Page 11 - Vestnik_NOPRIZ_3-2024_1
P. 11

юбилеи                                                                                       юбилеи


 го гения.  Д.В. Ухтомский  создавал проект  сво-  отказаться от чрезмерного обилия столь люби-  очертаний, что было так свойственно для архи-  те мало себе равных. Д.В. Ухтомский блестяще
 ей башни, считаясь с ее предполагаемым окру-  мых им колонн. Так, центральный дом их вовсе   тектуры барокко Западной Европы. Это стрем-  справился с поставленной перед ним задачей.
 жением – с Кремлем, Красной площадью и с   не  имеет.  По  существу  это  небольшое  здание,   ление Д.В. Ухтомского к простым, относительно   Форма, пропорции и характер убранства коло-
 храмом Василия Блаженного. Об этом говорит   но обильно декорированное всевозможной   несложным решениям, несмотря на барочные   кольни  настолько  совершенны,  настолько  свя-
 высота башни и ее легкий, несмотря на колос-  лепниной и богатыми наличниками. Таковы же   украшения,  может считаться своеобразным   зались с обликом старинных зданий монастыря,
 сальные размеры, характер.  скромные садовые павильоны, в изобилии рас-  «протоклассицизмом». Ведь знаменательно, что   что кажется, что колокольня искони занимала
 Проект  Воскресенских  ворот  поставил  ставленные в парке. Зато в решении последне-  тридцать лет спустя Кваренги и Казаков, эти   свое место. Ее своеобразная золотая глава дает
 Д.В. Ухтомского рядом с В.В. Растрелли во гла-  го Д.В. Ухтомский дает себе полную волю ма-  последовательные классики, так легко пере-  совершенно новую форму завершения и не по-
 ве лучших архитекторов русского барокко   стера-декоратора. Перед домом располагаются   делали весь ансамбль бестужевского дворца,   зволяет легким формам грандиозной, но строй-
 XVIII века.  К  сожалению,  ворота  не  были  вы-  клумбы сложного по рисунку партера. В тени   сохранив, однако, основную схему планировки   ной колокольни «растаять» в беспредельной си-
 строены.  подстриженных шпалерами боскетов и деревь-  Ухтомского.  неве неба.
 Но не только грандиозными постройками ув-  ев прячутся белые мраморные статуи нимф и   Все качества Д.В. Ухтомского как замеча-  Дмитрий Васильевич Ухтомский закончил
 лекался Дмитрий Васильевич Ухтомский. В 1753   богинь, оттеняющие своими жеманными поза-  тельного архитектора обнаруживаются со   свой путь как архитектор в 1759 году, когда он
 году он выстроил князю Н. Трубецкому усадьбу,   ми  строгую  архитектонику  линий  стриженого   значительной полнотой в выстроенной им в   спроектировал на заливных лугах Москва-реки,
 расположенную на месте Нескучного сада.  «на французский манер» парка.  Троице-Сергиевской лавре (город Загорск) ко-  недалеко от Симонова монастыря, огромный
 В противоположность прежним своим проек-  В русском усадебном искусстве усадьба Тру-  локольне. В этом сооружении Д.В. Ухтомский   госпитальный и инвалидный дом.
 там и постройкам, Д.В. Ухтомский решил здесь   бецкого, выполненная Д.В. Ухтомским, бесспор-  показал себя не только как талантливый архи-  В своем новом, наиболее грандиозном про-
 но, занимает видное место. По ценности замыс-  тектор, но и как зодчий-градостроитель, тонко   екте Д.В. Ухтомский решил осуществить ис-
 ла, по единству архитектурной композиции она   чувствующий  красоту древнерусского мона-  ключительно  широкую  по  размаху  постройку.
 стоит в ряду прославленных подмосковных уса-  стыря.          В центре  большой крестообразной  в плане
 деб XVIII века.  Приняв от уезжавшего в Киев в 1747 году      площади, обрамленной корпусами наподобие
 Не менее замечательна другая постройка   Мичурина его дела, Д.В. Ухтомский получил   дворцов, он поставил пятиглавый храм, на-
 Д.В. Ухтомского. В том же 1753 году он выстро-  в наследство и начатую им еще в 1741 году по   поминающий церковь Никиты Мученика на
 ил для известного канцлера елизаветинского   проекту  архитектора  Шумахера  постройку  ко-  Басманной. Здесь Д.В. Ухтомский достиг не-
 времени Бестужева-Рюмина дворец-усадьбу на   локольни  в лавре.  Фундамент  колокольни был   обычайной цельности и единства. Все разрабо-
 улице Коровий Брод. (Ныне в этом здании, силь-  заложен, но постройка двигалась очень мед-  тано с такой последовательностью, что почти
 но и неоднократно перестраивавшемся лучши-  ленно. Строительство колокольни началось по   невозможно  представить  здания  этого  колос-
 ми мастерами XVIII–XIX веков – Кваренги, Каза-  существу лишь в 1756 году. Можно думать, что   сального ансамбля вне связи друг с другом.
 ковым и Жилярди, помещается Институт имени   на заложенных фундаментах возводилось но-  Главным сооружением является центральный
 Н.Э. Баумана.)  вое здание колокольни по проекту Д.В. Ухтом-  храм, исключительно богатый по своей внеш-
 Задача Д.В. Ухтомского была сложной. Рас-  ского, так как им уже в 1753 году, по его словам,
 положение дворца почти у самого берега реки   в бытность в лавре Елизаветы, «с некоторыми   Храм госпитального дома
 Яузы могло легко продиктовать излюбленную   прибавлением учинен вторичный фасад». В 1757
 схему барочного решения, сочетавшую  сад и   году постройка колокольни была осуществлена
 реку в один цельный архитектурно-декоратив-  в  пределах  этого  проекта,  то  есть  колокольня
 ный  ансамбль.  Д.В. Ухтомский  избежал  этого,   была выстроена трехъярусной, близкой к тому,
 поставив здание дворца по линии улицы, чем   что дал Шумахер.
 придал ему характер городского здания, а не   Но возведенная вчерне колокольня не удов-                                №3 (18) 2024
 загородной резиденции крупного сановника.  летворила Д.В. Ухтомского. Он увидел, что
 Дворец Бестужева-Рюмина состоял из глав-  трехъярусная с яйцевидным куполом колоколь-
 ного дворцового здания и парных флигелей.   ня являлась чужеродным телом в архитектур-
 Между ними, также вдоль улицы, стояли пави-  ном ансамбле лавры. Д.В. Ухтомский составил
 льоны. В саду располагались два грога, напоми-  новый проект уже пятиярусной колокольни,
 навшие по своему плану план церкви Никиты   близкой к его проекту Воскресенских ворот.
 Мученика.  Если  декоративность  усадьбы  Тру-  Она была осуществлена в 60-х годах XVIII века.
 бецкого заключалась в планировке парка и его   Д.В. Ухтомский великолепно понял, что все
 архитектуре, то парк дворца Бестужева-Рюми-  своеобразие, вся красота Троице-Сергиевской
 на поражал своей лаконичностью и строгостью.   лавры строится на архитектурной гармонии
 Декоративность решения здесь была заключе-  храмов, их глав, верхов башен, зданий корпу-
 на в архитектурной обработке и взаимном рас-  сов келий и стен монастыря. В этой подлинной
 положении разных по форме и размеру зданий.  древнерусской архитектурной симфонии необ-
 Характерно, что здесь, как и во всех произве-  ходимо  было здание  новой  колокольни  поста-
 дениях Д.В. Ухтомского, отсутствуют построй-  вить  так,  чтобы  оно  не  противоречило  веками
 Воскресенские ворота (проект)  ки и внутренние помещения сложных, кривых   сложившемуся ансамблю, имеющему по красо-

 8                                                                                                            9
   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16