Page 77 - НОПРИЗ_04_2023 развороты
P. 77
юбилеи юбилеи
Сергей Клименко, Уважение к наследию, особое понимание его Вспоминая об учебе в МАРХИ
кандидат архитектуры, профессор кафедры истории роли в современной архитектуре, открытость
архитектуры и градостроительства МАРХИ в то же время к новому – это то, что сформи- Студенты выпуска 1988–1994 гг.
После окончания ин- ровало фундамент преподавания на кафедре
ститута, уже работая на реконструкции и реставрации в архитектуре и
кафедре истории архи- имеет продолжение в наши дни. Такое понима-
тектуры и градострои- ние архитектурной профессии и своего места
тельства, при подготовке в ней, воспринятое выпускниками кафедры,
курса лекций по истории некоторые из которых сегодня преподают в
русской архитектуры, мне МАРХИ, в частности на кафедре истории архи-
на глаза попался девиз тектуры и градостроительства, как представля-
действовавшего в начале ется, оказало влияние и в целом на педагогиче-
XX века известного объ- скую систему института. Сегодня, пожалуй, на
единения художников и всех выпускающих кафедрах многие проекты
архитекторов в Дармштадте, воплотившего в демонстрируют особое отношение к архитек-
своих произведениях черты нового для того турному наследию, понимание его ценности и
времени стиля модерн, – «Уважайте прошлое и важности включения в современный контекст.
имейте мужество попробовать новое». Неожи- Этот бесценный опыт органичного соединения
данным образом для меня самого именно эти традиций и новейших исканий, сформировав-
слова очень точно совпали с ощущением от шийся примерно за последние пятьдесят лет
того периода учебы в МАРХИ в самом начале в институте, на мой взгляд, – явление того же
1990-х годов, который оказался связан с кафе- порядка, что и авангардная школа ВХУТЕМАСа
дрой реконструкции и реставрации в архитек- 1920-х годов, являвшаяся предтечей МАРХИ,
туре, пятидесятилетие которой было отмечено или неоклассицизм середины XX века, форми-
в 2023 году. Видеть широко вокруг, не замыка- ровавшийся в том числе в стенах МАРХИ. Се-
ясь в рамки только своего предмета занятий, годня мы видим, что к этим ярким страницам
и в то же время глубоко погружаться в реше- отечественной архитектуры первой половины
ние очень конкретной задачи, – пожалуй, самые XX века существует неподдельный интерес да-
главные качества, которые стремились вос- леко за пределами России. Хотелось бы верить,
питывать в своих учениках педагоги кафедры. что вторая половина этого столетия в истории
Нам это последовательно прививали, в частно- Московского архитектурного института будет
сти Сергей Сергеевич Подъяпольский и Наталья так же интересна, причем не только професси-
Владимировна Мовчан, воплощавшие, как каза- ональному сообществу, как и ее предшествую-
лось, диаметрально противоположные ипоста- щие страницы. По существу, в соединении тра- На фотографии группа № 2, 2-й курс, факультет ФОП. Преподаватели по проекту: Любимова, Кудрявцева, Белоусова.
си архитектурного творчества, – классическую диций и поисков нового формировалась первая Сидят слева направо: Каякина Виктория, Сарманова Ольга, Григорян Елена, Головина Инна, Райович Даниэла (Югославия), Кочеткова Татьяна, Сикарёва Наталья.
реставрацию и смелый поиск новых форм, – специальная архитектурная школа Москвы, Стоят справа налево: Тихонова Ольга, Кошелев Андрей, Зудин Михаил, Груздев Олег, Бабина Виктория, Попов Павел, Самойлович Алексей, Бикбаев Рашит, Подрезков Николай,
формируя уважение к ним в равной степени. созданная в 1749 году архитектором Дмитрием Рабочих Юрий, Осипов Павел, Аганина Юлия, Пекарь Галина, Тума Сабри (Сирия), Шестихина Надежда
Дискуссионный характер их подходов удиви- Васильевичем Ухтомским, которой в 2024 году №4 (15) 2023
тельным образом находил множество точек со- исполняется 275 лет и преемником которой, как
прикосновения благодаря фигуре заведующего показывает история архитектурного образова- надежда Шестихина, архитектор-дизайнер, однокурсники – нарисовали на колоннах зай-
кафедрой Юлия Владимировича Ранинского. ния в Москве, является МАРХИ. самозанятая: цев – посмеялись вместе. Пришел преподава-
Учеба в МАРХИ – золотое время! Препода- тель и сказал: «Бери гуашь и сделай все ярко!»
Педагоги кафедры реконструкции и реставрации в архитектуре МаРХи. начало 1990-х гг. ватели и однокурсники – удивительные, та- Очень меня удивил: «Так разве можно? Как-то
лантливые люди. Время творчества, надежд, привыкли к деликатности акварели или цвет-
событий, свободы и беззаботности. Проекты, ных карандашей хотя бы». В итоге – удалось
рисунок, живопись, история искусств, исто- доработать и поучаствовать в конкурсе. Урок
рия архитектуры и градостроительства – все на всю жизнь: «В любой ситуации можно най-
ярко и красочно. Поездки на пленер: голодный ти решение – главное подойти к нему творче-
Муром, нереальные Соловки, чудный Перес- ски!»
лавль-Залесский, сказочные Ферапонтово и
Кириллов. Павел Попов, ГАП в ПК ПИК:
Помню, был конкурс «Велосипедный завод Когда нашел элегантную идею клуба на 3-м
в Мексике». Со свойственной мне медлитель- курсе, но не получается красиво наладить свя-
Наталия Владимировна Мовчан Сергей Сергеевич Подъяпольский Юлий Владимирович Ранинский ностью я не успевала сделать подачу. Пришли зи, вместить объемы и преподаватели Татья-
74 75