Page 18 - НОПРИЗ_2_2023
P. 18

градостроительство


             та от площади страны. Плотность населения               ного времени, внутренняя градостроительная
             в городах многократно превысила все пре-                структура формируемых в них образований
             дыдущие примеры наших градостроительных                 имела иной характер и продолжает во многом
             практик.                                                его сохранять до сих пор. Здесь часто прева-
                Это явление беспокоит тем более, что Рос-            лирует продольный транзитный тип. Основные
             сия – крупнейшая по территории страна мира.             торговые пути набирали всё большее разно-
             Одновременно уступающая не только по доле               образие функций, сначала ремесленных, позд-
             земель городов в площади других стран, но               нее – производственных, финансово-управлен-
             и по абсолютным цифрам.                                 ческих, но почти всегда именно транзитных.
                Как же нам использовать во благо наш оте-            Коридор, служащий беспрепятственному пе-
             чественный опыт, столь разнообразный в сво-             ремещению товаров и услуг, не поощрял вме-
             их исторических проявлениях? Прежде всего,              шательства в обеспечение его основной функ-
             должен быть сопоставлен ряд меняющихся                  ции.
             состояний страны, которым соответствовали                 Сегодня ситуация воспроизводит свою ба-
             отвечающие им те или иные формы градостро-              зовую черту – привязку к широтному направ-
             ительства, сохранявшего вместе с тем преем-             лению движения  «на восход». Таковы  многие
             ственность и устойчивость в исторически дли-            сибирские агломерации и мегаполисы. В ус-
             тельной перспективе.                                    ловиях объективно обусловленного импор-
                 Исходя из повторяющихся во времени подо-            тозамещения логистическая составляющая
             бий и постепенно наступавшей стабилизации               играет роль принципиально важного фактора,
             жесткого градостроительного каркаса страны,             что в свою очередь приводит к ориентации на
             можно назвать несколько базовых принципов               сложившиеся ранее центры с наиболее разви-
             градостроительной организации России, уже               той инфраструктурой и надежными логисти-
             показавших свою многовековую эффектив-                  ческими коридорами. Опережающим темпом
             ность и возможность служить опорными точ-               могут развиваться новые агломерации, совме-
             ками при планировании будущего.                         щающие высокий квалификационный потен-
                Структурной  первоосновой,  заложившей               циал и свои целенаправленно выстраиваемые
             пространственную матрицу расширения рос-                логистические  возможности.  Это  приведет  к
             сийской государственности, стала континен-              их новой форме – производственно-логисти-
             тальная геометрия движения – вдоль кромки               ческим  агломерациям,  не  имеющим  ограниче-
             ставшего  вечным  союзником  мира  бореаль-             ний на границы пространственного порядка.
             ных лесов – от морей Атлантического до морей            Подвижные границы таких агломерированных
             Тихого океана. Навстречу восходу, на восток,            расселенческих  и производственных  образо-
             пересекая речные долины и русла, уводящие               ваний складываются, исходя из структуры пря-
             речные  потоки  в сторону  сначала  полуденно-          мых  логистических,  информационно-космиче-
             го солнца, а затем – в противоположную, вслед           ских (включая криптоуровни) связей, а также
             за дневными лучами, за птичьими стаями вес-             ареала трудовых корреспонденций и моделей
             ной, на север. Удобные для хозяйственной де-            жизненного обустройства работающего на-
             ятельности места сопряжения ландшафтов                  селения. Эти агломерации относительно без-
             осваивались градостроительством. Крепости,              различны  не  только  к  муниципальным,  но  и к
             города, села, торговые площадки и сельскохо-            региональным границам, образуя относитель-
             зяйственные земли образовывали достаточно               но целостные территориально-производствен-
             крупные агломерации равновесного характе-               ные комплексы, бассейны.
             ра, способные к относительному самообеспе-                Последние десятилетия мы сталкиваемся с
             чению и включаемые в сети речных и сухопут-             ситуацией очень серьезной трансформации
             ных торговых путей. Очевидно, что такого рода           наших исторически привычных границ и тер-
             внутренние  агломерации  имели,  как  правило,          риторий. Им соответствовала устойчивая, ве-
             ограниченные  возможности  для  роста  и про-           ками прораставшая география российского
             странственного охвата, что позволяет назвать            градостроительства и расселения. Новая ре-
             их радиальными. Однако именно они стали со              альность изменила смысловую пространствен-
             временем наиболее крупными, объединяясь                 ную обоснованность и веками складывавшую-
             в столичные системы расселения.                         ся равновесность предыдущего положения.
                По отношению к широтному вектору рассе-                Приступая к работе над Генеральной схемой
             ления, господствующему в течение длитель-               расселения на территории Российской Феде-

             16
   13   14   15   16   17   18   19   20   21   22   23