Page 10 - Vestnik_NOPRIZ_3-2024_1
P. 10

юбилеи                                                                                                                                                                                                    юбилеи


             го гения.  Д.В. Ухтомский  создавал проект  сво-        отказаться от чрезмерного обилия столь люби-                    очертаний, что было так свойственно для архи-          те мало себе равных. Д.В. Ухтомский блестяще
             ей башни, считаясь с ее предполагаемым окру-            мых им колонн. Так, центральный дом их вовсе                    тектуры барокко Западной Европы. Это стрем-            справился с поставленной перед ним задачей.
             жением – с Кремлем, Красной площадью и с                не  имеет.  По  существу  это  небольшое  здание,               ление Д.В. Ухтомского к простым, относительно          Форма, пропорции и характер убранства коло-
             храмом Василия Блаженного. Об этом говорит              но обильно декорированное всевозможной                          несложным решениям, несмотря на барочные               кольни  настолько  совершенны,  настолько  свя-
             высота башни и ее легкий, несмотря на колос-            лепниной и богатыми наличниками. Таковы же                      украшения,  может считаться своеобразным               зались с обликом старинных зданий монастыря,
             сальные размеры, характер.                              скромные садовые павильоны, в изобилии рас-                     «протоклассицизмом». Ведь знаменательно, что           что кажется, что колокольня искони занимала
                Проект    Воскресенских      ворот    поставил       ставленные в парке. Зато в решении последне-                    тридцать лет спустя Кваренги и Казаков, эти            свое место. Ее своеобразная золотая глава дает
             Д.В. Ухтомского рядом с В.В. Растрелли во гла-          го Д.В. Ухтомский дает себе полную волю ма-                     последовательные классики, так легко пере-             совершенно новую форму завершения и не по-
             ве лучших архитекторов русского барокко                 стера-декоратора. Перед домом располагаются                     делали весь ансамбль бестужевского дворца,             зволяет легким формам грандиозной, но строй-
             XVIII века.  К  сожалению,  ворота  не  были  вы-       клумбы сложного по рисунку партера. В тени                      сохранив, однако, основную схему планировки            ной колокольни «растаять» в беспредельной си-
             строены.                                                подстриженных шпалерами боскетов и деревь-                      Ухтомского.                                            неве неба.
                Но не только грандиозными постройками ув-            ев прячутся белые мраморные статуи нимф и                         Все качества Д.В. Ухтомского как замеча-               Дмитрий Васильевич Ухтомский закончил
             лекался Дмитрий Васильевич Ухтомский. В 1753            богинь, оттеняющие своими жеманными поза-                       тельного архитектора обнаруживаются со                 свой путь как архитектор в 1759 году, когда он
             году он выстроил князю Н. Трубецкому усадьбу,           ми  строгую  архитектонику  линий  стриженого                   значительной полнотой в выстроенной им в               спроектировал на заливных лугах Москва-реки,
             расположенную на месте Нескучного сада.                 «на французский манер» парка.                                   Троице-Сергиевской лавре (город Загорск) ко-           недалеко от Симонова монастыря, огромный
                В противоположность прежним своим проек-               В русском усадебном искусстве усадьба Тру-                    локольне. В этом сооружении Д.В. Ухтомский             госпитальный и инвалидный дом.
             там и постройкам, Д.В. Ухтомский решил здесь            бецкого, выполненная Д.В. Ухтомским, бесспор-                   показал себя не только как талантливый архи-             В своем новом, наиболее грандиозном про-
                                                                     но, занимает видное место. По ценности замыс-                   тектор, но и как зодчий-градостроитель, тонко          екте Д.В. Ухтомский решил осуществить ис-
                                                                     ла, по единству архитектурной композиции она                    чувствующий  красоту древнерусского мона-              ключительно  широкую  по  размаху  постройку.
                                                                     стоит в ряду прославленных подмосковных уса-                    стыря.                                                 В центре  большой крестообразной  в плане
                                                                     деб XVIII века.                                                   Приняв от уезжавшего в Киев в 1747 году              площади, обрамленной корпусами наподобие
                                                                       Не менее замечательна другая постройка                        Мичурина его дела, Д.В. Ухтомский получил              дворцов, он поставил пятиглавый храм, на-
                                                                     Д.В. Ухтомского. В том же 1753 году он выстро-                  в наследство и начатую им еще в 1741 году по           поминающий церковь Никиты Мученика на
                                                                     ил для известного канцлера елизаветинского                      проекту  архитектора  Шумахера  постройку  ко-         Басманной. Здесь Д.В. Ухтомский достиг не-
                                                                     времени Бестужева-Рюмина дворец-усадьбу на                      локольни  в лавре.  Фундамент  колокольни был          обычайной цельности и единства. Все разрабо-
                                                                     улице Коровий Брод. (Ныне в этом здании, силь-                  заложен, но постройка двигалась очень мед-             тано с такой последовательностью, что почти
                                                                     но и неоднократно перестраивавшемся лучши-                      ленно. Строительство колокольни началось по            невозможно  представить  здания  этого  колос-
                                                                     ми мастерами XVIII–XIX веков – Кваренги, Каза-                  существу лишь в 1756 году. Можно думать, что           сального ансамбля вне связи друг с другом.
                                                                     ковым и Жилярди, помещается Институт имени                      на заложенных фундаментах возводилось но-              Главным сооружением является центральный
                                                                     Н.Э. Баумана.)                                                  вое здание колокольни по проекту Д.В. Ухтом-           храм, исключительно богатый по своей внеш-
                                                                       Задача Д.В. Ухтомского была сложной. Рас-                     ского, так как им уже в 1753 году, по его словам,
                                                                     положение дворца почти у самого берега реки                     в бытность в лавре Елизаветы, «с некоторыми                             Храм госпитального дома
                                                                     Яузы могло легко продиктовать излюбленную                       прибавлением учинен вторичный фасад». В 1757
                                                                     схему барочного решения, сочетавшую  сад и                      году постройка колокольни была осуществлена
                                                                     реку в один цельный архитектурно-декоратив-                     в  пределах  этого  проекта,  то  есть  колокольня
                                                                     ный  ансамбль.  Д.В. Ухтомский  избежал  этого,                 была выстроена трехъярусной, близкой к тому,
                                                                     поставив здание дворца по линии улицы, чем                      что дал Шумахер.
                                                                     придал ему характер городского здания, а не                       Но возведенная вчерне колокольня не удов-                                                                     №3 (18) 2024
                                                                     загородной резиденции крупного сановника.                       летворила Д.В. Ухтомского. Он увидел, что
                                                                       Дворец Бестужева-Рюмина состоял из глав-                      трехъярусная с яйцевидным куполом колоколь-
                                                                     ного дворцового здания и парных флигелей.                       ня являлась чужеродным телом в архитектур-
                                                                     Между ними, также вдоль улицы, стояли пави-                     ном ансамбле лавры. Д.В. Ухтомский составил
                                                                     льоны. В саду располагались два грога, напоми-                  новый проект уже пятиярусной колокольни,
                                                                     навшие по своему плану план церкви Никиты                       близкой к его проекту Воскресенских ворот.
                                                                     Мученика.  Если  декоративность  усадьбы  Тру-                  Она была осуществлена в 60-х годах XVIII века.
                                                                     бецкого заключалась в планировке парка и его                    Д.В. Ухтомский великолепно понял, что все
                                                                     архитектуре, то парк дворца Бестужева-Рюми-                     своеобразие, вся красота Троице-Сергиевской
                                                                     на поражал своей лаконичностью и строгостью.                    лавры строится на архитектурной гармонии
                                                                     Декоративность решения здесь была заключе-                      храмов, их глав, верхов башен, зданий корпу-
                                                                     на в архитектурной обработке и взаимном рас-                    сов келий и стен монастыря. В этой подлинной
                                                                     положении разных по форме и размеру зданий.                     древнерусской архитектурной симфонии необ-
                                                                       Характерно, что здесь, как и во всех произве-                 ходимо  было здание  новой  колокольни  поста-
                                                                     дениях Д.В. Ухтомского, отсутствуют построй-                    вить  так,  чтобы  оно  не  противоречило  веками
                             Воскресенские ворота (проект)           ки и внутренние помещения сложных, кривых                       сложившемуся ансамблю, имеющему по красо-

             8                                                                                                                                                                                                                             9
   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15