Page 76 - НОПРИЗ_04_2023 развороты
P. 76

юбилеи                                                                                                                                                                                                    юбилеи


          Сергей Клименко,                                             Уважение к наследию, особое понимание его                     Вспоминая об учебе в МАРХИ
          кандидат архитектуры, профессор кафедры истории            роли  в  современной  архитектуре,  открытость
          архитектуры и градостроительства МАРХИ                     в то же время к новому – это то, что сформи-                    Студенты выпуска 1988–1994 гг.
                                       После окончания ин-           ровало фундамент преподавания на кафедре
                                     ститута, уже работая на         реконструкции и реставрации в архитектуре и
                                     кафедре истории архи-           имеет продолжение в наши дни. Такое понима-
                                     тектуры и градострои-           ние архитектурной профессии и своего места
                                     тельства, при подготовке        в ней, воспринятое выпускниками кафедры,
                                     курса лекций по истории         некоторые из которых сегодня преподают в
                                     русской архитектуры, мне        МАРХИ, в частности на кафедре истории архи-
                                     на глаза попался девиз          тектуры и градостроительства, как представля-
                                     действовавшего в начале         ется, оказало влияние и в целом на педагогиче-
                                     XX века известного объ-         скую систему института. Сегодня, пожалуй, на
                                     единения художников и           всех  выпускающих  кафедрах  многие  проекты
             архитекторов  в  Дармштадте,  воплотившего  в           демонстрируют особое отношение к архитек-
             своих произведениях черты нового для того               турному наследию, понимание его ценности и
             времени стиля модерн, – «Уважайте прошлое и             важности включения в современный контекст.
             имейте мужество попробовать новое». Неожи-              Этот бесценный опыт органичного соединения
             данным образом для меня самого именно эти               традиций и новейших исканий, сформировав-
             слова очень точно совпали с ощущением от                шийся  примерно  за последние  пятьдесят  лет
             того периода учебы в МАРХИ в самом начале               в институте, на мой взгляд, – явление того же
             1990-х годов, который оказался связан с кафе-           порядка, что и авангардная школа ВХУТЕМАСа
             дрой реконструкции и реставрации в архитек-             1920-х годов, являвшаяся предтечей МАРХИ,
             туре, пятидесятилетие которой было отмечено             или неоклассицизм середины XX века, форми-
             в 2023 году. Видеть широко вокруг, не замыка-           ровавшийся в том числе в стенах МАРХИ. Се-
             ясь  в  рамки  только  своего  предмета  занятий,       годня мы видим, что к этим ярким страницам
             и в то же время глубоко погружаться в реше-             отечественной архитектуры первой половины
             ние очень конкретной задачи, – пожалуй, самые           XX века существует неподдельный интерес да-
             главные качества, которые стремились вос-               леко за пределами России. Хотелось бы верить,
             питывать в своих учениках педагоги кафедры.             что вторая половина этого столетия в истории
             Нам это последовательно прививали, в частно-            Московского архитектурного института будет
             сти Сергей Сергеевич Подъяпольский и Наталья            так же интересна, причем не только професси-
             Владимировна Мовчан, воплощавшие, как каза-             ональному сообществу, как и ее предшествую-
             лось, диаметрально  противоположные ипоста-             щие страницы. По существу, в соединении тра-                                     На фотографии группа № 2, 2-й курс, факультет ФОП. Преподаватели по проекту: Любимова, Кудрявцева, Белоусова.
             си архитектурного творчества, – классическую            диций и поисков нового формировалась первая                         Сидят слева направо: Каякина Виктория, Сарманова Ольга, Григорян Елена, Головина Инна, Райович Даниэла (Югославия), Кочеткова Татьяна, Сикарёва Наталья.
             реставрацию и смелый поиск новых форм, –                специальная архитектурная школа Москвы,                         Стоят справа налево: Тихонова Ольга, Кошелев Андрей, Зудин Михаил, Груздев Олег, Бабина Виктория, Попов Павел, Самойлович Алексей, Бикбаев Рашит, Подрезков Николай,
             формируя уважение к ним в равной степени.               созданная в 1749 году архитектором Дмитрием                                           Рабочих Юрий, Осипов Павел, Аганина Юлия, Пекарь Галина, Тума Сабри (Сирия), Шестихина Надежда
             Дискуссионный характер их подходов удиви-               Васильевичем Ухтомским, которой в 2024 году                                                                                                                                     №4 (15) 2023
             тельным образом находил множество точек со-             исполняется 275 лет и преемником которой, как
             прикосновения благодаря фигуре заведующего              показывает история архитектурного образова-                       надежда Шестихина, архитектор-дизайнер,              однокурсники – нарисовали на колоннах зай-
             кафедрой Юлия Владимировича Ранинского.                 ния в Москве, является МАРХИ.                                   самозанятая:                                           цев – посмеялись вместе. Пришел преподава-
                                                                                                                                       Учеба в МАРХИ – золотое время! Препода-              тель и сказал: «Бери гуашь и сделай все ярко!»
                Педагоги кафедры реконструкции и реставрации в архитектуре МаРХи. начало 1990-х гг.                                  ватели и однокурсники – удивительные, та-              Очень меня удивил: «Так разве можно? Как-то
                                                                                                                                     лантливые  люди.  Время  творчества,  надежд,          привыкли к деликатности акварели или цвет-
                                                                                                                                     событий, свободы и беззаботности. Проекты,             ных карандашей хотя бы». В итоге – удалось
                                                                                                                                     рисунок,  живопись,  история  искусств,  исто-         доработать и поучаствовать в конкурсе. Урок
                                                                                                                                     рия архитектуры и градостроительства – все             на всю жизнь: «В любой ситуации можно най-
                                                                                                                                     ярко и красочно. Поездки на пленер: голодный           ти решение – главное подойти к нему творче-
                                                                                                                                     Муром, нереальные Соловки, чудный Перес-               ски!»
                                                                                                                                     лавль-Залесский, сказочные Ферапонтово и
                                                                                                                                     Кириллов.                                                Павел Попов, ГАП в ПК ПИК:
                                                                                                                                       Помню,  был  конкурс  «Велосипедный  завод             Когда нашел элегантную идею клуба на 3-м
                                                                                                                                     в Мексике». Со свойственной мне медлитель-             курсе, но не получается красиво наладить свя-
              Наталия Владимировна Мовчан      Сергей Сергеевич Подъяпольский        Юлий Владимирович Ранинский                     ностью я не успевала сделать подачу. Пришли            зи, вместить объемы и преподаватели Татья-

             74                                                                                                                                                                                                                          75
   71   72   73   74   75   76   77   78   79   80   81