Page 32 - НОПРИЗ_04_2023 развороты
P. 32

наследие                                                                                                                                                                                               наследие


                Комплекс Персеполис                                  хранения  и  экспонирования  артефактов  непо-                  в 1876–1888 годах по приказу мирзы Хасана
                Персéполь  (Персéполис)  –  «город  персов»,         средственно на его территории.                                  Али Насир-ол-Мулька, одного из лордов и ари-
             известный также как Тахт-е Джамшид – «трон                За исследования, сохранение и консервацию                     стократов Шираза. Проектировщиками были
             Джамшида», Чехель Менар – «сорок колонн» и              памятников Персеполя отвечает хранительская                     Мохаммад Хасан-и-Мемар, персидский архи-
             Садестун – «сто колонн» – древнеперсидский              служба музея-заповедника, специалисты кото-                     тектор, который также построил знаменитый
             город, расположенный на юго-западе Ирана,               рой постоянно осуществляют мониторинг их                        сад Эрам перед мечетью Насир аль-Мульк,
             возникший в VI–V веках до н. э., одна из сто-           состояния и превентивную консервацию. При                       Мохаммад Хоссейни Ширази и Мохаммад Реза
             лиц империи Ахеменидов. Захваченный Алек-               посещении Персеполиса делегацию  сопрово-                       Каши-Саз-и-Ширази. Фасад мечети украшен
             сандром Македонским в 330 году до н. э., был            ждали специалисты – реставраторы г-жа инже-                     большим количеством цветного стекла и кера-
             разрушен пожаром. В Персеполе сохранились               нер Сахар Фарозанпур и главный археолог г-н                     мических изразцов, а также другими традици-
             остатки дворцового комплекса, культовых со-             Шахрам Рахбар. Они познакомили с историей                       онными элементами, такими как Пяндж Касе
             оружений и руины многих сооружений древ-                изучения и методами исследования и консерва-                    («пять вогнутых»). Мечеть украшают многочис-
             него периода, из  которых  наиболее знаменит            ции археологических остатков древнего города.                   ленные изображения роз, которые стали глав-
             дворец Ападана с церемониальным залом с 72                                                                              ным сюжетом, изображенным как на внутрен-
             колоннами. Площадь Персеполя составляет 135               Мечеть  Насир  аль-Мульк,  также  извест-                     них  элементах  культового сооружения,  так  и
             тыс. м² и представляет собой огромный двор-             ная  как  Розовая  мечеть  (Масджед-и-Сурати),                  на внешних. Это убранство выбивается из об-
             цовый комплекс, расположенный на высокой                была построена во время правления в Иране                       щепринятых правил и канонов в оформлении
             платформе. Впечатляет огромное количество               династии  Каджаров.  Мечеть  была  построена                    мусульманских  святынь  и делает мечеть непо-
             сохранившихся барельефов, отображающих                                                                                  вторимой. Такое обилие роз обусловлено тем,
             различные церемонии. В Персеполе был водо-                                                                              что Шираз утопает в розах и на его территории
             провод и канализация. Персеполис – один из                                                                              можно встретить более 300 видов этого пре-
             первых иранских объектов, внесенных в Список                                                                            красного цветка.
             Всемирного  культурного  и  природного  насле-                                                                            Мечеть Насир аль-Мульк – одна из красивей-
             дия ЮНЕСКО. Его археологическое изучение и                                                                              ших архитектурных достопримечательностей
             реставрация начались еще в первой трети ХХ                                                                              Ирана, которая по праву считается самым уди-
             века. Персеполь стал первым памятником, где                                                                             вительным творением рук человеческих. Осо-
             прекратилась французская монополия на архе-                                                                             бое восхищение вызывает Жемчужная арка, ко-
             ологические раскопки и был создан музей для                                                                             торая находится на северной стороне двора. Ее
                                                                                                                                     своды расписаны геометрическими фигурами,
                                                                                                                                     прекрасными розами и стихами из Корана. В ме-            Старая часть города Шираз с узкими улочка-
                                                                                                                                     чети есть два молитвенных зала – в западном и          ми и средневековыми постройками произвела
                                                                                                                                     восточном крыльях здания. Красота молитвен-            невероятное впечатление по ощущению духа
                                                                                                                                     ного зала в западном крыле привлекает мно-             древней Персии. В этом историческом аутен-
                                                                                                                                     жество посетителей. Окна украшены цветными             тичном  пространстве  делегация  РАР  посетила
                                                                                                                                     витражами,  через  которые  проникает  утрен-          частный дом, в котором ведутся реставрацион-
                                                                                                                                     ний  свет,  разноцветное  отражение  витражей          ные работы. Любезный хозяин, такой же старин-
                                                                                                                                     сливается с настенными росписями, создавая             ный, как и сам дом, с удовольствием показывал,
                                                                                                                                     невероятные цветовые композиции. Несколь-              какие работы ведутся в доме. Это были в том              №4 (15) 2023
                                                                                                                                     ко огромных витражных окон, расписанных в              числе работы по восстановлению зеркального
                                                                                                                                     разном стиле и невероятно яркими красками,             интерьера. Специальный мастер демонстри-
                                                                                                                                     пропуская солнечные лучи, превращают огром-            ровал технологию изготовления и установки
                                                                                                                                     ный зал в фантастическое пространство. Этому           фрагментов отделки интерьера из зеркал.
                                                                                                                                     способствует хитрость, которую применили ху-             В Тегеране делегация РАР посетила  Дворец
                                                                                                                                     дожники во время росписи витражей, которые             Голестан, иногда переводимый с персидского
                                                                                                                                     расписаны в особом стиле, поэтому возникает            языка как Дворец розового сада, был построен
                                                                                                                                     иллюзия объемного цветовосприятия.                     в XVI веке, реконструирован в XVIII веке и окон-
                                                                                                                                                                                            чательно  перестроен  в  1865  году.  Это  бывший
                                                                                                                                                                                            официальный королевский комплекс Каджар,
                                                                                                                                                                                            когда-то входивший в состав соломенно-глиня-
                                                                                                                                                                                            ной исторической Цитадели Тегерана (Arg).
                                                                                                                                                                                            Дворец Голестан состоит из садов, королевских
                                                                                                                                                                                            зданий и коллекций иранских ремесел и евро-
                                                                                                                                                                                            пейских подарков XVIII и XIX веков. Комплекс
                                                                                                                                                                                            Дворца Голестан состоит из 17 сооружений,

             30                                                                                                                                                                                                                           31
   27   28   29   30   31   32   33   34   35   36   37