Page 77 - НОПРИЗ_04_2023 развороты
P. 77

юбилеи                                                                                       юбилеи


 Сергей Клименко,   Уважение к наследию, особое понимание его   Вспоминая об учебе в МАРХИ
 кандидат архитектуры, профессор кафедры истории   роли  в  современной  архитектуре,  открытость
 архитектуры и градостроительства МАРХИ  в то же время к новому – это то, что сформи-  Студенты выпуска 1988–1994 гг.
 После окончания ин-  ровало фундамент преподавания на кафедре
 ститута, уже работая на   реконструкции и реставрации в архитектуре и
 кафедре истории архи-  имеет продолжение в наши дни. Такое понима-
 тектуры и градострои-  ние архитектурной профессии и своего места
 тельства, при подготовке   в ней, воспринятое выпускниками кафедры,
 курса лекций по истории   некоторые из которых сегодня преподают в
 русской архитектуры, мне   МАРХИ, в частности на кафедре истории архи-
 на глаза попался девиз   тектуры и градостроительства, как представля-
 действовавшего в начале   ется, оказало влияние и в целом на педагогиче-
 XX века известного объ-  скую систему института. Сегодня, пожалуй, на
 единения художников и   всех  выпускающих  кафедрах  многие  проекты
 архитекторов  в  Дармштадте,  воплотившего  в   демонстрируют особое отношение к архитек-
 своих произведениях черты нового для того   турному наследию, понимание его ценности и
 времени стиля модерн, – «Уважайте прошлое и   важности включения в современный контекст.
 имейте мужество попробовать новое». Неожи-  Этот бесценный опыт органичного соединения
 данным образом для меня самого именно эти   традиций и новейших исканий, сформировав-
 слова очень точно совпали с ощущением от   шийся  примерно  за последние  пятьдесят  лет
 того периода учебы в МАРХИ в самом начале   в институте, на мой взгляд, – явление того же
 1990-х годов, который оказался связан с кафе-  порядка, что и авангардная школа ВХУТЕМАСа
 дрой реконструкции и реставрации в архитек-  1920-х годов, являвшаяся предтечей МАРХИ,
 туре, пятидесятилетие которой было отмечено   или неоклассицизм середины XX века, форми-
 в 2023 году. Видеть широко вокруг, не замыка-  ровавшийся в том числе в стенах МАРХИ. Се-
 ясь  в  рамки  только  своего  предмета  занятий,   годня мы видим, что к этим ярким страницам
 и в то же время глубоко погружаться в реше-  отечественной архитектуры первой половины
 ние очень конкретной задачи, – пожалуй, самые   XX века существует неподдельный интерес да-
 главные качества, которые стремились вос-  леко за пределами России. Хотелось бы верить,
 питывать в своих учениках педагоги кафедры.   что вторая половина этого столетия в истории
 Нам это последовательно прививали, в частно-  Московского архитектурного института будет
 сти Сергей Сергеевич Подъяпольский и Наталья   так же интересна, причем не только професси-
 Владимировна Мовчан, воплощавшие, как каза-  ональному сообществу, как и ее предшествую-
 лось, диаметрально  противоположные ипоста-  щие страницы. По существу, в соединении тра-  На фотографии группа № 2, 2-й курс, факультет ФОП. Преподаватели по проекту: Любимова, Кудрявцева, Белоусова.
 си архитектурного творчества, – классическую   диций и поисков нового формировалась первая   Сидят слева направо: Каякина Виктория, Сарманова Ольга, Григорян Елена, Головина Инна, Райович Даниэла (Югославия), Кочеткова Татьяна, Сикарёва Наталья.
 реставрацию и смелый поиск новых форм, –   специальная архитектурная школа Москвы,   Стоят справа налево: Тихонова Ольга, Кошелев Андрей, Зудин Михаил, Груздев Олег, Бабина Виктория, Попов Павел, Самойлович Алексей, Бикбаев Рашит, Подрезков Николай,
 формируя уважение к ним в равной степени.   созданная в 1749 году архитектором Дмитрием   Рабочих Юрий, Осипов Павел, Аганина Юлия, Пекарь Галина, Тума Сабри (Сирия), Шестихина Надежда
 Дискуссионный характер их подходов удиви-  Васильевичем Ухтомским, которой в 2024 году                                 №4 (15) 2023
 тельным образом находил множество точек со-  исполняется 275 лет и преемником которой, как
 прикосновения благодаря фигуре заведующего   показывает история архитектурного образова-  надежда Шестихина, архитектор-дизайнер,   однокурсники – нарисовали на колоннах зай-
 кафедрой Юлия Владимировича Ранинского.   ния в Москве, является МАРХИ.  самозанятая:  цев – посмеялись вместе. Пришел преподава-
          Учеба в МАРХИ – золотое время! Препода-              тель и сказал: «Бери гуашь и сделай все ярко!»
 Педагоги кафедры реконструкции и реставрации в архитектуре МаРХи. начало 1990-х гг.  ватели и однокурсники – удивительные, та-  Очень меня удивил: «Так разве можно? Как-то
        лантливые  люди.  Время  творчества,  надежд,          привыкли к деликатности акварели или цвет-
        событий, свободы и беззаботности. Проекты,             ных карандашей хотя бы». В итоге – удалось
        рисунок,  живопись,  история  искусств,  исто-         доработать и поучаствовать в конкурсе. Урок
        рия архитектуры и градостроительства – все             на всю жизнь: «В любой ситуации можно най-
        ярко и красочно. Поездки на пленер: голодный           ти решение – главное подойти к нему творче-
        Муром, нереальные Соловки, чудный Перес-               ски!»
        лавль-Залесский, сказочные Ферапонтово и
        Кириллов.                                                Павел Попов, ГАП в ПК ПИК:
          Помню,  был  конкурс  «Велосипедный  завод             Когда нашел элегантную идею клуба на 3-м
        в Мексике». Со свойственной мне медлитель-             курсе, но не получается красиво наладить свя-
  Наталия Владимировна Мовчан  Сергей Сергеевич Подъяпольский  Юлий Владимирович Ранинский  ностью я не успевала сделать подачу. Пришли   зи, вместить объемы и преподаватели Татья-

 74                                                                                                         75
   72   73   74   75   76   77   78   79   80   81   82