Page 36 - НОПРИЗ_3_2023 развороты
P. 36
градостроительство градостроительство
чивая застраиваемую территорию объектами основанный на конкретных примерах отдель- зора судебной практики Верховного Суда РФ на обеспечение устойчивого развития при со-
инфраструктуры. Совершенно точно разделе- ных муниципальных образований. № 3 (2018), утвержденного Президиумом Вер- хранении баланса интересов между инвести-
на экономико-правовая сущность института Именно использование приведенного мето- ховного Суда РФ 14 ноября 2018 года, указал, ционной деятельностью (застройкой) и обе-
КРТ по инициативе правообладателя от иных да правового реализма позволяет четко раз- что установление территориальных зон кон- спечением интересов граждан, проживающих
видов КРТ Л. Е. Бандориным и А. В. Башари- граничить понятия муниципального образо- кретизирует положения документов террито- на территории, в обеспечении реализации их
ным, безупречно правильно указавшими на его вания и населенного пункта. Первое является риального планирования в целях определения прав и охраняемых законом интересов объек-
фундаментальное отличие [2]. публично-правовым субъектом, второе – гео- правового режима использования земельных тами инфраструктуры.
Как отмечено, территориальное зонирова- графическим объектом, причем не имеющим участков, не изменяя при этом назначение тер- Ответ на этот вопрос находится в парадок-
ние осуществляется в документе землеполь- легальной дефиниции в системе нормативного ритории, отнесенной к функциональным зонам. сальной практике муниципальных образо-
зования и застройки, но сама потенциальная регулирования. Граница населенного пункта На самом деле, при наличии функционально- ваний, которые вопреки законодательному
возможность его осуществления установлена соединяет эти понятия из юриспруденции и го зонирования и застройки территории через предположению не увеличивают территории
законом лишь применительно к отдельным из экономической географии в единый феномен. механизмы комплексного развития террито- застройки, а напротив – уменьшают, передавая
категорий земель: населенных пунктов, сель- Соответственно, документы территориального рии необходимость в закреплении регламен- земли населенных пунктов в земли иных кате-
скохозяйственного назначения не отнесенных планирования, принимаемые для территории тами правового режима территориальных зон горий. Во-первых – в земли сельскохозяйствен-
к угодьям, землям специального назначения, Российской Федерации, территории субъек- отпадает. Эту функцию начинают выполнять ного назначения, во-вторых – в земли лесного
лечебно-оздоровительным местностям и ку- та Российской Федерации и территории на- документы по планировке территории, явля- фонда. И в-третьих – в земли рекреационного
рортам [3]. Разграничение между данными ка- селенных пунктов, принимаются в отношении ясь обязательным элементом в конструкции назначения в составе категории особо охраня-
тегориями, между землями и правовыми режи- объектов. Но принимают эти документы пу- КРТ. То есть в ординарном регулировании за- емых территорий и объектов.
мами устанавливается границей населенного блично-правовые субъекты: Российская Фе- стройки территории вслед за территориаль- Такой «маневр» имеет экономическим след-
пункта в соответствии с пунктом 2 статьи 83 дерация, субъекты Российской Федерации и ным планированием должен устанавливаться ствием повышение, причем значимое, ощу-
ЗК РФ [4]. Собственно граница населенного муниципальные образования в лице уполно- и регламент ее застройки, соответствующий тимое, наступающее «здесь и сейчас», инве-
пункта определяется согласно пункту 3 части моченных органов. Совмещение на уровне му- запланированному, как указывает Верховный стиционной привлекательности тех земель
1 статьи 19, пункту 3 части 3 статьи 23 ГрК РФ ниципальных образований субъекта и объекта Суд Российской Федерации. При таком подхо- населенных пунктов, что все еще находятся
в документе территориального планирования (объектов) планирования позволяет через ин- де необходимость обеспечения застраиваемой в его составе. И при таких обстоятельствах
муниципального уровня (далее – генеральный струмент установления границ планируемого территории объектами коммунальной, транс- инвестор принимает чашу КРТ не как цикуту
план). Именно граница населенного пункта объекта производить изменение целевого на- портной и социальной инфраструктуры реа- компромисса с публичным интересом, чье об-
как своеобразный географо-правовой фено- значения земель (как отмечено выше, не про- лизуется муниципальным образованием по- ретение так или иначе неизбежно, но как ред-
мен позволяет нам классифицировать все ка- сто категории, но вида категории), а вслед за средством принятия и выполнения программ кую возможность инвестировать и получить
тегории земель на два вида (исключая запас): этим – изменение территориальной зоны, то развития названной инфраструктуры (часть в результате этого значимый эффект (доход).
используемые по функциональному назначе- есть градостроительного регламента [6]. При 5.1. статьи 26 ГрК РФ). Но ровно так же след- Так, например, части земель населенных пун-
нию (земли населенных пунктов) и имеющие этом по смыслу регулирования стоит сделать ствием реализации документа территориаль- ктов города-курорта Анапы переведены при
целевое назначение (сельскохозяйственного, вывод о том, что законодатель предполагает ного планирования является необходимость утверждении генерального плана (новой ре-
специального, охранного, лесного и водного). увеличение площади населенных пунктов за подготовки и утверждения документации по дакции) этого муниципального образования в
Это важная классификация для понимания счет включения в них земель иных категорий, планировке территории в соответствии с доку- земли сельскохозяйственного назначения [7].
различной природы видов категорий. Согласно прежде всего земель сельскохозяйственного ментами территориального планирования, что Основанием к этому выступил перечень вино-
поручению Президента Российской Федерации назначения и земель лесного фонда. Так, часть установлено в пункте 1 части 1 статьи 26 ГрК РФ. градопригодных земель, утвержденный Поста-
в стране к 01 января 2027 года планируется за- 6 статьи 32 ГрК РФ вводит годичный мораторий Только вот перечень случаев, при которых под- новлением главы муниципального образова-
вершение работ по описанию местоположения на регламент для земель, включенных в состав готовка и утверждение документации по пла- ния город-курорт Анапа от 30 апреля 2021 года № 3 (14) 2023
границ муниципальных образований, населен- населенных пунктов из земель лесного фонда нировке территории являются обязательными, № 1240 «Об утверждении перечней земельных
ных пунктов, территориальных зон и направ- (за исключением лесных участков по «лесной носит исключительный характер и указан в ча- участков, расположенных на виноградопри-
ление сведений о местоположении таких гра- амнистии»). Норм об установлении особенно- сти 3 статьи 41 ГрК РФ. Комплексное развитие годных территориях, муниципального образо-
ниц для внесения в Единый государственный стей режима земель, исключаемых из состава территории – в числе оснований, при которых вания город-курорт Анапа». Заинтересованные
реестр недвижимости [5]. населенных пунктов, действующая система подготовка документации по планировке тер- лица, оспаривающие перевод земель в другую
Таким образом, приведенная характеристи- регулирования не предусматривает. Отметим, ритории является обязательной. Однако какие категорию по указанному основанию, не на-
ка исследования имеет предметом выявление что несмотря на то, что в работе постоянно экономические стимулы способны мотивиро- шли поддержки в судах, рассмотревших ряд
влияния одного из существенных элементов отмечается причинность между установлени- вать такое поведение в инвестиционной дея- споров по этому вопросу. Гражданин Х. при об-
документов территориального планирования ем функционального зонирования документом тельности, при котором застройка территории ращении в суд указал, что в 2014 году он при-
– границ населенных пунктов на формирова- территориального планирования и градостро- осуществлялась бы только через институт КРТ, обрел земельный участок в землях населенных
ние территориальных зон, определение содер- ительным зонированием, определяемым пра- образуя тем самым системное единство между пунктов, затем разделил его на несколько, имея
жания в них градостроительного регламента вилами землепользования и застройки, в фор- планированием использования территории и целью их застройку индивидуальным жильем
и обратного процесса: исключения земельных мально-правовом смысле такой причинности ее планировкой, минуя стадию территориаль- и последующую продажу. Решением Красно-
участков из состава земель, имеющих право- не имеется. Но она выявлена по смыслу норма- ного зонирования и установления регламента? дарского краевого суда от 18 марта 2022 года в
вой режим застраиваемых. Метод, использо- тивного регулирования Верховным Судом Рос- Ведь именно такое соединение действительно удовлетворении административного иска отка-
ванный в работе, – метод правового реализма, сийской Федерации, который в пункте 57 Об- можно охарактеризовать как направленное зано [8], определением от 19 августа 2022 года
34 35