Page 7 - Vestnik_NOPRIZ_3-2024_1
P. 7

юбилеи                                                                                       юбилеи

 КНЯЗЬ-АРХИТЕКТОР  годах XVIII века поражавший своей смелостью   ла зодчего задуматься над планомерным архи-

                                                               тектурным образованием  своих подчиненных,
        проект организации всех архитекторов России
        в единый «корпус» и открытия  русской акаде-
        мии архитектуры.                                       учившихся обычно «с рук» у своего руководи-
                                                               теля. В те годы, ввиду большого строительства,
 В 19 20 г о д у выд ающийс я р у с ский и с ов е т ский жив опис ец , х у д о жник -рес т авра т ор , иску с с тв ов ед ,    В 1742 году Д.В. Ухтомский самостоятельно   возобновившегося в Москве после сурового
 В 1920 году выдающийся русский и советский живописец, художник-реставратор, искусствовед,
 тник, пед
 ейный рабо
 с
 ог
 аг
 з
 тва, просв
 е
 ель, му
 с
 тит
 ельный чл
 тик иску
 ен
 теоретик искусства, просветитель, музейный работник, педагог, действительный член     выполнил проект восстановления разобранных   указа Петра о запрещении каменных построек,
 т
 еоре
 твит
 , д
 ейс
 Импера т орск ой Ак ад емии х у д о ж ес тв (1913), ак ад емик АН С С СР   (1943) и А Х С С СР (194 7),    в свое время Тверских ворот Белого города Мо-  была очень велика потребность не только в ар-
 Императорской Академии художеств (1913), академик АН СССР (1943) и АХ СССР (1947),
 о
 д
 у
 жник С
 дный х
 С
 ой с
 ой премии перв
 алинск
 1)
 епени (194
 т
 а
 56), л
 СР (19
 т
 т С
 уреа
 народный художник СССР (1956), лауреат Сталинской премии первой степени (1941)     сквы (на месте нынешней площади Пушкина).     хитекторах, но и в простых десятниках.
 наро
 ящ
 Игорь Эммануилович Грабарь опубликовал статью, посвященную     В сохранившемся описании этих ворот приво-  Мысль об организации русского архитектур-
 , посв
 Иг
 енную
 рабарь опублик
 т
 тью
 орь Эммануил
 а
 овал с
 ович Г
 ов
 ск
 ому ар
 ов
 у
 ор
 опол
 , основ
 т
 жнику моск
 хит
 о
 ек
 знаменитому московскому архитектору, основоположнику московской школы     дятся сведения об украшении их многочислен-  ного  учебного  заведения  была,  по-видимому,
 ому моск
 знаменит
 ой шк
 олы
 ск
 в
 т
 VIII

 омск
 х
 хит
 а Дмитрию В
 р
 ек
 ой ар
 у
 ому
 уры X
 евичу У
 т
 с
 ек
 асиль
 ск
 .
 русской архитектуры XVIII века Дмитрию Васильевичу Ухтомскому.     ными колоннами, пилястрами, балюстрадами,   внушена Д.В. Ухтомскому его учителем Коробо-
 Вероятно, статья была написана к 200-летию выдающегося архитектора,
 Веро ятно , с т а ть я был а написана к 200- л е тию выд ающ ег ос я ар хит ек т ора,    статуями и белокаменной резьбой. Видимо, на-  вым, мечтавшим о широком развитии архитек-
 основателя русской архитектурной школы, 275-летие которой мы отмечаем в 2024 году.
 основа т ел я р у с ск ой ар хит ек т урной шк олы, 2 7 5- л е тие к о т орой мы о тме чаем в 20 2 4 г о д у .    чинающего зодчего привлекало то богатое де-  турного образования в России и говорившим,
 о знак
 т
 о был
 еликий ученый и просв
 оем
 тит
 ель писал о св
 о
 Э
 Это было знаковое событие – один великий ученый и просветитель писал о своем     коративное убранство, которое так пышно рас-  что «архитектору потребно и Витрувия знать».
 ое с
 е
 ов
 – о

 бытие
 дин в
 великом предшественнике. Эту небольшую по объему статью редакция «Вестника НОПРИЗ»
 в елик ом предшес тв енник е . Э т у небольшую по о б ъ ему с т а тью ред акция «Вес тник а НОПРИЗ»    цвело в архитектуре Москвы конца XVII века.   Целью Д.В. Ухтомского была несколько более
 решила опубликовать в ознаменование юбилея человека, благодаря деятельности которого
 решил а опублик ова ть в о знаменование ю бил е я чел ов ек а, бл аг о д ар я д е ят ельнос ти к о т орог о    Деятельность зодчего  Я. Бухвостова  и его та-  узкая, но не менее важная задача. Необходимо
 большое числ о лю д ей, прошедших о б учение в ар хит ек т урных в у зах с траны,    лантливого последователя И. Зарудного закре-  было создать школу, где будущие русские ар-
 большое число людей, прошедших обучение в архитектурных вузах страны,
 хит
 ть с
 ек
 зыва
 т на
 еб
 я ар
 т
 мо
 е
 ж
 может называть себя архитекторами.  пила эту любовь к традиционному русскому   хитекторы  смогли  бы  получить  теоретические
 орами.
        узорочью в архитектуре.                                и практические знания в области архитектуры.
          В 1742 году Д.В. Ухтомский получил свой пер-         Замысел Д.В. Ухтомского осуществился. Если в
        вый архитектурный чин – «архитектурии ге-              момент основания школы в ней было 10 учени-
        зель». Спустя два года у него появился первый          ков, то в начале 50-х годов их стало уже 30, за-
        ученик – А. Рославлев, ставший  впоследствии           тем 40, а в 1761 году – 79 человек.
  Игорь Эммануилович ГРАБАРЬ   архитектором.                     В школу принимались подростки. Сперва уче-
 Автопортрет, 1942,  В феврале 1745 года умер архитектор И. Бланк,   ники изучали арифметику, геометрию и три-
 холст, масло, 75 х 57  по существу являвшийся главным архитекто-  гонометрию – основы архитектурных знаний.
 Государственный Русский музей,  ром города. На его место был назначен Д.В. Ух-  После этого начиналось вычерчивание «ордин»
 Санкт-Петербург  томский. Осенью этого же года он получил зва-  (ордеров) от простого дорического до сложно-
        ние архитектора и стал во главе собственной            го – композитного. Знание ордеров считалось
        мастерской, или, как тогда говорили, «коман-           важнейшим в архитектурной науке того вре-
        ды», состоявшей из 10 учеников. Эта дата мо-           мени.  Изучение  теоретических  дисциплин  со-
        жет считаться датой основания первой русской           четалось с практикой. Последняя не только це-
 О Д.В. Ухтомском  архитектурной школы. Из нее вышли прослав-  нилась в школе, но и занимала видное место в
 И.Э. Грабарь 1  О Д.В. Ухтомском  ленный русский архитектор М. Казаков и целая   системе обучения учеников. Каждый ученик не
                                                               только знакомился с производством строитель-
        плеяда архитекторов, много и плодотворно по-
 И.Э. Грабарь 1  работавших в провинции.                       ных работ, но и самостоятельно вел наблюдение
          С  этого  времени  Д.В. Ухтомский  становится        за качеством постройки того или другого зда-
 Знаменитый московский архитектор Дмитрий   Дмитрий Васильевич Ухтомский родился   главным архитектором Москвы. С отъездом в   ния, выполнявшегося по проекту Д.В. Ухтом-  №3 (18) 2024
 Васильевич Ухтомский является основополож-  в 1719 году в обедневшей княжеской семье.   1749 году Мичурина в Киев к Д.В. Ухтомскому   ского. Ученики докладывали Д.В. Ухтомскому о
 ником московской школы русской архитектуры   По-видимому, петровские заветы свято чтились   переходят «команда» последнего и постройка   всем замеченном в специальных рапортах.
 XVIII века. В его произведениях впервые выяви-  родителями будущего архитектора, так как еще   колокольни Троице-Сергиевской лавры, завер-  Д.В. Ухтомский сам писал «наставления» сво-
 лись те черты русской архитектуры XVIII века,   мальчиком Д.В. Ухтомский был отдан в школу   шившая позднее творческий путь мастера.  им ученикам. Постройка должна была идти по
 которые с таким блеском были затем развиты   математических и навигационных наук для об-  Работа  Д.В. Ухтомского  заключалась  в  руко-  «учиненным планам и фасадам и профилям са-
 Баженовым и его учеником Казаковым. Здания,   учения практическим знаниям в области стро-  водстве правильной застройкой города. Сам   мым добрым и прочным мастерством по архи-
 построенные  Д.В. Ухтомским,  во  многом  опре-  ительства, столь ценимым в петровское время.   зодчий писал о себе, что «обретается у регули-  тектурному искусству, чтобы материалы в то
 делили характерные черты архитектуры барок-  Здесь, в школе, обнаружилась его склонность к   рования улиц и переулков и показателям всяко-  строение  были  употреблены самые  добрые,  к
 ко в России. Деятельный строитель и архитек-  архитектуре.  го строения безотлучно». Кроме того, Д.В. Ух-  строению во всем годные; негодных матери-
 тор, планировщик  Москвы,  он заслужил  славу   В  1733  году  четырнадцатилетним  мальчи-  томскому приходилось вести текущий ремонт   алов не допускать». «Когда же для объявлен-
 «московского Растрелли».  ком он перешел к московскому архитектору   общественных и правительственных зданий   ного строения под стены и под простенки рвы
 И.Ф. Мичурину,  у  которого  учился  до  1741  года,   древней столицы. Частная работа чередовалась   вырыты до самого грунта будут, тогда ко мне
 1  О Д.В. Ухтомском: Грабарь И. История русского искусства, т. IV, в. 23; Журнал «Архи-  когда  поступил  к  приехавшему  в  Москву  зод-  с казенной.  немедленно рапортовать, почему тот грунт
 тектура», 1923, № 3–5; «Сообщение Кабинета теории и истории архитектуры», 1940,   чему И.К. Коробову, обладавшему, по-видимо-  Необходимость значительного количества   освидетельствовать должен я, а без того моево
 № 2 – эл. ресурс: Дмитрий Васильевич Ухтомский (1719–1774) [1948 – Люди русской   му, недюжинными способностями. Совместно   помощников и учеников в этой большой и раз-  свидетельства под те стены и простенки рвов
 науки. Том 2] – http://nplit.ru/books/item/f00/s00/z0000054/st059.shtml  с Земцовым и Еропкиным он составил в 30-х   носторонней деятельности невольно застави-  бутить не допускать».
 4                                                                                                            5
   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12