Page 73 - НОПРИЗ_04_2023 развороты
P. 73

юбилеи                                                                                       юбилеи


 – краткую архитек-  турному образованию. Правительством было   Выпускники о ярких воспоминаниях
 турную энциклопедию   принято решение о создании Свободных го-
 в 2 томах;  сударственных художественных мастерских.   из студенческой жизни
 – курс всеобщей   Но уже в 1920 г. на основе слияния мастер-                                             Н.И. Щепетков,
 истории архитектуры.  ских создаются ныне всемирно знаменитые                    заведующий кафедрой «архитектурная физика» МАРХИ,
 РЦХИДНИ. Ф. 17. Оп.   ВХУТЕМАС – Высшие художественно-техниче-  ДОЛГАЯ ТРУДОВАЯ ЖИЗНЬ В МАРХИ   доктор архитектуры, профессор
 3. Д. 932. Л. 27, 49-50.   ские мастерские, архитектурный факультет ко-  «Когда мы поступали в родной наш институт,   практик по геодезии, об-
 Подлинник. Машино-  торых возглавили И. Жолтовский, А. Щусев и   мы ничего не знали о том, как в нем живут», –   мерам, рисунку и  живо-
 пись.  др. Одновременно продолжало работать архи-  слова из гимна студентов-архитекторов рубе-  писи,  ознакомительных
 К этому времени   тектурное отделение МВТУ. В 1930 г. правитель-  жа 1950–1960-х гг. (автор А. Звездин). Проле-  по истории архитектуры,
 московская архитек-  ство приняло решение о реорганизации мо-  тело почти 65 лет. Как он жил и изменялся (от   с поездками по городам
 турная школа прошла   сковских вузов, и архитектурные факультеты   МАИ с 1933 г. до МАРХИ примерно в 1970 г.),   СССР, тоже почти ниче-
 уже несколько этапов   были переименованы во ВХУТЕИН-ВХУТЕМАС   можно обозначить лишь штрихами из личной   го не осталось. Резуль-
 Дмитрий Васильевич Ухтомский  своей истории, ее на-  и МВТУ и объединены в единый Архитектур-  памяти. Работающих в МАРХИ очевидцев этой   тат современного обра-
 чало было заложено   но-строительный институт (АСИ), который стал   эволюции остались единицы, и у каждого свои   за жизни и образования,
 в далеком 1749 г. князем Д. Ухтомским, органи-  первым  специализированным  архитектурным   воспоминания,  но  есть  и  общие  явления:  не-  школьного и вузовского
 зовавшим при своей команде в Сенатской кон-  институтом,  выпускающим  инженеров-архи-  которые представляются как невосполнимые   под влиянием Болонской
 торе первую регулярную архитекторскую шко-  текторов по всем видам строительства, в том   утраты в судьбе института и архитектурного   системы – индивидуализм, клиповое мышле-
 лу, где, кроме него, преподавали его помощники   числе по планировке населенных мест. И вот   образования, другие – как современные и пер-  ние, отказ от трудоемких шпаргалок для эк-
 П.Р. Никитин, Г.Г. Бартенев и старшие ученики –   в 1933 г. в Москве был создан первый в стра-  спективные обретения и тенденции.  заменов (все надеются на интернет), засилье
 М.Ф. Казаков, В.С. Яковлев, И. Парфеньев и др.   не архитектурный институт – МАИ – прообраз   В конце 1950-х гг. МАИ был компактным (чуть   гаджетов подавляют осознание необходимо-
 К 1761 г. в  школе обучалось около 80 человек.   всех учебных заведений России и всей системы   более тысячи человек на шести курсах четырех   сти стремления к самостоятельному поиску
 Школу Ухтомского окончили выдающиеся рус-  ее высшего архитектурного образования. День   дневных факультетов – ФОП, ЖОС, ПРОМ, ГРА-  истин и знаний. Основы синтеза искусств в
 ские  архитекторы  А.  Кокоринов  и  М.  Казаков.   принятия постановления от 14 октября 1933 г.   ДО) и слыл элитным: в нем учились дети неко-  архитектуре, то есть учебное освоение хотя
 С сожалением следует сказать, что в 1764 г.   стал началом отсчета деятельности Московско-  торых наших вождей, из его стен выходили не   бы ремесла рисунка, живописи по последним
 специализированная  архитектурная  школа  го архитектурного института – МАИ, переиме-  только известные архитекторы, но и великие   учебным  программам  сокращено  до  миниму-
 была закрыта, но позже по примеру Д. Ухтом-  нованного в 1977 г. в МАРХИ, ныне Московский   артисты (И. Архипова), кинорежиссеры (Г. Да-  ма. Лабораторно-практические работы как эф-
 ского в Москве появились школы М. Казакова и   архитектурный  институт  (государственная  нелия), художники (Б. Мессерер), джазмены   фективный вид профессионального обучения
 В. Баженова.   академия) – МАРХИ. Именно 14 октября празд-  (А. Козлов), поэты (А. Вознесенский – вспом-  по ряду сопутствующих дисциплин и как на-
 Со времени создания первой архитектур-  нуется как день рождения ведущего архитек-  ним его «Пожар в Архитектурном», 1957 г.) и др.   следие ВХУТЕМАСа – ВХУТЕИНа утрачены. Все
 ной школы минуло 274 года, архитектурное   турного вуза России.  Это был в целом мужской вуз (благодаря нали-  свелось к компьютерному проектированию.
 образование в России претерпевало различ-  чию военной кафедры), лишь 20–35% в разные   Причин этому много. Хрущевская реформа в
 ные изменения. Принципы обучения и тради-  годы составляли девушки. Сегодня пропорция   области архитектуры радикально отразилась
 ции школы Ухтомского были развиты его уче-  обратная. У нас процветала художественная   на учебных программах со своими минусами и
 ником В. Баженовым, а позже М. Казаковым.   самодеятельность: на концерты послевоенных   плюсами. Как плюс – открылись возможности
 Именно под руководством М. Казакова в 1786 г.   выпускников института, создавших коллекти-  изучать современную западную и авангард-
 была создана Архитектурная школа Кремлев-  вы «Кохинора» и «Рейсшинки», в Центральный   ную отечественную архитектуру начала XX в.
 ской экспедиции, преобразованная в 1804 г. в   дом архитектора съезжались известные совет-  Тем более что среди преподавателей был ряд   №4 (15) 2023
 Кремлевское училище, ставшее впоследствии   ские артисты и деятели культуры.   авторов этого авангарда (В. Кринский, И. Лам-
 Московским дворцовым архитектурным учи-  В МАРХИ доминировал дружный коллекти-  цов, М. Туркус, И. Николаев, М. Барщ и др.). Как
 лищем, из стен которого выходили архитекто-  визм: все студенты курса (и не только своего)   минус – то, что отчасти перечислено выше:
 ры-практики, получающие звание архитектур-  знали друг друга, у каждой группы была своя   низвержение архитектуры с исторического
 ного помощника и чин ХIV класса (коллежский   аудитория, и у каждого студента свой стол, где   пьедестала «матери всех искусств» и вообще
 регистратор).  допоздна работали над проектами, зал заме-     из этой культурной сферы в область строитель-
 Затем  последовали  годы  других  трансфор-  чательной библиотеки был всегда заполнен,   ной техники (Щусева заменили на Лагутенко).
 маций. В 1916 г. по инициативе преподавате-  двор с фонтаном на переменках также, мас-  Тем не менее практическая потребность в ар-
 лей Училища живописи, ваяния и зодчества,   совые выезды на уборку картошки в колхозы   хитекторах была, поэтому институт в 1970-е гг.
 профессоров А.В. Кузнецова, Е.В. Кнорре,   каждой осенью бодрили, как и стройки комму-  стал выпускать студентов вдвое больше, по-
 Н.К. Лахтина и др. было создано архитектур-  низма (целина, Ельня), «рабство» студентов,   строил собственное общежитие, реконстру-
 ное отделение на инженерно-строительном   обычно младших старшим по курсам, особен-  ировал исторический корпус Строгановского
 факультете МВТУ. В те годы в Москве суще-  но на дипломных проектах. Это повышало про-  училища и возвращенный Министерством выс-
 ствовало несколько учебных заведений по    Справа налево: ректор МАРХИ, президент РААСН, вице-президент РАХ   фессионализм «рабов» и готовило их к бри-  шего образования СССР корпус А. Кузнецова.
 подготовке архитекторов. Революция 1917 года   Д.О. Швидковский, проректор по научной работе МАРХИ,   гадной работе в проектных мастерских. Это,   В 1980 г. МАРХИ получил здания нефункци-
 изменила отношение к архитектуре и архитек-  вице-президент РААСН Г.В. Есаулов  увы, утрачено. От массовых курсовых учебных   онировавшего Рождественского монастыря,

 70                                                                                                          71
   68   69   70   71   72   73   74   75   76   77   78