Page 9 - Vestnik_NOPRIZ_3-2024_1
P. 9
юбилеи юбилеи
Эти слова зодчего в достаточной мере го- Это изучение классиков архитектуры имело свой собственный строгий стиль в этом пыш- сдержанности архитектурного декора церкви
ворят о том, что он сам до последних мелочей большое значение для учеников школы. Оно ном и декоративном искусстве 40–50-х годов Никиты Мученика, Д.В. Ухтомский прибег здесь
контролировал все, интересуясь даже самыми, помогло им позднее, когда классические формы XVIII века. к сочной лепнине, статуям, вазам и балюстра-
казалось бы, незначительными деталями. заняли в архитектуре России ведущее положе- Рядом стоящая колокольня своим изящным дам, украшавшим отдельные части строения.
Сочетание теории с практикой, развитие гра- ние, породив тот знаменитый русский класси- верхом оттеняет величественность и гранди- Эти примененные декоративные формы были
фических способностей учеников дали в итоге цизм, который во второй половине XVIII века озность форм главного храма. Достигнутые оправданы назначением сооружения, носив-
прекрасные результаты. Из школы Д.В. Ухтом- занимал первое место в Европе. Д.В. Ухтомским в архитектуре этого здания зна- шего триумфальный характер. Хотя постройка
ского выходили отличные зодчие, примером Ближайшим помощником Д.В. Ухтомского чительные результаты дали ему возможность Красных ворот в творчестве Д.В. Ухтомского
чего может служить М. Казаков, ограничивший был Н. Никитин. К преподаванию привлекались позднее еще раз вернуться к этой теме и со- была переходным этапом, но все же она отрази-
свое архитектурное образование лишь одной и подраставшие ученики школы, обнаружившие здать проект еще более значительный и увлека- лась на последующих произведениях мастера в
школой Д.В. Ухтомского. свои знания и талант. Среди них были И. Парфе- тельный по идее и композиции. ряде примененных им деталей и приемов.
Трудолюбие и успехи учеников поощрялись ньев, Б. Яковлев, М. Казаков и др. Общее признание Д.В. Ухтомский завоевал Таким сооружением, задуманным Д.В. Ухтом-
производством в соответствующие звания и Школа Д.В. Ухтомского сыграла огромную постройкой Красных ворот в 1753 году. Выпол- ским, оказался проект Воскресенских ворот у
поручением самостоятельных построек. Обуче- роль в воспитании русских архитекторов. Во ненные в камне, они должны были повторить Красной площади Москвы, помеченный зодчим
ние и жизнь в школе носили военный характер. второй половине XVIII века, в связи с утверж- прежние деревянные, воздвигнутые по случаю 1754 годом. Д.В. Ухтомский решил воплотить
Все, начиная с самого Д.В. Ухтомского, имели дением большинства новых генеральных пла- коронационных торжеств 1742 года. Однако здесь древнерусскую традицию, когда мемора-
военные чины. нов городов, в них развернулось крупное стро- Дмитрий Васильевич Ухтомский не ограничился тивно-триумфальное сооружение строилось в
Д.В. Ухтомский следующим образом опи- ительство, в котором ученики Д.В. Ухтомского простым повторением сооружения, выстроен- виде башни. Он придал своим воротам харак-
сывал постановку учебных занятий в школе. приняли самое непосредственное участие. ного по проекту архитектора М. Земцова, а внес тер грандиозной башни, обильно украшенной
В школе «архитектурии штаб-, обер- и унтер- Наряду с преподаванием и управлением в в него ряд изменений, которые улучшили его, колоннами и скульптурами. Четырехъярусная
офицеры и рядовые для обучения архитектуры школе, Д.В. Ухтомский развернул кипучую де- придали воротам стройность и единство ком- башня поднялась на высоту 86 метров. Ее, как
цивилис и ко исправлению положенных на меня ятельность и как архитектор. Архивные доку- позиционного решения. В противоположность и Красные ворота, завершала фигура трубяще-
дел каждый день въезд имеем, где о порученных менты о строительстве в Москве в 50-х годах
мне казенных делах на разные строения планы, пестрят упоминанием его имени. Однако еще
фасады, профили и описи и по тем описям как многое в творческой биографии зодчего оста-
что исправлять следует сочиняются сметы, а ется невыясненным. Но, несмотря на это, мы мо-
между тем находящимся в ведомстве моем ар- жем назвать ряд его зданий, которые одни сде-
хитектурии обер- и унтер-офицерам и ученикам лали бы славу любому архитектору.
задаются от меня для обучения архитектурии Самостоятельная деятельность Д.В. Ухтом-
цивилис разные концепты и по зделании тех ского как архитектора началась с середины 40-х
концептов производятся надлежащие свиде- годов, с момента, когда он стал «архитектором
тельства». В этом практическом методе обуче- при полиции». Первым нам известным крупным
ния видна традиция петровского времени с ее зданием Д.В. Ухтомского была церковь Никиты
сугубо жизненными утилитарными знаниями. Мученика на Басманной улице (теперь улица
Не менее высоко стояло в школе изучение Карла Маркса). Она была выстроена в 1751 году,
трактатов мастеров прошлого, современных когда ее автору было всего 32 года.
французских и других архитекторов. В 1751 году Храм представляет собой широкий двух-
Д.В. Ухтомский просил Сенат «соблаговоле- светный восьмигранник значительной высоты. №3 (18) 2024
ном будет отпустить из десианс академии (то С востока и запада к нему примыкают выступы,
есть из Академии наук.) или откуда ряд книг, а а с юга и севера колонные портики. Их отно-
именно: Витрувиева о рассуждении ординов и сительно небольшие размеры подчеркивают
о протчем с фигурами три тома, Серлия о пре- грандиозный масштаб храма, увенчанного зо-
порции ординов с фигурами же три тома, Пал- лоченой фигурной главой необычайного рисун-
ладиева о рассуждении ординов и протчем с ка. Архитектурные детали – наличники окон,
фигурами три тома, Горациевых на российском портики, карнизы, лепнина и т. д. нарисованы
языке в поллиста александрийских шесть книг, уверенной и сильной рукой. Чувствуется, что
Полус Декера три тома, Девелирова о рассуж- зодчий стремился к большим формам, к впечат-
дении ординов и об укреплении фундаментов с ляющему архитектурному решению, к единству
фигурами два тома, Гадрепоции о прошпектике композиции и убранства, к крупным пропорци-
с фигурами два тома, Штормов с фигурами один ям необычайно мажорного звучания. В архитек-
том, лексикон науки архитектурной садовых с туре храма Никиты Мученика нет чрезмерного
фигурами две книги, книга древних греческих увлечения скульптурой, завитками лепнины,
статуй машинных и механических на русском картушами и прочими деталями, свойственны-
языке с фигурами две книги». ми архитектуре барокко. Д.В. Ухтомский нашел Церковь Никиты Мученика Красные ворота
6 7