых здания. Они неотъемлемая
 лось. До войны был построен лишь один квартал   и интересен. Однако ныне и эту малую часть   пределами композиционную идею протяжен-  часть общего решения, хотя первоначально
 из удивительно придуманного, продуманного   наследия местные власти собираются частично   ности. Они создали следующие друг за другом   площадь  была задумана несколько  иначе.  Тем
 и красиво нарисованного города. По проекту   уничтожить, несмотря на то что у города есть   две площади. Первая пересекалась с главной   не менее эти угловые здания вместе с домом-ар-
 предполагалось создать 14 кварталов. Огово-  резервы развития. Мотивация властей и инве-
 рюсь, я умышленно пишу «город», так как на-  сторов понятна: центр города, его территория
 звать поселение на 16 тысяч жителей, в котором   приоритетнее любой другой. По определению.
 проектируется клуб-театр со зрительным залом   Но тем не менее в городе должно быть то, чем
 на 900 мест, рестораны, лодочная станция, пар-  можно похвастать. Во Фрязино – это кварталы
 ки,  стадионы,  техникум,  библиотеки,  несколько   целостной застройки, которые создавались по
 школ, центральная общественная площадь для   законам гармонии и красоты. И проектировали
 парадов, да и типология застройки вполне го-  эту застройку не последние архитекторы-гра-
 родская, – все это назвать поселком невозможно.   достроители нашей страны. При этом важны не
 После войны в конце 1940-х годов в рамках   только сами здания, хотя они, безусловно, тоже,
 откорректированного трестом «Мособлпроект»   а их ансамблевость, повторюсь – целостность.
 генплана города велось строительство еще не-  Именно эти понятия – ансамблевость и целост-
 скольких кварталов. Полностью удалось реали-  ность – являются ключевыми понятиями сохра-
 зовать  два квартала прекрасного образца  со-  нившейся застройки, а не только объемно-про-
 ветского градостроительства 30–50-х годов XX   странственные и фасадные решения отдельных
 столетия. Остальные четыре, хотя и менее зна-  зданий, которые, в свою очередь, представляют
 чимы с точки зрения архитектурной стилисти-  безусловную ценность.
 ки, однако все же представляют примеры той   В городе уже, к сожалению, есть пример нару-  Сквер на улице Ленина. Ограничен Центральной и Институтской улицами.   Сквер на улице Ленина. Из семейного архива Панфиловых.
 градостроительной культуры, которая и созда-  шения означенных понятий. Это рыжего кирпича   Построен в начале 1950-х гг. Из семейного архива Поручиковых. Конец 1970-х гг.  Середина 1950-х гг.

 26                                                                                                         27
   24   25   26   27   28   29   30   31   32   33   34