Page 27 - НОПРИЗ 2 2024 развороты
P. 27
градостроительство градостроительство
ГАРМОНИЯ селения и квадратных метров жилой площади
на единицу территории, то есть на гектар, чего
ждут инвесторы. Итак, увеличение этажности
влечет за собой увеличение расстояний между
в памяти поколений домами, что исключает представление об уюте
и гармонии дворового пространства. Двор как
пространственная категория жилья перестает
существовать, исчезает само это понятие. А от-
сутствие двора – это отсутствие полноценного
жилья.
Константин Борисович МАРКУС, В истории советской архитектуры был значи-
архитектор, профессор Международной академии архитектуры, тельный и очень интересный период, который
почему-то связывают с именем генсека и ру-
советник Российской академии архитектуры и строительных наук Прютт-Айгоу. 1963–1972 гг. U.S. Geological Survey ководителя страны того времени: сталинская
архитектура, сталинский ампир, хотя, на мой
Знаменитому американскому архитектору ды. Произошло это со сносом жилого комплек- Вернемся к снесенному Прютт-Айгоу. Это был взгляд, архитектурный стиль неправомочно на-
Луису Кану, своим творчеством повлиявше- са Прютт-Айгоу, что в Сент-Луисе. 16 марта 1972 жилой комплекс из 33 одинаковых с лица зда- зывать именем политического лидера. Вне за-
му на развитие мировой архитектуры, при- года был взорван первый дом. В течение двух ний одинаковой высоты – одиннадцать этажей. висимости от названия этот период отличался
надлежит, на первый взгляд, очень простая лет постепенно взрывали все остальные. С этого Дома стояли рядами в «затылок» друг другу. важной особенностью: архитекторы изучали
фраза: «Пространство властвует над нами». комплекса все началось, он был первым. Потом, Никакого разнообразия. Как известно, подоб- гармонию форм и проектировали по законам
Но это только на первый взгляд. В ней зало- ему подобных, сносили еще и еще. И не только ное расположение зданий называется строч- гармонии, которая основывалась на закономер-
жена вся мощь воздействия архитектурного в США. Но именно этот комплекс социального ной застройкой. У такой типологии застройки ностях классических построений сооружений
и не только архитектурного пространства на жилья стал символом краха модернизма. Су- отсутствует важнейшая часть жилища – двор. Древней Греции и Древнего Рима. И конечно,
человека. Даже на его самочувствие и психи- ществовал этот комплекс менее 20 лет. Место Двор является продолжением квартиры, «тво- ренессанса. Мастеров и простых архитекторов
ку. Впервые я ее прочитал, будучи студентом социальной патологии с высоким уровнем пре- его» жилья. Двор – уже не квартира, но еще того времени отличало от последующих поко-
Московского архитектурного института. Это ступности, наркомании, антисанитарии на фоне и не город. Двор – это часть «твоего» жилого лений не просто знание пропорционального
было давно. Но помню до сих пор. Я не про- беспомощности муниципального управления пространства. Это уют, общение, неформаль- строя – пропорциональное чутье. Они просто
сто понял, я ощутил ее правоту. Это действи- привели к его уничтожению. Причин, привед- ные соседские комьюнити, игра, спорт. Дере- не могли рисовать некрасиво. Их воспитывали
тельно так. Пространство может возвысить ших не только этот, но и другие комплексы мо- вья, кусты, цветы, посаженные и выращенные и в них развивали чувство прекрасного. Кстати,
и может унизить, подавить. Может заставить дернизма к столь плачевной и достаточно ско- самими жильцами. Даже в сквозных междомо- когда в конце 1950-х – начале 1960-х годов архи-
человека быть чопорным или помочь ему рой кончине, множество. И принадлежат они, в вых пространствах строчной застройки, кото- тектура перешла на заводское домостроение,
быть непринужденным. Он может воспарить, основном, к социально-экономической и управ- рые никак нельзя назвать дворами, люди уму- многие архитекторы покинули эту профессию и
а может повредиться психически. Он может ленческой сферам. дряются обустраивать и обихаживать клочки ушли в смежные области художественного или
стать лучше, духовно обогатиться, а может Но есть еще одна неявная и достаточно спе- земли для своего удобства: такова, может, под- научного творчества: тасовать панели было не-
пасть до социальной неадекватности. Этот цифическая область – область архитектурного сознательная тяга человека к «своему» уголку, интересно.
ряд влияния пространства на человека мож- пространства и его влияние на человека. Имен- к «своему» пространству, пусть и крошечно- Архитекторы того времени проектировали не
но продолжать. но лапидарность, а скорее, примитивность и му. Тяга создания «своего» дворика на чужой, просто дома, они проектировали пространства.
Мы во власти того, что сами и создаем. Формы безликость, отсутствие «своего» пространства сквозной, проходной территории. Кроме того, Поэтому часто не было разницы между архитек- №2 (17) 2024
архитектурного пространства – это та одежда, и удручающее однообразие могут повлиять на двор – это социальный контроль: обозримое и тором и градостроителем. Как правило, архи-
которую мы шьем для себя. Мы можем сшить психическое состояние и асоциальное поведе- ограниченное пространство хорошо просма- текторы, которые создавали планировки жилых
фрак или модный клубный блейзер, наштампо- ние людей. И повлияли. Поэтому теоретик архи- тривается. Очевидно, что простая замкнутая кварталов, создавали и дома к ним. Это сейчас,
вать джинсов массового потребления или «се- тектуры Чарльз Дженкс считал, что простран- форма поддается контролю лучше, чем любая в последние десятилетия, произошел разрыв в
рятину», на которую никто без брезгливости ство, создаваемое модернистскими зданиями, другая. Такая форма – форма социального спо- единой по смыслу профессии: градостроители
и содрогания не взглянет. Все это мы – люди – пространство, построенное на основе посту- койствия. тихонько превратились в урбанистов – а это,
делаем своими руками. Для себя. латов модернизма, в большей степени создает Чтобы пространство двора не было зажатым, правда, другая профессия, рожденная на Запа-
Идеолог и отец-основатель постмодерниз- среду отчуждения и дисгармонии. Ключевое узким и воспринималось гармонично, нужно со- де и ни разу в архитектурных институтах, – или
ма Чарльз Дженкс в свое время назвал точ- слово: «отчуждение», то есть место не воспри- блюдать правило полутора высот: длина двора просто в генпланистов.
ную дату кончины «современной архитектуры», нимается как «свое». И еще: есть серьезные должна быть минимум полторы высоты здания. Фрязино, вернее, его генплан, придумывали,
иными словами, модернизма, что вполне может исследования криминалистов, которые дока- Я уже не говорю об инсоляции жилых помеще- проектировали архитекторы-градостроители
показаться странным. Он определил ее 1972 зывают, что расстановка зданий, их этажность ний, которая является одним из серьезных гра- архитектурно-планировочной мастерской № 9
годом. Был назван не только год, но и месяц, и и освещенность прямо влияют на уровень пре- достроительных регуляторов. Поэтому в идеале, Моссовета, которую возглавляли В.В. Бабуров
день. 16 марта. Как это может быть? Модернист- ступности. Высотные здания часто являются чем выше здания, тем больше расстояния меж- и его заместитель В.А. Шквариков. Оба знаме-
ские дома еще строили, а модернизм, согласно источником депрессивного, подавленного со- ду ними. Кстати, увеличение этажности далеко нитые советские градостроители первого эше-
Дженксу, уже умер. Словно свет погасшей звез- стояния людей. не всегда приводит к увеличению плотности на- лона, хотя в данном случае, в отличие от руко-
24 25