Page 31 - НОПРИЗ 2 2024 развороты
P. 31

градостроительство                                              градостроительство


 кой создают локальный ансамбль теперь уже   ни, зеленых насаждений разного свойства: от   никакие случайно сохраненные дома и починен-
 небольшой, камерной площади, в котором арка   шпалерной до островной. Но главное – двух не-  ные фасады не спасут.
 играет ведущую роль, а фланкирующие здания   высоких корпусов в центре квартала, которые   Именно такая застройка своими точечными,
 с деликатно акцентированными углами – вто-  были когда-то задуманы авторами первого ген-  вроде бы безобидными инъекциями-включения-
 ростепенную. Известно, что в любой компози-  плана. Они были предложены архитекторами   ми способна уничтожить то малое, что в городе
 ции, для того чтобы «работал» главный акцент,   девятой мастерской не только для этого, но для   еще осталось. А в городе, вернее, в его центре,
 нужны и второстепенные акценты, и фон. Без   каждого городского квартала. Пара корпусов в   еще осталось ощущение гармоничного жилого
 них основной акцент перестает быть акцентом:   середине квартала – основная градостроитель-  пространства с невысокими корпусами и дворами
 он теряет свой ведущий композиционно-про-  ная тема жилых дворов. Конечно, эти корпуса   как «внегородскими» единицами жилья, «своего»
 странственный и художественный смысл, свое   не были жилыми – социального назначения или   жилья и «своего» пространства. Заложенные ав-
 значение.   специализированного  жилья –  общежитиями.   торами-градостроителями пространственно рас-
 Поэтому замещение одного из ансамблевых   Важно другое: они были. Кстати, в центральном   члененные, а потому разнообразные дворы при
 угловых зданий (что стоит в планах городской   квартале один из двух когда-то запланирован-  четырехэтажной застройке задумывались как
 администрации) на иное, пусть той же этажно-  ных корпусов совсем недавно был снесен.   места активного и пассивного отдыха для всех
 сти, но уже не угловое, а здание-«брусок» иной   Авторы не зря вводили эту пару: за счет нее   возрастных категорий жильцов. И эти места,
 стилистики, приведет не просто к локальной   внутриквартальное пространство приобрета-  безусловно, должны находиться среди густой и
 трансформации застройки, потере простран-  ло гармоничное соотношение высоты здания к   ухоженной зелени. Именно поэтому в советском
 ственной и стилистической симметрии, но к пол-  ширине двора, о чем я писал чуть ранее. Таким   градостроительстве означенного периода проек-
 ному уничтожению целостности, ансамблевости   образом, основные габариты, то есть внешние   тировались и создавались дворы сложной кон-
 всего  центрального  квартала.  Я  подчеркиваю –   размеры кварталов, были рассчитаны на при-  фигурации, что, к сожалению, ныне утеряно.
 всего, а не только углового фрагмента. В этом   сутствие этих пар корпусов. Они гармонизиро-  Еще более суровая будущность ожидает тот
 случае  будет  уничтожен  памятник  советского   вали внутриквартальное пространство. Теперь   квартал, что у центрального сквера, того скве-
 градостроительства 50-х годов прошлого века,   в центральном квартале такого корпуса уже нет,   ра, что ведет к арке. Из всего квартала сохраня-  Мастер-план комплексного развития несмежных территорий близ Рабочей,
 который сейчас, к сожалению, не обладает этим   и внутреннее пространство квартала кажется   ются  лишь  два  дома:  угловой,  жилой,  который   Центральной, Московской улиц в городе Фрязино
 статусом, но является им по существу. Будет   преувеличенным, излишним, чрезмерным. И это   не был включен в список сносимых стараниями   городского округа Фрязино Московской области.
 уничтожена сама идея ансамблевости и целост-  относится ко всем кварталам, в которых либо не   жильцов, и корпус детского дома, что в глуби-  Постановление администрации городского округа Фрязино от 03.04.2024 № 307
 ности, хотя некоторые дома будут еще стоять.   были построены, либо были снесены подобные   не квартала. Сохраняется угловой – тот самый,
 Например, дом с аркой. А ансамбль погибнет.  строения, стоящие в середине квартала. Потому   который включен в ансамбль камерной площа-  На мастер-плане показаны кварталы, под-
 И вновь о дворовом пространстве. Централь-  что дворы такими огромными не задумывались.   ди у дома-арки, тот самый, напротив которого   лежащие уничтожению. Иными слова, сносит-
 ный квартал. Четырехэтажные жилые дома   Теперь нарушена гармония, и ее необходимо   есть намерение снести ему подобный и поста-  ся все окружение центрального квартала: за-
 окаймляют обширное дворовое пространство   восстанавливать так, как это было в проекте.   вить дом-«брусок». Этот угловой дом сохра-  стройка сквера, периметральная застройка
 с детскими и спортивными площадками. Чего   Но без внедрения крупномасштабной и чуже-  нят – и это заслуга жильцов, – а весь квартал за   соседних кварталов, построенных по единому
 определенно не хватает этому двору – зеле-  родной застройки. Несколько девятиэтажек – и   ним предполагают снести. И этот угловой дом   морфологическому признаку, в едином про-
        останется в одиночестве, он лишится своей ар-          странственном коде. Нынче администрацией
        хитектурной  и градостроительной поддержки:            города планируется уничтожение застройки,
        он лишится окружения. Еще один пример гра-             которая задает и масштаб пока еще сохранив-
        достроительной культуры 50-х годов прошло-             шемуся центру этого города, и создает обрам-
        го столетия будет уничтожен. Я уже не говорю           ление центральному кварталу. Потеряв свое                №2 (17) 2024
        о «малых» потерях – сносе одиночных зданий             окружение, этот квартал, конечно, никуда не
        этой эпохи. Однако малых потерь не бывает.             исчезнет, но он осиротеет, превратится в некое

















 Сквер на улице Ленина. Построен в начале 1950-х гг.   Сквер на улице Ленина. Построен в начале 1950-х гг.   Центральная улица. Фотохроника ТАСС.   Центральная улица, вид от сквера на север.   Улица Ленина. Из семейного архива Панфиловых.
 Из семейного архива Ждановых. Вторая половина 1960-х гг.  Из семейного архива Поручиковых. Конец 1970-х гг.  Автор Н. Кулешов. Февраль 1954 г.  Из семейного архива Панфиловых. Середина 1950-х гг.  Середина 1950-х гг.

 28                                                                                                         29
   26   27   28   29   30   31   32   33   34   35   36