Page 27 - НОПРИЗ 2 2024 развороты
P. 27

градостроительство                                              градостроительство
 ГАРМОНИЯ                                                      селения и квадратных метров жилой площади



                                                               на единицу территории, то есть на гектар, чего
                                                               ждут  инвесторы.  Итак,  увеличение  этажности
                                                               влечет за собой увеличение расстояний между
 в памяти поколений                                            домами, что исключает представление об уюте
                                                               и гармонии дворового пространства. Двор как
                                                               пространственная категория жилья перестает
                                                               существовать, исчезает само это понятие. А от-
                                                               сутствие двора – это отсутствие полноценного
                                                               жилья.
 Константин Борисович МАРКУС,                                    В истории советской архитектуры был значи-
 архитектор, профессор Международной академии архитектуры,     тельный  и очень  интересный  период,  который
                                                               почему-то связывают с именем генсека и ру-
 советник Российской академии архитектуры и строительных наук  Прютт-Айгоу. 1963–1972 гг. U.S. Geological Survey  ководителя страны того времени: сталинская
                                                               архитектура, сталинский ампир, хотя, на мой
 Знаменитому американскому архитектору   ды. Произошло это со сносом жилого комплек-  Вернемся к снесенному Прютт-Айгоу. Это был   взгляд, архитектурный стиль неправомочно на-
 Луису  Кану,  своим  творчеством  повлиявше-  са Прютт-Айгоу, что в Сент-Луисе. 16 марта 1972   жилой комплекс из 33 одинаковых с лица зда-  зывать именем политического лидера.  Вне за-
 му на развитие мировой архитектуры, при-  года был взорван первый дом. В течение двух   ний одинаковой высоты – одиннадцать этажей.   висимости от названия этот период отличался
 надлежит, на первый  взгляд, очень  простая   лет постепенно взрывали все остальные. С этого   Дома стояли рядами в «затылок» друг другу.   важной особенностью: архитекторы изучали
 фраза: «Пространство властвует над нами».   комплекса все началось, он был первым. Потом,   Никакого разнообразия. Как известно, подоб-  гармонию  форм  и проектировали  по законам
 Но это только на первый взгляд. В ней зало-  ему подобных, сносили еще и еще. И не только   ное расположение зданий называется строч-  гармонии, которая основывалась на закономер-
 жена вся мощь воздействия архитектурного   в США. Но именно этот комплекс социального   ной застройкой. У такой типологии застройки   ностях классических построений сооружений
 и не только архитектурного пространства на   жилья  стал символом  краха  модернизма.  Су-  отсутствует важнейшая часть жилища – двор.   Древней Греции и Древнего Рима. И конечно,
 человека. Даже на его самочувствие и психи-  ществовал этот комплекс менее 20 лет. Место   Двор является продолжением квартиры, «тво-  ренессанса. Мастеров и простых архитекторов
 ку. Впервые я ее прочитал, будучи студентом   социальной патологии с высоким уровнем пре-  его» жилья. Двор – уже не квартира, но еще   того времени отличало от последующих поко-
 Московского архитектурного института. Это   ступности, наркомании, антисанитарии на фоне   и не город. Двор – это часть «твоего» жилого   лений не просто знание пропорционального
 было давно. Но помню до сих пор. Я не про-  беспомощности  муниципального  управления   пространства. Это уют, общение, неформаль-  строя – пропорциональное чутье. Они просто
 сто понял, я ощутил ее правоту. Это действи-  привели к его уничтожению. Причин, привед-  ные соседские комьюнити, игра, спорт. Дере-  не могли рисовать некрасиво. Их воспитывали
 тельно так. Пространство может возвысить   ших не только этот, но и другие комплексы мо-  вья, кусты, цветы, посаженные и выращенные   и в них развивали чувство прекрасного. Кстати,
 и может унизить, подавить. Может заставить   дернизма к столь плачевной и достаточно ско-  самими жильцами. Даже в сквозных междомо-  когда в конце 1950-х – начале 1960-х годов архи-
 человека быть чопорным  или помочь ему   рой кончине, множество. И принадлежат они, в   вых пространствах строчной застройки, кото-  тектура перешла на заводское домостроение,
 быть непринужденным. Он может воспарить,   основном, к социально-экономической и управ-  рые никак нельзя назвать дворами, люди уму-  многие архитекторы покинули эту профессию и
 а может повредиться психически. Он может   ленческой сферам.   дряются обустраивать и обихаживать клочки   ушли в смежные области художественного или
 стать лучше, духовно обогатиться, а может   Но есть еще одна неявная и достаточно спе-   земли для своего удобства: такова, может, под-  научного творчества: тасовать панели было не-
 пасть  до  социальной  неадекватности.  Этот   цифическая область – область архитектурного   сознательная тяга человека к «своему» уголку,   интересно.
 ряд влияния пространства на человека мож-  пространства и его влияние на человека. Имен-  к «своему» пространству, пусть и крошечно-  Архитекторы того времени проектировали не
 но продолжать.   но лапидарность, а скорее, примитивность и   му. Тяга создания «своего» дворика на чужой,   просто дома, они проектировали пространства.
 Мы во власти того, что сами и создаем. Формы   безликость, отсутствие «своего» пространства   сквозной, проходной территории. Кроме того,   Поэтому часто не было разницы между архитек-  №2 (17) 2024
 архитектурного пространства – это та одежда,   и удручающее однообразие могут повлиять на   двор – это социальный контроль: обозримое и   тором  и градостроителем. Как правило, архи-
 которую мы шьем для себя. Мы можем сшить   психическое состояние и асоциальное поведе-  ограниченное пространство хорошо просма-  текторы, которые создавали планировки жилых
 фрак или модный клубный блейзер, наштампо-  ние людей. И повлияли. Поэтому теоретик архи-  тривается.  Очевидно,  что  простая  замкнутая   кварталов, создавали и дома к ним. Это сейчас,
 вать джинсов массового потребления или «се-  тектуры  Чарльз Дженкс считал,  что простран-  форма поддается контролю лучше, чем любая   в последние десятилетия, произошел разрыв в
 рятину», на которую никто без брезгливости   ство, создаваемое модернистскими зданиями,   другая. Такая форма – форма социального спо-  единой по смыслу профессии: градостроители
 и содрогания не взглянет. Все это мы – люди –     пространство, построенное на основе посту-  койствия.   тихонько превратились в урбанистов – а это,
 делаем своими руками. Для себя.  латов модернизма, в большей степени создает   Чтобы пространство двора не было зажатым,   правда, другая профессия, рожденная на Запа-
 Идеолог и отец-основатель постмодерниз-  среду отчуждения и дисгармонии. Ключевое   узким и воспринималось гармонично, нужно со-  де и ни разу в архитектурных институтах, – или
 ма Чарльз Дженкс в свое время назвал точ-  слово: «отчуждение», то есть место не воспри-  блюдать правило полутора высот: длина двора   просто в генпланистов.
 ную дату кончины «современной архитектуры»,   нимается  как  «свое».  И  еще:  есть  серьезные   должна быть минимум полторы высоты здания.   Фрязино, вернее, его генплан, придумывали,
 иными словами, модернизма, что вполне может   исследования криминалистов, которые дока-  Я уже не говорю об инсоляции жилых помеще-  проектировали  архитекторы-градостроители
 показаться странным. Он определил ее 1972   зывают, что расстановка зданий, их этажность   ний, которая является одним из серьезных гра-  архитектурно-планировочной  мастерской  № 9
 годом. Был назван не только год, но и месяц, и   и освещенность прямо влияют на уровень пре-  достроительных регуляторов. Поэтому в идеале,   Моссовета, которую возглавляли В.В. Бабуров
 день. 16 марта. Как это может быть? Модернист-  ступности. Высотные здания часто являются   чем выше здания, тем больше расстояния меж-  и его заместитель В.А. Шквариков. Оба знаме-
 ские дома еще строили, а модернизм, согласно   источником депрессивного, подавленного со-  ду ними. Кстати, увеличение этажности далеко   нитые советские градостроители первого эше-
 Дженксу, уже умер. Словно свет погасшей звез-  стояния людей.   не всегда приводит к увеличению плотности на-  лона, хотя в данном случае, в отличие от руко-

 24                                                                                                         25
   22   23   24   25   26   27   28   29   30   31   32