Page 8 - Vestnik_NOPRIZ_3-2024_1
P. 8

юбилеи                                                                                                                                                                                                    юбилеи


                Эти слова зодчего в достаточной мере го-               Это  изучение  классиков  архитектуры  имело                  свой собственный строгий стиль в этом пыш-             сдержанности архитектурного декора церкви
             ворят о том, что он сам до последних мелочей            большое значение для учеников школы. Оно                        ном и декоративном искусстве 40–50-х годов             Никиты Мученика, Д.В. Ухтомский прибег здесь
             контролировал все, интересуясь даже самыми,             помогло им позднее, когда классические формы                    XVIII века.                                            к сочной лепнине, статуям, вазам и балюстра-
             казалось бы, незначительными деталями.                  заняли в архитектуре России ведущее положе-                       Рядом стоящая колокольня своим изящным               дам, украшавшим отдельные части строения.
                Сочетание теории с практикой, развитие гра-          ние, породив тот знаменитый русский класси-                     верхом оттеняет величественность и гранди-             Эти  примененные  декоративные  формы  были
             фических способностей учеников дали в итоге             цизм, который во второй половине XVIII века                     озность форм главного храма. Достигнутые               оправданы назначением сооружения, носив-
             прекрасные результаты. Из школы Д.В. Ухтом-             занимал первое место в Европе.                                  Д.В. Ухтомским в архитектуре этого здания зна-         шего триумфальный характер. Хотя постройка
             ского выходили отличные зодчие, примером                  Ближайшим  помощником  Д.В. Ухтомского                        чительные результаты дали ему возможность              Красных  ворот  в  творчестве  Д.В. Ухтомского
             чего может служить М. Казаков, ограничивший             был Н. Никитин. К преподаванию привлекались                     позднее еще раз вернуться к этой теме и со-            была переходным этапом, но все же она отрази-
             свое архитектурное образование лишь одной               и подраставшие ученики школы, обнаружившие                      здать проект еще более значительный и увлека-          лась на последующих произведениях мастера в
             школой Д.В. Ухтомского.                                 свои знания и талант. Среди них были И. Парфе-                  тельный по идее и композиции.                          ряде примененных им деталей и приемов.
                Трудолюбие  и  успехи  учеников  поощрялись          ньев, Б. Яковлев, М. Казаков и др.                                Общее признание Д.В. Ухтомский завоевал                Таким сооружением, задуманным Д.В. Ухтом-
             производством в соответствующие звания и                  Школа Д.В. Ухтомского сыграла огромную                        постройкой Красных ворот в 1753 году. Выпол-           ским, оказался проект Воскресенских ворот у
             поручением самостоятельных построек. Обуче-             роль в воспитании русских архитекторов. Во                      ненные в камне, они должны были повторить              Красной площади Москвы, помеченный зодчим
             ние и жизнь в школе носили военный характер.            второй половине XVIII века, в связи с утверж-                   прежние деревянные, воздвигнутые по случаю             1754  годом.  Д.В. Ухтомский  решил  воплотить
             Все, начиная с самого Д.В. Ухтомского, имели            дением большинства новых генеральных пла-                       коронационных  торжеств  1742  года.  Однако           здесь древнерусскую традицию, когда мемора-
             военные чины.                                           нов городов, в них развернулось крупное стро-                   Дмитрий Васильевич Ухтомский не ограничился            тивно-триумфальное сооружение строилось в
                Д.В. Ухтомский следующим образом опи-                ительство, в котором ученики Д.В. Ухтомского                    простым повторением сооружения, выстроен-              виде башни. Он придал своим воротам харак-
             сывал постановку учебных занятий в школе.               приняли самое непосредственное участие.                         ного по проекту архитектора М. Земцова, а внес         тер грандиозной башни, обильно украшенной
             В школе «архитектурии штаб-, обер- и унтер-               Наряду с преподаванием и управлением в                        в него ряд изменений, которые улучшили его,            колоннами и скульптурами.  Четырехъярусная
             офицеры и рядовые для обучения архитектуры              школе,  Д.В. Ухтомский  развернул  кипучую  де-                 придали воротам стройность и единство ком-             башня поднялась на высоту 86 метров. Ее, как
             цивилис и ко исправлению положенных на меня             ятельность и как архитектор. Архивные доку-                     позиционного решения. В противоположность              и Красные ворота, завершала фигура трубяще-
             дел каждый день въезд имеем, где о порученных           менты о строительстве в Москве в 50-х годах
             мне казенных делах на разные строения планы,            пестрят упоминанием его имени. Однако еще
             фасады, профили и описи и по тем описям как             многое в творческой биографии зодчего оста-
             что исправлять следует сочиняются сметы, а              ется невыясненным. Но, несмотря на это, мы мо-
             между тем находящимся в ведомстве моем ар-              жем назвать ряд его зданий, которые одни сде-
             хитектурии обер- и унтер-офицерам и ученикам            лали бы славу любому архитектору.
             задаются от меня для обучения архитектурии                Самостоятельная  деятельность  Д.В. Ухтом-
             цивилис разные концепты и по зделании тех               ского как архитектора началась с середины 40-х
             концептов производятся надлежащие свиде-                годов, с момента, когда он стал «архитектором
             тельства». В  этом практическом методе  обуче-          при полиции». Первым нам известным крупным
             ния видна традиция петровского времени с ее             зданием Д.В. Ухтомского была церковь Никиты
             сугубо жизненными утилитарными знаниями.                Мученика  на Басманной улице  (теперь улица
                Не менее высоко стояло в школе изучение              Карла Маркса). Она была выстроена в 1751 году,
             трактатов мастеров прошлого, современных                когда ее автору было всего 32 года.
             французских и других архитекторов. В 1751 году            Храм представляет собой широкий двух-
             Д.В. Ухтомский просил Сенат «соблаговоле-               светный восьмигранник значительной высоты.                                                                                                                                      №3 (18) 2024
             ном будет отпустить из десианс академии (то             С востока и запада к нему примыкают выступы,
             есть из Академии наук.) или откуда ряд книг, а          а  с  юга  и  севера  колонные  портики.  Их  отно-
             именно: Витрувиева о рассуждении ординов и              сительно небольшие размеры подчеркивают
             о протчем с фигурами три тома, Серлия о пре-            грандиозный масштаб храма, увенчанного зо-
             порции ординов с фигурами же три тома, Пал-             лоченой фигурной главой необычайного рисун-
             ладиева о рассуждении ординов и протчем с               ка. Архитектурные детали – наличники окон,
             фигурами три тома, Горациевых на российском             портики,  карнизы,  лепнина  и  т.  д.  нарисованы
             языке в поллиста александрийских шесть книг,            уверенной и сильной рукой. Чувствуется,  что
             Полус Декера три тома, Девелирова о рассуж-             зодчий стремился к большим формам, к впечат-
             дении ординов и об укреплении фундаментов с             ляющему архитектурному решению, к единству
             фигурами два тома, Гадрепоции о прошпектике             композиции и убранства, к крупным пропорци-
             с фигурами два тома, Штормов с фигурами один            ям необычайно мажорного звучания. В архитек-
             том, лексикон науки архитектурной садовых с             туре храма Никиты Мученика нет чрезмерного
             фигурами две книги, книга древних греческих             увлечения скульптурой, завитками лепнины,
             статуй машинных и  механических  на русском             картушами и прочими деталями, свойственны-
             языке с фигурами две книги».                            ми архитектуре барокко. Д.В. Ухтомский нашел                                    Церковь Никиты Мученика                                    Красные ворота

             6                                                                                                                                                                                                                             7
   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13