Page 43 - НОПРИЗ_2_2023
P. 43

наследие


        альные, творческие, финансовые, администра-            дерации должен был разрабатывать Схемы
        тивные, организационные и т.д.).                       территориального планирования (СТП). В их
          Несмотря на то, что термин «конкурентоспо-           составе присутствовали разделы, посвящен-
        собность»  был  заимствован  из  экономической         ные сохранению и использованию культурно-
        сферы деятельности фирм, предприятий и ком-            го наследия. Можно сказать, что этой пробле-
        паний и интерпретирован по отношению к го-             ме при разработке СТП впервые было уделено
        родской территории также в экономическом               такое  большое  внимание.  В  доперестроечные
        смысле, представляется возможным изменить              времена в проектах районной планировки эта
        содержательный вектор этого термина в сторо-           проблема (за редким исключением) практиче-
        ну социокультурной сферы.                              ски не поднималась. В то время все внимание в
          Одним из существенных факторов развития              градостроительных работах в большей степени
        территории является «человеческий капитал».            уделялось культурному наследию городов. До
        Будучи экономической категорией, понятие «че-          2004 года региональные работы были сверну-
        ловеческий капитал» с течением времени  ус-            ты и вновь возникли благодаря требованиям
        ложнялось, пройдя путь от простого понимания           разработки СТП.
        совокупности образованных профессионалов                 После выполнения СТП для субъектов Феде-
        до включения всех составляющих в их формиро-           рации и анализа разделов, посвященных сохра-
        вание и развитие: воспитание, образование, на-         нению и использованию культурного наследия,
        учное знание, информационное обслуживание,             которые показали разную степень компетенции
        техническое оснащение, необходимое для их ра-          авторов и проработанности самих разделов,
        боты, а также их здоровье и качество жизни. В          стало ясно, что необходимо сделать следующий
        последнюю трактовку этой экономической кате-           шаг в систематизации накопленного материа-
        гории были включены инвестиции, необходимые            ла. Также пришло понимание того, что решение
        для поддержания и развития всех перечислен-            проблемы изолированно для одного края или
        ных выше компонентов человеческого капитала.           для одной области в отрыве друг от друга мо-
          На состояние человеческого капитала – про-           жет дать лишь частичный эффект. При этом со-
        изводительного фактора развития экономики –            хранение  культурного  наследия  и  использова-
        оказывает влияние качество жизни, которое              ние его территориально-пространственного и
        по многим позициям пересекается с качеством            градоформирующего потенциала должно быть
        среды обитания и зависит от нее.                       связано    с   пространственно-планировочной
          На исторических территориях, которые об-             структурой  краев,  областей, районов,  а также
        ладают историко-культурным потенциалом, к              с реконструкцией и развитием поселений, фор-
        обычным средовым компонентам добавляются,              мированием их пространственной организации,
        часто играя ведущую роль, «места культуры и            сохранением их исторического облика.
        достопримечательностей».                                 Каждый  из  субъектов  Федерации  облада-
          Итак, с одной стороны, историко-культур-             ет различным историко-культурным потенци-
        ное  наследие  является  фактором  притяжения          алом, видами объектов наследия , степенью
                                                                                                     1
        различных ресурсов, в том числе и интеллек-            их значимости, плотностью их локализации.                № 2 (13) 2023
        туальных, повышая конкурентоспособность                Только их объединение может создать об-
        территории, с другой – обогащает средовые              щую картину, дать целостное представление
        компоненты территории, влияющие на ее ка-              об историко-культурном наследии нации как
        чество, создавая благоприятные условия для             социо культурном и экономическом факторе
        привлечения человеческого капитала. При этом           преобразования территории страны.
        и  конкурентоспособность  территории,  и  чело-          Однако простое распределение объектов
        веческий капитал – взаимосвязанные экономи-            культурного наследия по территории дает
        ческие категории, влияющие друг на друга.              только общее представление об их глобальной
          Наследие как социокультурный и экономиче-
        ский фактор может более эффективно работать            1  В соответствии с законом РФ об объектах культурного наследия (ст. 3) последние
        в том случае, когда его элементы собраны в си-         подразделяются на следующие виды: памятники, ансамбли, достопримечательные
        стему, а не представляют собой набор разроз-           места. В данном исследовании рассматриваются как памятники (архитектуры, исто-
        ненных объектов.                                       рии, археологии), так и ансамбли (усадьбы, монастыри) и достопримечательные ме-
          Серьезный прорыв в этом направлении был              ста (места бытования народных промыслов, культурные и природные ландшафты,
        сделан после выхода в 2004 году Градостро-             культурные слои). Для упрощения изложения предлагается в данной работе имено-
        ительного кодекса, когда каждый субъект Фе-            вать все перечисленные объекты наследия «видами объектов наследия».
                                                                                                             41
   38   39   40   41   42   43   44   45   46   47   48