Page 54 - НОПРИЗ_2_2023
P. 54

наследие


              или  сельское  поселение)  идентифицируется  с           Конкурентоспособность территории, ее при-
              определенными ценностями, с тем, что созда-            влекательность напрямую связаны с мотива-
              ет ей репутацию, что, в свою очередь, должно           торами ее развития – точками роста – местами
              принести добавочные дивиденды не только в              приложения усилий.
              экономической сфере. Геобрендинг формиру-                Концентрация      усилий    (организационных,
              ет устойчивое представление о территории для           людских, инвестиционных и т.д.), сосредоточен-
              его развития (Т. Лебедева).                            ных, сфокусированных в одном месте, облада-
                В основе геобрендинга лежат коммуникаци-             ющем определенным, пусть незначительным, но
              онные технологии, включающие экономические,            значимым потенциалом, сосредотачивается в
              социальные, культурные, политические аспек-            этом месте, в этой «точке» с целью ее развития
              ты управления территориями. Эти технологии             и развития территории в целом.
              направлены на создание учстойчивого образа,              Точка роста – объект, потенциал которого зна-
              имиджа территории. Не только сама террито-             чим, способен притягивать интересы и концен-
              рия, но и ее имидж становится основой привле-          трировать усилия для своего развития. Концен-
              кательности для самых разных «игроков» – ту-           трация усилий в определенном месте – условие
              ристов,  инвесторов,  бизнесменов,  а также  для       для развития точек роста. Без этого условия
              самих жителей и новых переселенцев.                    точка  роста  останется  лишь  потенциальной,
                «Инструментарий  геобрендинга  позволяет             «спящей» (по Дж. Фридману).
              управлять отношением людей к брендируемой                Под точками роста подразумеваются объекты
              территории, делать ее привлекательной для фи-          различного назначения и специфики, способ-
              нансовых и интеллектуальных инвестиций, как            ные притягивать, фокусировать внешние инте-
              со стороны внешних инвесторов, так и со сто-           ресы и потоки (людские, финансовые и т.д.), а
              роны местного населения» (М. Дремина). При-            также дающие возможность к преобразованию
              меняя этот инструментарий, можно изменять              и развитию как прилегающих к ним территорий,
              восприятие территории у различных целевых              так и города в целом.
              групп и аудиторий (туристов, потенциальных               К точкам роста относятся: уникальные объек-
              инвесторов, населения и т.д.), превратив ее из         ты историко-культурного наследия; сакральные
              непривлекательной в привлекательную.                   места; объекты археологии; достопримечатель-
                В 1980-е годы получил распространение ме-            ные места; традиционные ремесла и промыслы;
              ханизм повышения конкурентоспособности                 промышленные и производственные объекты;
              города – «городской маркетинг». В рамках это-          уникальные ландшафтные объекты, памятники
              го механизма можно говорить о городе как о             природы; живописные места; городская топо-
              «продукте», и как реклама этого «продукта» – о         нимика (урбонимы); городские легенды и мифы;
              его  привлекательных  местах  и  особенностях.         местные традиции и ритуалы; уникальные кули-
              Используя инструментарий городского марке-             нарные рецепты; городская статистика; клима-
              тинга, можно формировать привлекательный               тические условия и т.д. Иными словами, точками
              имидж города, его позитивную репутацию,                роста могут быть объекты как материального,
              поддерживать или изменять мнение о городе              так и нематериального свойства.
              у различных целевых групп, преимущественно               Каждая  территория  (регион,  городское  или
              внешних по отношению к нему.                           сельское поселение) обладает особенностями,
                Этот инструментарий необходимо применять             которые определяют ее самобытность. В ка-
              в отношении территорий с историко-культур-             ждой территории есть то, что отличает ее от
              ным наследием, т.к. эти территории уникальны,          другой, то, что принадлежит только ей. Каждая
              что способствует разработке и продвижению              из этих самобытных, уникальных черт может
              их имиджа. Методы, методики, механизмы раз-            рассматриваться как точка роста при формиро-
              работаны в иной по сравнению с градострои-             вании модели стратегии ее развития.
              тельством сфере деятельности – маркетологии.             Работающая точка роста, притягивающая
                Историко-культурное и природное насле-               людские, а соответственно, и финансовые пото-
              дие – это специфический и очень важный эко-            ки, заинтересована в увеличении этого потока,
              номический ресурс региона. Наряду с развити-           или хотя бы в сохранении его стабильного со-
              ем духовной жизни, этот ресурс должен стать            стояния, а поэтому заинтересована в преобра-
              основой особой отрасли специализации в эко-            зовании территории, обслуживающих инфра-
              номической сфере, одним из перспективных ее            структур и в подключении других территорий,
              направлений.                                           что приводит к повышению ее конкурентоспо-

             52
   49   50   51   52   53   54   55   56   57   58   59