Page 31 - НОПРИЗ 2 2024 развороты
P. 31
градостроительство градостроительство
кой создают локальный ансамбль теперь уже ни, зеленых насаждений разного свойства: от никакие случайно сохраненные дома и починен-
небольшой, камерной площади, в котором арка шпалерной до островной. Но главное – двух не- ные фасады не спасут.
играет ведущую роль, а фланкирующие здания высоких корпусов в центре квартала, которые Именно такая застройка своими точечными,
с деликатно акцентированными углами – вто- были когда-то задуманы авторами первого ген- вроде бы безобидными инъекциями-включения-
ростепенную. Известно, что в любой компози- плана. Они были предложены архитекторами ми способна уничтожить то малое, что в городе
ции, для того чтобы «работал» главный акцент, девятой мастерской не только для этого, но для еще осталось. А в городе, вернее, в его центре,
нужны и второстепенные акценты, и фон. Без каждого городского квартала. Пара корпусов в еще осталось ощущение гармоничного жилого
них основной акцент перестает быть акцентом: середине квартала – основная градостроитель- пространства с невысокими корпусами и дворами
он теряет свой ведущий композиционно-про- ная тема жилых дворов. Конечно, эти корпуса как «внегородскими» единицами жилья, «своего»
странственный и художественный смысл, свое не были жилыми – социального назначения или жилья и «своего» пространства. Заложенные ав-
значение. специализированного жилья – общежитиями. торами-градостроителями пространственно рас-
Поэтому замещение одного из ансамблевых Важно другое: они были. Кстати, в центральном члененные, а потому разнообразные дворы при
угловых зданий (что стоит в планах городской квартале один из двух когда-то запланирован- четырехэтажной застройке задумывались как
администрации) на иное, пусть той же этажно- ных корпусов совсем недавно был снесен. места активного и пассивного отдыха для всех
сти, но уже не угловое, а здание-«брусок» иной Авторы не зря вводили эту пару: за счет нее возрастных категорий жильцов. И эти места,
стилистики, приведет не просто к локальной внутриквартальное пространство приобрета- безусловно, должны находиться среди густой и
трансформации застройки, потере простран- ло гармоничное соотношение высоты здания к ухоженной зелени. Именно поэтому в советском
ственной и стилистической симметрии, но к пол- ширине двора, о чем я писал чуть ранее. Таким градостроительстве означенного периода проек-
ному уничтожению целостности, ансамблевости образом, основные габариты, то есть внешние тировались и создавались дворы сложной кон-
всего центрального квартала. Я подчеркиваю – размеры кварталов, были рассчитаны на при- фигурации, что, к сожалению, ныне утеряно.
всего, а не только углового фрагмента. В этом сутствие этих пар корпусов. Они гармонизиро- Еще более суровая будущность ожидает тот
случае будет уничтожен памятник советского вали внутриквартальное пространство. Теперь квартал, что у центрального сквера, того скве-
градостроительства 50-х годов прошлого века, в центральном квартале такого корпуса уже нет, ра, что ведет к арке. Из всего квартала сохраня- Мастер-план комплексного развития несмежных территорий близ Рабочей,
который сейчас, к сожалению, не обладает этим и внутреннее пространство квартала кажется ются лишь два дома: угловой, жилой, который Центральной, Московской улиц в городе Фрязино
статусом, но является им по существу. Будет преувеличенным, излишним, чрезмерным. И это не был включен в список сносимых стараниями городского округа Фрязино Московской области.
уничтожена сама идея ансамблевости и целост- относится ко всем кварталам, в которых либо не жильцов, и корпус детского дома, что в глуби- Постановление администрации городского округа Фрязино от 03.04.2024 № 307
ности, хотя некоторые дома будут еще стоять. были построены, либо были снесены подобные не квартала. Сохраняется угловой – тот самый,
Например, дом с аркой. А ансамбль погибнет. строения, стоящие в середине квартала. Потому который включен в ансамбль камерной площа- На мастер-плане показаны кварталы, под-
И вновь о дворовом пространстве. Централь- что дворы такими огромными не задумывались. ди у дома-арки, тот самый, напротив которого лежащие уничтожению. Иными слова, сносит-
ный квартал. Четырехэтажные жилые дома Теперь нарушена гармония, и ее необходимо есть намерение снести ему подобный и поста- ся все окружение центрального квартала: за-
окаймляют обширное дворовое пространство восстанавливать так, как это было в проекте. вить дом-«брусок». Этот угловой дом сохра- стройка сквера, периметральная застройка
с детскими и спортивными площадками. Чего Но без внедрения крупномасштабной и чуже- нят – и это заслуга жильцов, – а весь квартал за соседних кварталов, построенных по единому
определенно не хватает этому двору – зеле- родной застройки. Несколько девятиэтажек – и ним предполагают снести. И этот угловой дом морфологическому признаку, в едином про-
останется в одиночестве, он лишится своей ар- странственном коде. Нынче администрацией
хитектурной и градостроительной поддержки: города планируется уничтожение застройки,
он лишится окружения. Еще один пример гра- которая задает и масштаб пока еще сохранив-
достроительной культуры 50-х годов прошло- шемуся центру этого города, и создает обрам-
го столетия будет уничтожен. Я уже не говорю ление центральному кварталу. Потеряв свое №2 (17) 2024
о «малых» потерях – сносе одиночных зданий окружение, этот квартал, конечно, никуда не
этой эпохи. Однако малых потерь не бывает. исчезнет, но он осиротеет, превратится в некое
Сквер на улице Ленина. Построен в начале 1950-х гг. Сквер на улице Ленина. Построен в начале 1950-х гг. Центральная улица. Фотохроника ТАСС. Центральная улица, вид от сквера на север. Улица Ленина. Из семейного архива Панфиловых.
Из семейного архива Ждановых. Вторая половина 1960-х гг. Из семейного архива Поручиковых. Конец 1970-х гг. Автор Н. Кулешов. Февраль 1954 г. Из семейного архива Панфиловых. Середина 1950-х гг. Середина 1950-х гг.
28 29