Page 11 - Vestnik_NOPRIZ_3-2024_1
P. 11
юбилеи юбилеи
го гения. Д.В. Ухтомский создавал проект сво- отказаться от чрезмерного обилия столь люби- очертаний, что было так свойственно для архи- те мало себе равных. Д.В. Ухтомский блестяще
ей башни, считаясь с ее предполагаемым окру- мых им колонн. Так, центральный дом их вовсе тектуры барокко Западной Европы. Это стрем- справился с поставленной перед ним задачей.
жением – с Кремлем, Красной площадью и с не имеет. По существу это небольшое здание, ление Д.В. Ухтомского к простым, относительно Форма, пропорции и характер убранства коло-
храмом Василия Блаженного. Об этом говорит но обильно декорированное всевозможной несложным решениям, несмотря на барочные кольни настолько совершенны, настолько свя-
высота башни и ее легкий, несмотря на колос- лепниной и богатыми наличниками. Таковы же украшения, может считаться своеобразным зались с обликом старинных зданий монастыря,
сальные размеры, характер. скромные садовые павильоны, в изобилии рас- «протоклассицизмом». Ведь знаменательно, что что кажется, что колокольня искони занимала
Проект Воскресенских ворот поставил ставленные в парке. Зато в решении последне- тридцать лет спустя Кваренги и Казаков, эти свое место. Ее своеобразная золотая глава дает
Д.В. Ухтомского рядом с В.В. Растрелли во гла- го Д.В. Ухтомский дает себе полную волю ма- последовательные классики, так легко пере- совершенно новую форму завершения и не по-
ве лучших архитекторов русского барокко стера-декоратора. Перед домом располагаются делали весь ансамбль бестужевского дворца, зволяет легким формам грандиозной, но строй-
XVIII века. К сожалению, ворота не были вы- клумбы сложного по рисунку партера. В тени сохранив, однако, основную схему планировки ной колокольни «растаять» в беспредельной си-
строены. подстриженных шпалерами боскетов и деревь- Ухтомского. неве неба.
Но не только грандиозными постройками ув- ев прячутся белые мраморные статуи нимф и Все качества Д.В. Ухтомского как замеча- Дмитрий Васильевич Ухтомский закончил
лекался Дмитрий Васильевич Ухтомский. В 1753 богинь, оттеняющие своими жеманными поза- тельного архитектора обнаруживаются со свой путь как архитектор в 1759 году, когда он
году он выстроил князю Н. Трубецкому усадьбу, ми строгую архитектонику линий стриженого значительной полнотой в выстроенной им в спроектировал на заливных лугах Москва-реки,
расположенную на месте Нескучного сада. «на французский манер» парка. Троице-Сергиевской лавре (город Загорск) ко- недалеко от Симонова монастыря, огромный
В противоположность прежним своим проек- В русском усадебном искусстве усадьба Тру- локольне. В этом сооружении Д.В. Ухтомский госпитальный и инвалидный дом.
там и постройкам, Д.В. Ухтомский решил здесь бецкого, выполненная Д.В. Ухтомским, бесспор- показал себя не только как талантливый архи- В своем новом, наиболее грандиозном про-
но, занимает видное место. По ценности замыс- тектор, но и как зодчий-градостроитель, тонко екте Д.В. Ухтомский решил осуществить ис-
ла, по единству архитектурной композиции она чувствующий красоту древнерусского мона- ключительно широкую по размаху постройку.
стоит в ряду прославленных подмосковных уса- стыря. В центре большой крестообразной в плане
деб XVIII века. Приняв от уезжавшего в Киев в 1747 году площади, обрамленной корпусами наподобие
Не менее замечательна другая постройка Мичурина его дела, Д.В. Ухтомский получил дворцов, он поставил пятиглавый храм, на-
Д.В. Ухтомского. В том же 1753 году он выстро- в наследство и начатую им еще в 1741 году по поминающий церковь Никиты Мученика на
ил для известного канцлера елизаветинского проекту архитектора Шумахера постройку ко- Басманной. Здесь Д.В. Ухтомский достиг не-
времени Бестужева-Рюмина дворец-усадьбу на локольни в лавре. Фундамент колокольни был обычайной цельности и единства. Все разрабо-
улице Коровий Брод. (Ныне в этом здании, силь- заложен, но постройка двигалась очень мед- тано с такой последовательностью, что почти
но и неоднократно перестраивавшемся лучши- ленно. Строительство колокольни началось по невозможно представить здания этого колос-
ми мастерами XVIII–XIX веков – Кваренги, Каза- существу лишь в 1756 году. Можно думать, что сального ансамбля вне связи друг с другом.
ковым и Жилярди, помещается Институт имени на заложенных фундаментах возводилось но- Главным сооружением является центральный
Н.Э. Баумана.) вое здание колокольни по проекту Д.В. Ухтом- храм, исключительно богатый по своей внеш-
Задача Д.В. Ухтомского была сложной. Рас- ского, так как им уже в 1753 году, по его словам,
положение дворца почти у самого берега реки в бытность в лавре Елизаветы, «с некоторыми Храм госпитального дома
Яузы могло легко продиктовать излюбленную прибавлением учинен вторичный фасад». В 1757
схему барочного решения, сочетавшую сад и году постройка колокольни была осуществлена
реку в один цельный архитектурно-декоратив- в пределах этого проекта, то есть колокольня
ный ансамбль. Д.В. Ухтомский избежал этого, была выстроена трехъярусной, близкой к тому,
поставив здание дворца по линии улицы, чем что дал Шумахер.
придал ему характер городского здания, а не Но возведенная вчерне колокольня не удов- №3 (18) 2024
загородной резиденции крупного сановника. летворила Д.В. Ухтомского. Он увидел, что
Дворец Бестужева-Рюмина состоял из глав- трехъярусная с яйцевидным куполом колоколь-
ного дворцового здания и парных флигелей. ня являлась чужеродным телом в архитектур-
Между ними, также вдоль улицы, стояли пави- ном ансамбле лавры. Д.В. Ухтомский составил
льоны. В саду располагались два грога, напоми- новый проект уже пятиярусной колокольни,
навшие по своему плану план церкви Никиты близкой к его проекту Воскресенских ворот.
Мученика. Если декоративность усадьбы Тру- Она была осуществлена в 60-х годах XVIII века.
бецкого заключалась в планировке парка и его Д.В. Ухтомский великолепно понял, что все
архитектуре, то парк дворца Бестужева-Рюми- своеобразие, вся красота Троице-Сергиевской
на поражал своей лаконичностью и строгостью. лавры строится на архитектурной гармонии
Декоративность решения здесь была заключе- храмов, их глав, верхов башен, зданий корпу-
на в архитектурной обработке и взаимном рас- сов келий и стен монастыря. В этой подлинной
положении разных по форме и размеру зданий. древнерусской архитектурной симфонии необ-
Характерно, что здесь, как и во всех произве- ходимо было здание новой колокольни поста-
дениях Д.В. Ухтомского, отсутствуют построй- вить так, чтобы оно не противоречило веками
Воскресенские ворота (проект) ки и внутренние помещения сложных, кривых сложившемуся ансамблю, имеющему по красо-
8 9