Page 9 - Vestnik_NOPRIZ_3-2024_1
P. 9

юбилеи                                                                                       юбилеи


 Эти слова зодчего в достаточной мере го-  Это  изучение  классиков  архитектуры  имело   свой собственный строгий стиль в этом пыш-  сдержанности архитектурного декора церкви
 ворят о том, что он сам до последних мелочей   большое значение для учеников школы. Оно   ном и декоративном искусстве 40–50-х годов   Никиты Мученика, Д.В. Ухтомский прибег здесь
 контролировал все, интересуясь даже самыми,   помогло им позднее, когда классические формы   XVIII века.  к сочной лепнине, статуям, вазам и балюстра-
 казалось бы, незначительными деталями.  заняли в архитектуре России ведущее положе-  Рядом стоящая колокольня своим изящным   дам, украшавшим отдельные части строения.
 Сочетание теории с практикой, развитие гра-  ние, породив тот знаменитый русский класси-  верхом оттеняет величественность и гранди-  Эти  примененные  декоративные  формы  были
 фических способностей учеников дали в итоге   цизм, который во второй половине XVIII века   озность форм главного храма. Достигнутые   оправданы назначением сооружения, носив-
 прекрасные результаты. Из школы Д.В. Ухтом-  занимал первое место в Европе.  Д.В. Ухтомским в архитектуре этого здания зна-  шего триумфальный характер. Хотя постройка
 ского выходили отличные зодчие, примером   Ближайшим  помощником  Д.В. Ухтомского   чительные результаты дали ему возможность   Красных  ворот  в  творчестве  Д.В. Ухтомского
 чего может служить М. Казаков, ограничивший   был Н. Никитин. К преподаванию привлекались   позднее еще раз вернуться к этой теме и со-  была переходным этапом, но все же она отрази-
 свое архитектурное образование лишь одной   и подраставшие ученики школы, обнаружившие   здать проект еще более значительный и увлека-  лась на последующих произведениях мастера в
 школой Д.В. Ухтомского.  свои знания и талант. Среди них были И. Парфе-  тельный по идее и композиции.  ряде примененных им деталей и приемов.
 Трудолюбие  и  успехи  учеников  поощрялись   ньев, Б. Яковлев, М. Казаков и др.  Общее признание Д.В. Ухтомский завоевал   Таким сооружением, задуманным Д.В. Ухтом-
 производством в соответствующие звания и   Школа Д.В. Ухтомского сыграла огромную   постройкой Красных ворот в 1753 году. Выпол-  ским, оказался проект Воскресенских ворот у
 поручением самостоятельных построек. Обуче-  роль в воспитании русских архитекторов. Во   ненные в камне, они должны были повторить   Красной площади Москвы, помеченный зодчим
 ние и жизнь в школе носили военный характер.   второй половине XVIII века, в связи с утверж-  прежние деревянные, воздвигнутые по случаю   1754  годом.  Д.В. Ухтомский  решил  воплотить
 Все, начиная с самого Д.В. Ухтомского, имели   дением большинства новых генеральных пла-  коронационных  торжеств  1742  года.  Однако   здесь древнерусскую традицию, когда мемора-
 военные чины.  нов городов, в них развернулось крупное стро-  Дмитрий Васильевич Ухтомский не ограничился   тивно-триумфальное сооружение строилось в
 Д.В. Ухтомский следующим образом опи-  ительство, в котором ученики Д.В. Ухтомского   простым повторением сооружения, выстроен-  виде башни. Он придал своим воротам харак-
 сывал постановку учебных занятий в школе.     приняли самое непосредственное участие.  ного по проекту архитектора М. Земцова, а внес   тер грандиозной башни, обильно украшенной
 В школе «архитектурии штаб-, обер- и унтер-   Наряду с преподаванием и управлением в   в него ряд изменений, которые улучшили его,   колоннами и скульптурами.  Четырехъярусная
 офицеры и рядовые для обучения архитектуры   школе,  Д.В. Ухтомский  развернул  кипучую  де-  придали воротам стройность и единство ком-  башня поднялась на высоту 86 метров. Ее, как
 цивилис и ко исправлению положенных на меня   ятельность и как архитектор. Архивные доку-  позиционного решения. В противоположность   и Красные ворота, завершала фигура трубяще-
 дел каждый день въезд имеем, где о порученных   менты о строительстве в Москве в 50-х годах
 мне казенных делах на разные строения планы,   пестрят упоминанием его имени. Однако еще
 фасады, профили и описи и по тем описям как   многое в творческой биографии зодчего оста-
 что исправлять следует сочиняются сметы, а   ется невыясненным. Но, несмотря на это, мы мо-
 между тем находящимся в ведомстве моем ар-  жем назвать ряд его зданий, которые одни сде-
 хитектурии обер- и унтер-офицерам и ученикам   лали бы славу любому архитектору.
 задаются от меня для обучения архитектурии   Самостоятельная  деятельность  Д.В. Ухтом-
 цивилис разные концепты и по зделании тех   ского как архитектора началась с середины 40-х
 концептов производятся надлежащие свиде-  годов, с момента, когда он стал «архитектором
 тельства». В  этом практическом методе  обуче-  при полиции». Первым нам известным крупным
 ния видна традиция петровского времени с ее   зданием Д.В. Ухтомского была церковь Никиты
 сугубо жизненными утилитарными знаниями.  Мученика  на Басманной улице  (теперь улица
 Не менее высоко стояло в школе изучение   Карла Маркса). Она была выстроена в 1751 году,
 трактатов мастеров прошлого, современных   когда ее автору было всего 32 года.
 французских и других архитекторов. В 1751 году   Храм представляет собой широкий двух-
 Д.В. Ухтомский просил Сенат «соблаговоле-  светный восьмигранник значительной высоты.                                  №3 (18) 2024
 ном будет отпустить из десианс академии (то   С востока и запада к нему примыкают выступы,
 есть из Академии наук.) или откуда ряд книг, а   а  с  юга  и  севера  колонные  портики.  Их  отно-
 именно: Витрувиева о рассуждении ординов и   сительно небольшие размеры подчеркивают
 о протчем с фигурами три тома, Серлия о пре-  грандиозный масштаб храма, увенчанного зо-
 порции ординов с фигурами же три тома, Пал-  лоченой фигурной главой необычайного рисун-
 ладиева о рассуждении ординов и протчем с   ка. Архитектурные детали – наличники окон,
 фигурами три тома, Горациевых на российском   портики,  карнизы,  лепнина  и  т.  д.  нарисованы
 языке в поллиста александрийских шесть книг,   уверенной и сильной рукой. Чувствуется,  что
 Полус Декера три тома, Девелирова о рассуж-  зодчий стремился к большим формам, к впечат-
 дении ординов и об укреплении фундаментов с   ляющему архитектурному решению, к единству
 фигурами два тома, Гадрепоции о прошпектике   композиции и убранства, к крупным пропорци-
 с фигурами два тома, Штормов с фигурами один   ям необычайно мажорного звучания. В архитек-
 том, лексикон науки архитектурной садовых с   туре храма Никиты Мученика нет чрезмерного
 фигурами две книги, книга древних греческих   увлечения скульптурой, завитками лепнины,
 статуй машинных и  механических  на русском   картушами и прочими деталями, свойственны-
 языке с фигурами две книги».  ми архитектуре барокко. Д.В. Ухтомский нашел   Церковь Никиты Мученика  Красные ворота

 6                                                                                                             7
   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14