Page 78 - НОПРИЗ_04_2023 развороты
P. 78
юбилеи юбилеи
на Дьяконова и Сергей Гусев со мной в муках («А клячка? – ну, мы про нее знали, но была Дмитрий Алексеевич Карелин,
творят уже месяц – на пороге дедлайна появ- она у единиц, у тех, у кого кто-то бывал за Как молоды мы были и. о. заведующего кафедрой архитектуры общественных зданий,
ляется легенда кафедры ЖОС Зоя Васильевна границей; мякиш прекрасно справлялся!»). А кандидат искусствоведения
Петунина. Она подходит к подрамнику и че- хлебные крошки убирали... заячьей лапкой! Я поступил в МАРХИ в 2000 году, но еще до дрович Шабунин и Гали-
рез минуту говорит: «А что это вы, батенька, Точнее, кроличьей. Порой с остатками засо- поступления, которое удалось у меня лишь со на Валерьевна Лебедева.
так зажались? Надо сюда выдвигаться вторым хшего мяса... Теперь вы тоже это знаете! второй попытки. Во время обучения на подгото- И если Галина Валерьевна
этажом, и тогда эти колонны и второй свет за- вительном отделении я понял, что МАРХИ очень постоянно окружала нас
играют!» инна Головина, архитектор (фрилансер): особенный, непростой и интересный вуз. Впер- практически материнской
Эта ревизоровская сцена запомнилась на- В середине 10-го класса мама сказала: вые понимание того, куда я попал и какой слож- заботой, то Борис Алек-
всегда, а проект клуба попал в метфонд. «А не поступить ли тебе в архитектурный ин- ный и нестандартный путь меня ждет, случилось сандрович старался при-
ститут?» Я удивилась: «Ты что, хочешь чтобы я после знакомства с планировкой здания. Наш ин- вивать истинное понима-
наталья Сикарёва, Московский художе- была прорабом на стройке?» Но вышло так, что ститут находится внутри нескольких связанных ние красоты. Особенно
ственно-промышленный институт, доцент ка- моя одноклассница тоже поступала в МАРХИ, друг с другом исторических зданий, внутри ко- трогало наши души то,
федры «Медиа и дизайн»: она мне сказала про день открытых дверей, я торых немудрено заблудиться, и первые месяцы что эти уроки он почти
Самый важный момент этого курса – пере- сходила. Не то чтобы понравилось, но если я я с трудом находил дорогу в нужные мне места. всегда давал в стихах.
вод в середине семестра с вечернего на днев- встала в очередь, то достою до конца. В худо- Похожим лабиринтом метафорически мож- После окончания МАРХИ я в результате це-
ное обучение без потери курса. И консульта- жественной школе я не училась, но рисовать но охарактеризовать и программу обучения, почки случайных и неожиданных событий сам
ции Зураба Александровича Казбек-Казиева любила и чертила хорошо. Поступила на ме- которая ждала нас впереди. В нашем образо- стал преподавателем. Парадоксально то, что по
по проекту малоэтажного дома. Я спрашивала, сячные курсы и пошла на экзамен. За рисунок вательном процессе удивительным образом сути ничего не изменилось: для меня сегодня
как мне посчитать фундаменты, и в ответ ус- я получила твердую 2. Мы, конечно же, пошли перемешались мотивы авангарда и периода ос- МАРХИ прежде всего коллектив разных, осо-
лышала, что это не в моей компетенции и сей- на апелляцию. Перед нами положили мой ри- воения наследия, множество разных, часто пря- бенных и удивительных людей, и теперь я гово-
час это не нужно. Много вопросов задавала, и сунок и рисунки на 5, 4 и 3. «Ну вот! Вы же мо противоположных мнений по поводу того, рю прежде всего о студентах. Каждый набор на-
он отшучивался, говорил, что в этом проекте видите разницу!» Разницу мы с мамой ника- какой должна быть архитектура и как она долж- шей проектной группы особенный, и у всех них
столько вопросов по конструкциям не задают, кой не видели. Все рисунки были одинаково на создаваться. Студенту, вчера поступившему есть чему учиться, а самой главной нашей за-
и в итоге он не стал смотреть другие проекты прекрасны, только мой был светлее осталь- в МАРХИ, непросто найти себя внутри этого дачей теперь я вижу необходимость помочь но-
и, уходя, сказал одногруппникам: «У кого есть ных. Мы решили, что надо было посильнее многообразия. Уже чуть ближе к середине об- вым поколениям научиться адекватно анализи-
вопросы – все к ней», – посмеялся и ушел из на карандаш нажимать. В соседнем кабинете учения, ко времени перераспределения при ровать то, что происходит вокруг них, спокойно
аудитории. Я была в недоумении, и очень не- непоступивших устраивали на работу. Меня переходе на третий курс, я услышал от одно- воспринимать разные, часто противоположные
ожиданно прошла эта консультация. Все темы взяли чертежником в проектный институт. го очень мудрого человека фразу: «Не важно, точки зрения, принимать самостоятельные ре-
по архитектурным конструкциям я изучала в На следующий год, позанимавшись на курсах на какой кафедре ты учишься и какую специ- шения и найти себя среди огромной и очень
техникуме, потом в проектном институте и, по- и с преподавателем, я поступила с отличны- ализацию ты выбрал, важно, к каким людям ты сложной профессии архитектора.
хоже, задавала более сложные для этого учеб- ми оценками. Ни разу не пожалела. Работаю попал». На мой взгляд, это особенно актуально
ного проекта вопросы, и он решил, что могу и архитектором, очень благодарна своей маме, именно для нашего института.
я ответить на все своим одногруппникам. Вот хотя до сих пор не понимаю, как ей пришла Уже ближе к окончанию я начал осознавать,
так – не спорьте с профессором! в голову идея с архитектурным институтом. что именно ряд потрясающих, а главное близ-
В роду у нас архитекторов нет. ких мне по духу людей, которых мне посчастли-
ольга Сарманова, архитектор (фрилансер): вилось встретить на своем пути, помогли мне
Вспомнились занятия на кафедре живо- Виктория Бабина, ГАП в ООО «Проектное стать тем, кем я есть, и выбрать из всего мно-
писи и выездные живописные практики... бюро «ГрандВилль»: гообразия путей архитектора именно то, что
Творческая атмосфера и та самая «школа», Мое время в МАРХИ стало учебным стилоба- мне близко, а также дать мне важные, а иногда и
преподаватели молодые, талантливые, с го- том, куда наслаиваются следующие и, как ни судьбоносные советы. Речь о моих преподавате-
рящими глазами, веселые, сами – выпускники странно, предыдущие учебы. Здесь дали основ- лях по проекту на первых двух курсах: Валерии
МАРХИ, учили, сами – рядом за мольбертом ной вектор развития, показали красоту и важ- Ильиче Орлове и Елене Валентиновне Мирош-
или этюдником, знакомили с разными техни- ность ремесла, методы и тактики творчества. никовой, самых гениальных преподавателях
ками, искренне радовались удачам, устраива- И диапазон приложения широк: от построения начертательной геометрии и рисунка – Юлии
ли мастер-классы... И после окончания обя- правильного пространства до расчета сопро- Николаевиче Орсе и Михаиле Михайловиче Пап-
зательного курса можно было приходить на тивления материала. Мы жили в окружении кове, великолепных людях, учивших нас пони-
кафедру и продолжать заниматься в качестве выдающихся преподавателей – мастеров сво- манию исторической архитектуры, – Дмитрии
дополнительных занятий... Чудесное время! его дела, пропитывались их страстью к архи- Олеговиче Швидковском, который в те непро-
Моя мама, которая тоже была студенткой тектуре, творчеством и философией. Основы стые годы еще не был нашим ректором, Наталье
МАРХИ в конце шестидесятых, поделилась эти всегда проступают во мне в работе и с го- Олеговне Душкиной и Алексее Александрови-
тут как-то: перед отмывкой чертежа остатки дами дорожают как редкостное вино. че Мусатове. Очень значительными личностями
ластика и неизбежные пятна от карандаша Жалею только об одном – пропусков по для меня стали наши преподаватели по проекту
убирали с использованием хлебного мякиша истории могло быть меньше! на последних четырех курсах – Борис Алексан- 4-я группа, 5-й курс, после вручения диплома, 2022 г.
76 77