Page 79 - НОПРИЗ_04_2023 развороты
P. 79

юбилеи                                                                                       юбилеи


 на Дьяконова и Сергей Гусев со мной в муках   («А  клячка? –  ну,  мы  про  нее  знали, но  была   Дмитрий Алексеевич Карелин,
 творят уже месяц – на пороге дедлайна появ-  она у единиц, у тех, у кого кто-то бывал за   Как молоды мы были  и. о. заведующего кафедрой архитектуры общественных зданий,
 ляется легенда кафедры ЖОС Зоя Васильевна   границей; мякиш прекрасно справлялся!»). А             кандидат искусствоведения
 Петунина. Она подходит к подрамнику и че-  хлебные крошки убирали... заячьей лапкой!   Я поступил в МАРХИ в 2000 году, но еще до   дрович Шабунин и Гали-
 рез минуту говорит: «А что это вы, батенька,   Точнее, кроличьей. Порой с остатками засо-  поступления,  которое  удалось  у  меня  лишь  со   на Валерьевна Лебедева.
 так зажались? Надо сюда выдвигаться вторым   хшего мяса... Теперь вы тоже это знаете!  второй попытки. Во время обучения на подгото-  И если Галина Валерьевна
 этажом, и тогда эти колонны и второй свет за-  вительном отделении я понял, что МАРХИ очень   постоянно окружала нас
 играют!»  инна Головина, архитектор (фрилансер):  особенный, непростой и интересный вуз. Впер-  практически материнской
 Эта ревизоровская сцена запомнилась на-  В середине 10-го класса мама сказала:    вые понимание того, куда я попал и какой слож-  заботой,  то  Борис  Алек-
 всегда, а проект клуба попал в метфонд.  «А не поступить ли тебе в архитектурный ин-  ный и нестандартный путь меня ждет, случилось   сандрович старался при-
 ститут?» Я удивилась: «Ты что, хочешь чтобы я   после знакомства с планировкой здания. Наш ин-  вивать истинное понима-
 наталья Сикарёва, Московский художе-  была прорабом на стройке?» Но вышло так, что   ститут находится внутри нескольких связанных   ние красоты. Особенно
 ственно-промышленный институт, доцент  ка-  моя одноклассница тоже поступала в МАРХИ,   друг с другом исторических зданий, внутри ко-  трогало наши души то,
 федры «Медиа и дизайн»:   она мне сказала про день открытых дверей, я   торых немудрено заблудиться, и первые месяцы   что эти уроки он почти
 Самый важный момент этого курса – пере-  сходила. Не то чтобы понравилось, но если я   я с трудом находил дорогу в нужные мне места.   всегда давал в стихах.
 вод в середине семестра с вечернего на днев-  встала в очередь, то достою до конца. В худо-  Похожим лабиринтом метафорически мож-  После окончания МАРХИ я в результате це-
 ное обучение без потери курса. И консульта-  жественной школе я не училась, но рисовать   но охарактеризовать и программу обучения,   почки случайных и неожиданных событий сам
 ции Зураба Александровича Казбек-Казиева   любила и чертила хорошо. Поступила на ме-  которая  ждала  нас  впереди.  В  нашем  образо-  стал преподавателем. Парадоксально то, что по
 по проекту малоэтажного дома. Я спрашивала,   сячные курсы и пошла на экзамен. За рисунок   вательном процессе удивительным образом   сути  ничего  не  изменилось:  для  меня  сегодня
 как мне посчитать фундаменты, и в ответ ус-  я получила твердую 2. Мы, конечно же, пошли   перемешались мотивы авангарда и периода ос-  МАРХИ прежде всего коллектив разных, осо-
 лышала, что это не в моей компетенции и сей-  на апелляцию. Перед нами положили мой ри-  воения наследия, множество разных, часто пря-  бенных и удивительных людей, и теперь я гово-
 час это не нужно. Много вопросов задавала, и   сунок  и  рисунки  на  5, 4  и  3.  «Ну  вот! Вы же   мо противоположных мнений по поводу того,   рю прежде всего о студентах. Каждый набор на-
 он отшучивался, говорил, что в этом проекте   видите разницу!» Разницу мы с мамой ника-  какой должна быть архитектура и как она долж-  шей проектной группы особенный, и у всех них
 столько вопросов по конструкциям не задают,   кой не видели. Все рисунки были одинаково   на создаваться. Студенту, вчера поступившему    есть чему учиться, а самой главной нашей за-
 и в итоге он не стал смотреть другие проекты   прекрасны, только мой был светлее осталь-  в МАРХИ, непросто найти себя внутри этого   дачей теперь я вижу необходимость помочь но-
 и, уходя, сказал одногруппникам: «У кого есть   ных. Мы решили, что надо было посильнее   многообразия. Уже чуть ближе к середине об-  вым поколениям научиться адекватно анализи-
 вопросы – все к ней», – посмеялся и ушел из   на карандаш нажимать. В соседнем кабинете   учения,  ко  времени  перераспределения  при   ровать то, что происходит вокруг них, спокойно
 аудитории. Я была в недоумении, и очень не-  непоступивших устраивали на работу. Меня   переходе на третий курс, я услышал от одно-  воспринимать разные, часто противоположные
 ожиданно прошла эта консультация. Все темы   взяли чертежником в проектный институт.   го  очень  мудрого  человека  фразу:  «Не  важно,   точки зрения, принимать самостоятельные ре-
 по архитектурным конструкциям я изучала в   На следующий год, позанимавшись на курсах   на какой кафедре ты учишься и какую специ-  шения  и  найти  себя среди огромной  и очень
 техникуме, потом в проектном институте и, по-  и с преподавателем, я поступила с отличны-  ализацию ты выбрал, важно, к каким людям ты   сложной профессии архитектора.
 хоже, задавала более сложные для этого учеб-  ми оценками. Ни разу не пожалела. Работаю   попал». На мой взгляд, это особенно актуально
 ного проекта вопросы, и он решил, что могу и   архитектором, очень благодарна своей маме,   именно для нашего института.
 я ответить на все своим одногруппникам. Вот   хотя до сих пор не понимаю, как ей пришла   Уже ближе к окончанию я начал осознавать,
 так – не спорьте с профессором!  в голову идея с архитектурным институтом.   что именно ряд потрясающих, а главное близ-
 В роду у нас архитекторов нет.  ких мне по духу людей, которых мне посчастли-
 ольга Сарманова, архитектор (фрилансер):  вилось встретить на своем пути, помогли мне
 Вспомнились занятия на кафедре живо-  Виктория Бабина,  ГАП в ООО «Проектное   стать тем, кем я есть, и выбрать из всего мно-
 писи и выездные живописные практики...   бюро «ГрандВилль»:   гообразия путей архитектора именно то, что
 Творческая атмосфера и та самая «школа»,   Мое время в МАРХИ стало учебным стилоба-  мне близко, а также дать мне важные, а иногда и
 преподаватели молодые, талантливые, с го-  том, куда наслаиваются следующие и, как ни   судьбоносные советы. Речь о моих преподавате-
 рящими глазами, веселые, сами – выпускники    странно, предыдущие учебы. Здесь дали основ-  лях по проекту на первых двух курсах: Валерии
 МАРХИ, учили, сами – рядом за мольбертом   ной вектор развития, показали красоту и важ-  Ильиче Орлове и Елене Валентиновне Мирош-
 или этюдником, знакомили с разными техни-  ность ремесла, методы и тактики творчества.   никовой, самых гениальных преподавателях
 ками, искренне радовались удачам, устраива-  И диапазон приложения широк: от построения   начертательной геометрии и рисунка – Юлии
 ли мастер-классы... И после окончания обя-  правильного пространства до расчета сопро-  Николаевиче Орсе и Михаиле Михайловиче Пап-
 зательного курса можно было  приходить на   тивления материала. Мы жили в окружении   кове,  великолепных  людях, учивших  нас  пони-
 кафедру и продолжать заниматься в качестве   выдающихся преподавателей – мастеров сво-  манию  исторической  архитектуры,  –  Дмитрии
 дополнительных занятий... Чудесное время!  его дела, пропитывались их страстью к архи-  Олеговиче Швидковском, который в те непро-
 Моя мама, которая тоже была студенткой   тектуре, творчеством и философией. Основы   стые годы еще не был нашим ректором, Наталье
 МАРХИ  в  конце  шестидесятых,  поделилась   эти всегда проступают во мне в работе и с го-  Олеговне Душкиной и Алексее Александрови-
 тут как-то: перед отмывкой чертежа остатки   дами дорожают как редкостное вино.   че Мусатове. Очень значительными личностями
 ластика и неизбежные пятна от карандаша   Жалею только об одном – пропусков по   для меня стали наши преподаватели по проекту
 убирали с использованием хлебного мякиша    истории могло быть меньше!  на последних четырех курсах – Борис Алексан-  4-я группа, 5-й курс, после вручения диплома, 2022 г.

 76                                                                                                         77
   74   75   76   77   78   79   80   81   82   83   84