Page 42 - НОПРИЗ_2_2023
P. 42

наследие











                                       Историко-культурный



                                                                  каркас России


                                         в системе расселения страны



                                                   Константин Борисович МАРКУС,
                                                архитектор, советник РААСН, профессор МААМ


                Когда речь заходит о сохранении не просто            удовлетворять интересы всех функционирую-
             отдельных памятников или даже территорий, а             щих на его территории субъектов (жителей, хо-
             историко-культурного наследия нации, то всем            зяйствующих субъектов, инвесторов, государ-
             понятно, что это – глобальная задача на уровне          ственных и муниципальных органов власти), а
             стратегии пространственного развития страны.            также привлекать новые субъекты и инвести-
             Это не  только  сохранение  исторических  сле-          ции» (Л. Герцберг).
             дов прошлого, начиная от археологических зон,             Собственно      термин     «конкурентоспособ-
             ценных исторических природных ландшафтов,               ность», напрямую связанный с привлекатель-
             памятников  архитектуры,  градостроительных             ностью  города, был  заимствован  из эконо-
             ансамблей и комплексов и заканчивая истори-             мической сферы функционирования  фирм,
             ческими городами, это не только серьезная со-           предприятий, компаний. Было замечено, что
             циокультурная задача, это еще и наиважнейшая            «способность города конкурировать зависит от
             экономическая задача. В первую очередь – это            основных его «атрибутов» (И. Бегг). Именно они
             сфера туризма. Безусловно, туризм – экономи-            определяют привлекательность города как ме-
             ческая отрасль, основой которой служит и исто-          ста размещения «городских действующих лиц».
             рико-культурное наследие, и природный ресурс            Ему принадлежит вывод о том, что «конкурен-
             нации, и многое другое, что не является пред-           тоспособность города (в смысле экономиче-
             метом данной темы. Однако это явная экономи-            ской мощи) зависит от конкурентоспособности
             ческая функция наследия. То, что бесспорно и            фирм, расположенных в нем». Но чтобы при-
             на виду. Но существует скрытая, неявная функ-           влечь и удержать их в городе, необходимо пре-
             ция: наследие выполняет роль экономического             доставить фирмам условия, которые соответ-
             стимулятора развития территории. Понимание              ствовали бы их статусу и которые увеличивали
             того, что наследие является мощным фактором             бы их конкурентоспособность. Таким образом,
             экономического развития территории, пришло              внешние городские условия становятся состав-
             относительно недавно и далеко не всеми еще              ной частью конкурентоспособности фирм.
             осознается.                                               В список этих условий (или городских инди-
                Территории обладают индивидуальными осо-             каторов, «атрибутов»), хотя и не сразу, были
             бенностями, которые присущи только этой тер-            включены «места культуры и достопримеча-
             ритории (будь то город, село или природный              тельностей» (С. Янсен-Батлер). Таким образом,
             ландшафт) и никакой другой. Эти особенности             историко-культурное наследие стало рассма-
             определяют ее  привлекательность. Степень               триваться как важный экономический фактор
             привлекательности в свою очередь определяет             привлекательности и конкурентоспособности
             ее конкурентоспособность и притягательность             территории.  Это  качество  территории  облада-
             (не только туристическую). «Конкурентоспо-              ет существенной характеристикой: привлекать,
             собность города трактуется как способность              притягивать различные ресурсы (интеллекту-

             40
   37   38   39   40   41   42   43   44   45   46   47