Page 54 - НОПРИЗ_2_2023
P. 54
наследие
или сельское поселение) идентифицируется с Конкурентоспособность территории, ее при-
определенными ценностями, с тем, что созда- влекательность напрямую связаны с мотива-
ет ей репутацию, что, в свою очередь, должно торами ее развития – точками роста – местами
принести добавочные дивиденды не только в приложения усилий.
экономической сфере. Геобрендинг формиру- Концентрация усилий (организационных,
ет устойчивое представление о территории для людских, инвестиционных и т.д.), сосредоточен-
его развития (Т. Лебедева). ных, сфокусированных в одном месте, облада-
В основе геобрендинга лежат коммуникаци- ющем определенным, пусть незначительным, но
онные технологии, включающие экономические, значимым потенциалом, сосредотачивается в
социальные, культурные, политические аспек- этом месте, в этой «точке» с целью ее развития
ты управления территориями. Эти технологии и развития территории в целом.
направлены на создание учстойчивого образа, Точка роста – объект, потенциал которого зна-
имиджа территории. Не только сама террито- чим, способен притягивать интересы и концен-
рия, но и ее имидж становится основой привле- трировать усилия для своего развития. Концен-
кательности для самых разных «игроков» – ту- трация усилий в определенном месте – условие
ристов, инвесторов, бизнесменов, а также для для развития точек роста. Без этого условия
самих жителей и новых переселенцев. точка роста останется лишь потенциальной,
«Инструментарий геобрендинга позволяет «спящей» (по Дж. Фридману).
управлять отношением людей к брендируемой Под точками роста подразумеваются объекты
территории, делать ее привлекательной для фи- различного назначения и специфики, способ-
нансовых и интеллектуальных инвестиций, как ные притягивать, фокусировать внешние инте-
со стороны внешних инвесторов, так и со сто- ресы и потоки (людские, финансовые и т.д.), а
роны местного населения» (М. Дремина). При- также дающие возможность к преобразованию
меняя этот инструментарий, можно изменять и развитию как прилегающих к ним территорий,
восприятие территории у различных целевых так и города в целом.
групп и аудиторий (туристов, потенциальных К точкам роста относятся: уникальные объек-
инвесторов, населения и т.д.), превратив ее из ты историко-культурного наследия; сакральные
непривлекательной в привлекательную. места; объекты археологии; достопримечатель-
В 1980-е годы получил распространение ме- ные места; традиционные ремесла и промыслы;
ханизм повышения конкурентоспособности промышленные и производственные объекты;
города – «городской маркетинг». В рамках это- уникальные ландшафтные объекты, памятники
го механизма можно говорить о городе как о природы; живописные места; городская топо-
«продукте», и как реклама этого «продукта» – о нимика (урбонимы); городские легенды и мифы;
его привлекательных местах и особенностях. местные традиции и ритуалы; уникальные кули-
Используя инструментарий городского марке- нарные рецепты; городская статистика; клима-
тинга, можно формировать привлекательный тические условия и т.д. Иными словами, точками
имидж города, его позитивную репутацию, роста могут быть объекты как материального,
поддерживать или изменять мнение о городе так и нематериального свойства.
у различных целевых групп, преимущественно Каждая территория (регион, городское или
внешних по отношению к нему. сельское поселение) обладает особенностями,
Этот инструментарий необходимо применять которые определяют ее самобытность. В ка-
в отношении территорий с историко-культур- ждой территории есть то, что отличает ее от
ным наследием, т.к. эти территории уникальны, другой, то, что принадлежит только ей. Каждая
что способствует разработке и продвижению из этих самобытных, уникальных черт может
их имиджа. Методы, методики, механизмы раз- рассматриваться как точка роста при формиро-
работаны в иной по сравнению с градострои- вании модели стратегии ее развития.
тельством сфере деятельности – маркетологии. Работающая точка роста, притягивающая
Историко-культурное и природное насле- людские, а соответственно, и финансовые пото-
дие – это специфический и очень важный эко- ки, заинтересована в увеличении этого потока,
номический ресурс региона. Наряду с развити- или хотя бы в сохранении его стабильного со-
ем духовной жизни, этот ресурс должен стать стояния, а поэтому заинтересована в преобра-
основой особой отрасли специализации в эко- зовании территории, обслуживающих инфра-
номической сфере, одним из перспективных ее структур и в подключении других территорий,
направлений. что приводит к повышению ее конкурентоспо-
52