Page 72 - НОПРИЗ_04_2023 развороты
P. 72
юбилеи юбилеи
– краткую архитек- турному образованию. Правительством было Выпускники о ярких воспоминаниях
турную энциклопедию принято решение о создании Свободных го-
в 2 томах; сударственных художественных мастерских. из студенческой жизни
– курс всеобщей Но уже в 1920 г. на основе слияния мастер- Н.И. Щепетков,
истории архитектуры. ских создаются ныне всемирно знаменитые заведующий кафедрой «архитектурная физика» МАРХИ,
РЦХИДНИ. Ф. 17. Оп. ВХУТЕМАС – Высшие художественно-техниче- ДОЛГАЯ ТРУДОВАЯ ЖИЗНЬ В МАРХИ доктор архитектуры, профессор
3. Д. 932. Л. 27, 49-50. ские мастерские, архитектурный факультет ко- «Когда мы поступали в родной наш институт, практик по геодезии, об-
Подлинник. Машино- торых возглавили И. Жолтовский, А. Щусев и мы ничего не знали о том, как в нем живут», – мерам, рисунку и живо-
пись. др. Одновременно продолжало работать архи- слова из гимна студентов-архитекторов рубе- писи, ознакомительных
К этому времени тектурное отделение МВТУ. В 1930 г. правитель- жа 1950–1960-х гг. (автор А. Звездин). Проле- по истории архитектуры,
московская архитек- ство приняло решение о реорганизации мо- тело почти 65 лет. Как он жил и изменялся (от с поездками по городам
турная школа прошла сковских вузов, и архитектурные факультеты МАИ с 1933 г. до МАРХИ примерно в 1970 г.), СССР, тоже почти ниче-
уже несколько этапов были переименованы во ВХУТЕИН-ВХУТЕМАС можно обозначить лишь штрихами из личной го не осталось. Резуль-
Дмитрий Васильевич Ухтомский своей истории, ее на- и МВТУ и объединены в единый Архитектур- памяти. Работающих в МАРХИ очевидцев этой тат современного обра-
чало было заложено но-строительный институт (АСИ), который стал эволюции остались единицы, и у каждого свои за жизни и образования,
в далеком 1749 г. князем Д. Ухтомским, органи- первым специализированным архитектурным воспоминания, но есть и общие явления: не- школьного и вузовского
зовавшим при своей команде в Сенатской кон- институтом, выпускающим инженеров-архи- которые представляются как невосполнимые под влиянием Болонской
торе первую регулярную архитекторскую шко- текторов по всем видам строительства, в том утраты в судьбе института и архитектурного системы – индивидуализм, клиповое мышле-
лу, где, кроме него, преподавали его помощники числе по планировке населенных мест. И вот образования, другие – как современные и пер- ние, отказ от трудоемких шпаргалок для эк-
П.Р. Никитин, Г.Г. Бартенев и старшие ученики – в 1933 г. в Москве был создан первый в стра- спективные обретения и тенденции. заменов (все надеются на интернет), засилье
М.Ф. Казаков, В.С. Яковлев, И. Парфеньев и др. не архитектурный институт – МАИ – прообраз В конце 1950-х гг. МАИ был компактным (чуть гаджетов подавляют осознание необходимо-
К 1761 г. в школе обучалось около 80 человек. всех учебных заведений России и всей системы более тысячи человек на шести курсах четырех сти стремления к самостоятельному поиску
Школу Ухтомского окончили выдающиеся рус- ее высшего архитектурного образования. День дневных факультетов – ФОП, ЖОС, ПРОМ, ГРА- истин и знаний. Основы синтеза искусств в
ские архитекторы А. Кокоринов и М. Казаков. принятия постановления от 14 октября 1933 г. ДО) и слыл элитным: в нем учились дети неко- архитектуре, то есть учебное освоение хотя
С сожалением следует сказать, что в 1764 г. стал началом отсчета деятельности Московско- торых наших вождей, из его стен выходили не бы ремесла рисунка, живописи по последним
специализированная архитектурная школа го архитектурного института – МАИ, переиме- только известные архитекторы, но и великие учебным программам сокращено до миниму-
была закрыта, но позже по примеру Д. Ухтом- нованного в 1977 г. в МАРХИ, ныне Московский артисты (И. Архипова), кинорежиссеры (Г. Да- ма. Лабораторно-практические работы как эф-
ского в Москве появились школы М. Казакова и архитектурный институт (государственная нелия), художники (Б. Мессерер), джазмены фективный вид профессионального обучения
В. Баженова. академия) – МАРХИ. Именно 14 октября празд- (А. Козлов), поэты (А. Вознесенский – вспом- по ряду сопутствующих дисциплин и как на-
Со времени создания первой архитектур- нуется как день рождения ведущего архитек- ним его «Пожар в Архитектурном», 1957 г.) и др. следие ВХУТЕМАСа – ВХУТЕИНа утрачены. Все
ной школы минуло 274 года, архитектурное турного вуза России. Это был в целом мужской вуз (благодаря нали- свелось к компьютерному проектированию.
образование в России претерпевало различ- чию военной кафедры), лишь 20–35% в разные Причин этому много. Хрущевская реформа в
ные изменения. Принципы обучения и тради- годы составляли девушки. Сегодня пропорция области архитектуры радикально отразилась
ции школы Ухтомского были развиты его уче- обратная. У нас процветала художественная на учебных программах со своими минусами и
ником В. Баженовым, а позже М. Казаковым. самодеятельность: на концерты послевоенных плюсами. Как плюс – открылись возможности
Именно под руководством М. Казакова в 1786 г. выпускников института, создавших коллекти- изучать современную западную и авангард-
была создана Архитектурная школа Кремлев- вы «Кохинора» и «Рейсшинки», в Центральный ную отечественную архитектуру начала XX в.
ской экспедиции, преобразованная в 1804 г. в дом архитектора съезжались известные совет- Тем более что среди преподавателей был ряд №4 (15) 2023
Кремлевское училище, ставшее впоследствии ские артисты и деятели культуры. авторов этого авангарда (В. Кринский, И. Лам-
Московским дворцовым архитектурным учи- В МАРХИ доминировал дружный коллекти- цов, М. Туркус, И. Николаев, М. Барщ и др.). Как
лищем, из стен которого выходили архитекто- визм: все студенты курса (и не только своего) минус – то, что отчасти перечислено выше:
ры-практики, получающие звание архитектур- знали друг друга, у каждой группы была своя низвержение архитектуры с исторического
ного помощника и чин ХIV класса (коллежский аудитория, и у каждого студента свой стол, где пьедестала «матери всех искусств» и вообще
регистратор). допоздна работали над проектами, зал заме- из этой культурной сферы в область строитель-
Затем последовали годы других трансфор- чательной библиотеки был всегда заполнен, ной техники (Щусева заменили на Лагутенко).
маций. В 1916 г. по инициативе преподавате- двор с фонтаном на переменках также, мас- Тем не менее практическая потребность в ар-
лей Училища живописи, ваяния и зодчества, совые выезды на уборку картошки в колхозы хитекторах была, поэтому институт в 1970-е гг.
профессоров А.В. Кузнецова, Е.В. Кнорре, каждой осенью бодрили, как и стройки комму- стал выпускать студентов вдвое больше, по-
Н.К. Лахтина и др. было создано архитектур- низма (целина, Ельня), «рабство» студентов, строил собственное общежитие, реконстру-
ное отделение на инженерно-строительном обычно младших старшим по курсам, особен- ировал исторический корпус Строгановского
факультете МВТУ. В те годы в Москве суще- но на дипломных проектах. Это повышало про- училища и возвращенный Министерством выс-
ствовало несколько учебных заведений по Справа налево: ректор МАРХИ, президент РААСН, вице-президент РАХ фессионализм «рабов» и готовило их к бри- шего образования СССР корпус А. Кузнецова.
подготовке архитекторов. Революция 1917 года Д.О. Швидковский, проректор по научной работе МАРХИ, гадной работе в проектных мастерских. Это, В 1980 г. МАРХИ получил здания нефункци-
изменила отношение к архитектуре и архитек- вице-президент РААСН Г.В. Есаулов увы, утрачено. От массовых курсовых учебных онировавшего Рождественского монастыря,
70 71