Page 16 - НОПРИЗ 2 2024 развороты
P. 16
актуально актуально
млрд кв. м, к 2030 году – 4880 млрд кв. м), Развитие рынка найма жилищного фонда Водоохранные мероприятия
строительство нового фонда за период с 2019 коммерческого использования.
по 2030 год составит 1205,1, или 24,6% от об- е) реализация программы модернизации
щей площади жилищного фонда по состоя- коммунальной инфраструктуры и улучшение и проблемы
нию на конец 2030 года. Второй фактор – это качества предоставляемых коммунальных ус-
капитальный ремонт или реновация жилищ- луг для 20 млн человек к 2030 году;
ного фонда. Следует отметить, что поддер- Формирование мер стимулирования частных затопления
жание достигнутых в 2023 году темпов жи- инвестиций в строительство, реконструкцию и
лищного строительства позволяет выполнить модернизацию объектов коммунальной инфра-
установленный в пункте 4 в) целевой показа- структуры.
тель к 2030 году без учета реновации и капи- Совершенствование системы управления Элеонора Арсеновна ШЕВЧЕНКО,
тального ремонта. жилищно-коммунальной сферой, включая по- действительный государственный советник РФ 3-го класса, кандидат архитектуры,
Создание предпосылок к формированию са- вышение уровня компетенций руководителей
моокупаемой системы энергоэффективного ка- и специалистов предприятий жилищно-ком- советник РААСН, член-корреспондент МААМ,
питального ремонта на основе специализиро- мунального хозяйства, профильных органов почетный архитектор России, помощник президента НОПРИЗ
ванных структур, отвечающих за экспертную управления.
(техническую) оценку и реализацию энергоэф- Не менее важным направлением системной Ежегодно происходящие случаи массовых за- возможному пользованию территориями, при-
фективных мероприятий, развитой финансовой модернизации коммунальной инфраструктуры топлений не только территорий застройки, рас- легающими к этим источникам.
инфраструктуры, позволяющей привлекать в является совершенствование системы тариф- положенной в непосредственной близости от До 1990-х годов при разработке проектной
проекты энергоэффективного капитального ре- ного регулирования. водотоков (рек), но и больших площадей насе- документации осуществлялось на основании
монта капиталы частных кредитных организа- Существующее тарифное регулирование но- ленных пунктов и межселенных территорий за- действовавших в тот период нормативных ак-
ций и инвесторов. сит затратный характер по принципу «затраты ставляют задуматься над причиной этих порой тов. Практика тех лет свидетельствует о еди-
г) устойчивое сокращение непригодного для плюс», что не стимулирует организации комму- катастрофических явлений. ничных случаях катастрофических затоплений
проживания жилищного фонда; нального комплекса к повышению эффектив- В этой связи следует обратиться к действу- заселенных территорий. Выяснение причин
Подготовка решений по повышению ответ- ности деятельности и ведет к росту тарифов ющим в настоящее время законодательным и происходящего в настоящее время следует на-
ственности собственников жилья за безопас- на коммунальные услуги. Составной частью та- нормативным документам, регламентирующим чать с анализа действующих сегодня законода-
ную эксплуатацию МКД, включая уточнение рифа являются амортизация и часть прибыли, хозяйственную и градостроительную деятель- тельных и нормативных актов.
правил оценки аварийного жилья. предназначенной для развития производства, ность, условно скажем, в бассейнах рек – ма- Действующие в настоящее время законо-
Формирование фондов социального жилья в использование которых не регламентирует- лых, крупных и их притоков. дательные и нормативные основополагающие
населенных пунктах. ся и никем не контролируется. Существующая В настоящее время основным документом, документы в разной степени вобрали ряд по-
1
Совершенствование механизмов переселе- система не создает условий для снижения из- регулирующим деятельность в зонах поверх- казателей и требований по ограничению ис-
ния граждан из непригодного для проживания держек производства и зачастую приводит к ностных водных источников, является Водный пользования территорий, определенных норма-
жилищного фонда, с использованием социаль- нецелевому использованию инвестиционных кодекс Российской Федерации и ряд норма- тивными актами СССР как водоохранные зоны.
ного жилья с соблюдением жилищных прав средств. тивных документов, принятых постановления- Для удобства пользования нормативными доку-
граждан. ж) обеспечение значимого роста энергети- ми Правительства РФ в разные годы. Одно из ментами для проектировщиков был издан спра-
д) повышение доступности жилья на первич- ческой и ресурсной эффективности в жилищ- последних постановлений Правительства было вочник , в который вошли основные требова-
2
ном рынке; но-коммунальном хозяйстве, промышленном и принято 24.05.2024 за № 670 «О внесении изме- ния из законодательных и нормативных актов
Государственная поддержка низкомаржи- инфраструктурном строительстве; нений в постановления Правительства Россий- того периода . №2 (17) 2024
3
нальных проектов жилищного строительства Важным направлением повышения эф- ской Федерации от 18.04.2014 № 360 «О зонах Все действия, связанные с использовани-
6
в средних и малых городах России. фективности является развитие проектно- затопления, подтопления». ем ценнейших общенациональных ресурсов,
Поддержание рынка ипотеки и стимулирова- изыскательской деятельности в сочетании с Все документы, регулирующие деятельность какими являются земля и водные источники,
ние спроса на жилье. совершенствованием системы техническо- в зонах поверхностных водных источников, подпадают под действие общих положений
Сохранение и совершенствование специаль- го регулирования. Основным направлением должны координироваться (синхронизировать- Основ государственной политики Российской
ных льготных ипотечных программ для отдель- деятельности НОПРИЗ остается повышение ся) с рядом законодательных и нормативных Федерации в области исторического просве-
ных категорий граждан (семьи, имеющие трех роли и ответственности специалистов стро- документов всех уровней смежных видов дея- щения, пункт «б): государственная политика в
и более детей, участники СВО, продление про- ительной отрасли за качество проектных тельности, в том числе с Градостроительным и области исторического просвещения – сово-
граммы на приобретение жилья в новострой- решений, включая специалистов заказчи- Земельным кодексами, Законом «Об объектах купность действий, реализуемых субъектами
ках), а также реализация программы льготной ков-застройщиков и контрольно-надзорных культурного наследия (памятниках истории и
ипотеки на сельских территориях. органов. культуры) народов Российской Федерации». Это 1 Водный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ.
Кроме того, НОПРИЗ предполагает посте- важно, так как главной задачей и целью законов 2 Градостроительство. Справочник проектировщика. М., Стройиздат, 1978.
6 Низкомаржинальный экон., характеризующийся низкой маржинальностью, даю- пенный переход к оценке качества проектных и нормативных документов о возможности хо- 3 Строительные нормы и правила. Планировка и застройка городов, поселков и
щий небольшую маржу. Маржа – это выгода, ради которой и ведется деятельность. решений на основе расчетов прогнозной стои- зяйственной и иной деятельности в бассейнах сельских населенных пунктов. М., Стройиздат, 1976; Постановление Совмина РСФСР
Она представляет собой разницу между выручкой и себестоимостью. Маржа рассчи- мости затрат всего жизненного цикла объектов водных источников (реки, озера, водохранили- от 17.03.1989 № 91 (ред. от 27.12.1994) «Об утверждении Положения о водоохранных
тывается в рублях по формуле. капитального строительства. ща и др.) является установление требований к зонах (полосах) рек, озер и водохранилищ в Российской Федерации» и ряд других.
14 15