Page 42 - НОПРИЗ_2_2023
P. 42
наследие
Историко-культурный
каркас России
в системе расселения страны
Константин Борисович МАРКУС,
архитектор, советник РААСН, профессор МААМ
Когда речь заходит о сохранении не просто удовлетворять интересы всех функционирую-
отдельных памятников или даже территорий, а щих на его территории субъектов (жителей, хо-
историко-культурного наследия нации, то всем зяйствующих субъектов, инвесторов, государ-
понятно, что это – глобальная задача на уровне ственных и муниципальных органов власти), а
стратегии пространственного развития страны. также привлекать новые субъекты и инвести-
Это не только сохранение исторических сле- ции» (Л. Герцберг).
дов прошлого, начиная от археологических зон, Собственно термин «конкурентоспособ-
ценных исторических природных ландшафтов, ность», напрямую связанный с привлекатель-
памятников архитектуры, градостроительных ностью города, был заимствован из эконо-
ансамблей и комплексов и заканчивая истори- мической сферы функционирования фирм,
ческими городами, это не только серьезная со- предприятий, компаний. Было замечено, что
циокультурная задача, это еще и наиважнейшая «способность города конкурировать зависит от
экономическая задача. В первую очередь – это основных его «атрибутов» (И. Бегг). Именно они
сфера туризма. Безусловно, туризм – экономи- определяют привлекательность города как ме-
ческая отрасль, основой которой служит и исто- ста размещения «городских действующих лиц».
рико-культурное наследие, и природный ресурс Ему принадлежит вывод о том, что «конкурен-
нации, и многое другое, что не является пред- тоспособность города (в смысле экономиче-
метом данной темы. Однако это явная экономи- ской мощи) зависит от конкурентоспособности
ческая функция наследия. То, что бесспорно и фирм, расположенных в нем». Но чтобы при-
на виду. Но существует скрытая, неявная функ- влечь и удержать их в городе, необходимо пре-
ция: наследие выполняет роль экономического доставить фирмам условия, которые соответ-
стимулятора развития территории. Понимание ствовали бы их статусу и которые увеличивали
того, что наследие является мощным фактором бы их конкурентоспособность. Таким образом,
экономического развития территории, пришло внешние городские условия становятся состав-
относительно недавно и далеко не всеми еще ной частью конкурентоспособности фирм.
осознается. В список этих условий (или городских инди-
Территории обладают индивидуальными осо- каторов, «атрибутов»), хотя и не сразу, были
бенностями, которые присущи только этой тер- включены «места культуры и достопримеча-
ритории (будь то город, село или природный тельностей» (С. Янсен-Батлер). Таким образом,
ландшафт) и никакой другой. Эти особенности историко-культурное наследие стало рассма-
определяют ее привлекательность. Степень триваться как важный экономический фактор
привлекательности в свою очередь определяет привлекательности и конкурентоспособности
ее конкурентоспособность и притягательность территории. Это качество территории облада-
(не только туристическую). «Конкурентоспо- ет существенной характеристикой: привлекать,
собность города трактуется как способность притягивать различные ресурсы (интеллекту-
40