Page 37 - НОПРИЗ_3_2023 развороты
P. 37

градостроительство                                              градостроительство


 чивая застраиваемую территорию объектами   основанный на конкретных примерах отдель-  зора судебной практики Верховного Суда РФ   на обеспечение устойчивого развития при со-
 инфраструктуры. Совершенно точно разделе-  ных муниципальных образований.   № 3 (2018), утвержденного Президиумом Вер-  хранении баланса интересов между инвести-
 на экономико-правовая сущность института   Именно использование приведенного мето-  ховного Суда РФ 14 ноября 2018 года, указал,   ционной деятельностью (застройкой) и обе-
 КРТ по инициативе правообладателя от иных   да правового реализма позволяет четко раз-  что установление территориальных зон кон-  спечением интересов граждан, проживающих
 видов КРТ Л. Е. Бандориным и А. В. Башари-  граничить понятия муниципального образо-  кретизирует положения документов террито-  на территории, в обеспечении реализации их
 ным, безупречно правильно указавшими на его   вания и населенного пункта. Первое является   риального планирования в целях определения   прав и охраняемых законом интересов объек-
 фундаментальное отличие [2].   публично-правовым субъектом, второе – гео-  правового режима использования земельных   тами инфраструктуры.
 Как отмечено, территориальное зонирова-  графическим объектом, причем не имеющим   участков, не изменяя при этом назначение тер-  Ответ на этот вопрос находится в парадок-
 ние осуществляется в документе землеполь-  легальной дефиниции в системе нормативного   ритории, отнесенной к функциональным зонам.  сальной практике муниципальных образо-
 зования и застройки, но сама потенциальная   регулирования. Граница населенного пункта   На самом деле, при наличии функционально-  ваний, которые вопреки законодательному
 возможность его осуществления установлена   соединяет эти понятия из юриспруденции и   го зонирования и застройки территории через   предположению не увеличивают территории
 законом лишь применительно к отдельным из   экономической географии в единый феномен.   механизмы комплексного развития террито-  застройки, а напротив – уменьшают, передавая
 категорий земель: населенных пунктов, сель-  Соответственно, документы территориального   рии необходимость в закреплении регламен-  земли населенных пунктов в земли иных кате-
 скохозяйственного назначения не отнесенных   планирования, принимаемые для территории   тами правового режима территориальных зон   горий. Во-первых – в земли сельскохозяйствен-
 к угодьям, землям специального назначения,   Российской Федерации, территории субъек-  отпадает. Эту функцию начинают выполнять   ного назначения, во-вторых – в земли лесного
 лечебно-оздоровительным местностям и ку-  та Российской Федерации и территории на-  документы по планировке территории, явля-  фонда. И в-третьих – в земли рекреационного
 рортам [3]. Разграничение между данными ка-  селенных пунктов, принимаются в отношении   ясь обязательным элементом в конструкции   назначения в составе категории особо охраня-
 тегориями, между землями и правовыми режи-  объектов. Но принимают эти документы пу-  КРТ. То есть в ординарном регулировании за-  емых территорий и объектов.
 мами устанавливается границей населенного   блично-правовые субъекты: Российская Фе-  стройки территории вслед за территориаль-  Такой «маневр» имеет экономическим след-
 пункта в соответствии с пунктом 2 статьи 83   дерация, субъекты Российской Федерации и   ным планированием должен устанавливаться   ствием повышение, причем значимое, ощу-
 ЗК РФ [4]. Собственно граница населенного   муниципальные образования в лице уполно-  и регламент ее застройки, соответствующий   тимое, наступающее  «здесь  и сейчас»,  инве-
 пункта определяется согласно пункту 3 части   моченных органов. Совмещение на уровне му-  запланированному, как указывает Верховный   стиционной привлекательности тех земель
 1 статьи 19, пункту 3 части 3 статьи 23 ГрК РФ   ниципальных образований субъекта и объекта   Суд Российской Федерации. При таком подхо-  населенных пунктов, что все еще находятся
 в документе территориального планирования   (объектов) планирования позволяет через ин-  де необходимость обеспечения застраиваемой   в его составе. И при таких обстоятельствах
 муниципального уровня (далее – генеральный   струмент установления границ планируемого   территории объектами коммунальной, транс-  инвестор принимает чашу КРТ не как цикуту
 план).  Именно  граница  населенного  пункта   объекта производить изменение целевого на-  портной и социальной инфраструктуры реа-  компромисса с публичным интересом, чье об-
 как своеобразный географо-правовой фено-  значения земель (как отмечено выше, не про-  лизуется муниципальным образованием по-  ретение так или иначе неизбежно, но как ред-
 мен позволяет нам классифицировать все ка-  сто категории, но вида категории), а вслед за   средством принятия и выполнения программ   кую  возможность  инвестировать  и  получить
 тегории земель на два вида (исключая запас):   этим – изменение территориальной зоны, то   развития названной инфраструктуры (часть   в результате этого значимый эффект (доход).
 используемые по функциональному назначе-  есть градостроительного регламента [6]. При   5.1.  статьи  26  ГрК  РФ). Но  ровно  так же  след-  Так, например, части земель населенных пун-
 нию (земли населенных пунктов) и имеющие   этом по смыслу регулирования стоит сделать   ствием реализации документа территориаль-  ктов города-курорта Анапы переведены при
 целевое назначение (сельскохозяйственного,   вывод о том, что законодатель предполагает   ного планирования является необходимость   утверждении генерального плана (новой ре-
 специального, охранного, лесного и водного).   увеличение площади населенных пунктов за   подготовки и утверждения документации по   дакции) этого муниципального образования в
 Это важная классификация для понимания   счет включения в них земель иных категорий,   планировке территории в соответствии с доку-  земли сельскохозяйственного назначения [7].
 различной природы видов категорий. Согласно   прежде всего земель сельскохозяйственного   ментами территориального планирования, что   Основанием к этому выступил перечень вино-
 поручению Президента Российской Федерации   назначения и земель лесного фонда. Так, часть   установлено в пункте 1 части 1 статьи 26 ГрК РФ.   градопригодных земель, утвержденный Поста-
 в стране к 01 января 2027 года планируется за-  6 статьи 32 ГрК РФ вводит годичный мораторий   Только вот перечень случаев, при которых под-  новлением главы муниципального образова-
 вершение работ по описанию местоположения   на регламент для земель, включенных в состав   готовка и утверждение документации по пла-  ния город-курорт Анапа от 30 апреля 2021 года   № 3 (14) 2023
 границ муниципальных образований, населен-  населенных пунктов из земель лесного фонда   нировке территории являются обязательными,   № 1240 «Об утверждении перечней земельных
 ных пунктов, территориальных зон и направ-  (за исключением лесных участков по «лесной   носит исключительный характер и указан в ча-  участков, расположенных на виноградопри-
 ление сведений  о местоположении таких  гра-  амнистии»). Норм об установлении особенно-  сти 3 статьи 41 ГрК РФ. Комплексное развитие   годных территориях, муниципального образо-
 ниц для внесения в Единый государственный   стей режима земель, исключаемых из состава   территории – в числе оснований, при которых   вания город-курорт Анапа». Заинтересованные
 реестр недвижимости [5].  населенных пунктов, действующая система   подготовка документации по планировке тер-  лица, оспаривающие перевод земель в другую
 Таким образом, приведенная характеристи-  регулирования не предусматривает. Отметим,   ритории является обязательной. Однако какие   категорию по указанному основанию, не на-
 ка исследования имеет предметом выявление   что несмотря на то, что в работе постоянно   экономические стимулы способны мотивиро-  шли поддержки в судах, рассмотревших ряд
 влияния одного из существенных элементов   отмечается причинность между установлени-  вать такое поведение в инвестиционной дея-  споров по этому вопросу. Гражданин Х. при об-
 документов территориального планирования   ем функционального зонирования документом   тельности, при котором застройка территории   ращении в суд указал, что в 2014 году он при-
 – границ населенных пунктов на формирова-  территориального планирования и градостро-  осуществлялась бы только через институт КРТ,   обрел земельный участок в землях населенных
 ние территориальных зон, определение содер-  ительным зонированием, определяемым пра-  образуя тем самым системное единство между   пунктов, затем разделил его на несколько, имея
 жания  в  них  градостроительного  регламента   вилами землепользования и застройки, в фор-  планированием использования территории и   целью их застройку индивидуальным жильем
 и обратного процесса: исключения земельных   мально-правовом смысле такой причинности   ее планировкой, минуя стадию территориаль-  и последующую продажу. Решением Красно-
 участков из состава земель, имеющих право-  не имеется. Но она выявлена по смыслу норма-  ного зонирования и установления регламента?   дарского краевого суда от 18 марта 2022 года в
 вой режим застраиваемых. Метод, использо-  тивного регулирования Верховным Судом Рос-  Ведь именно такое соединение действительно   удовлетворении административного иска отка-
 ванный в работе, – метод правового реализма,   сийской Федерации, который в пункте 57 Об-  можно охарактеризовать как направленное   зано [8], определением от 19 августа 2022 года

 34                                                                                                         35
   32   33   34   35   36   37   38   39   40   41   42