Page 29 - НОПРИЗ_04_2023 развороты
P. 29
наследие наследие
второй крупнейшей площадью в мире. Накш-е сел сооружения: дворец изначально задумы- нием всего города. Сооружение Масджед-е Шах
Джахан в переводе с персидского означает «об- вался как парадные ворота, открывавшие вход стало кульминационным завершением строи-
раз мира» или «картина мира». История этой в дворцовый ансамбль с размещенными в саду тельных работ под патронажем Аббаса Вели-
площади тесно связана с династией Сефевидов, павильонами, но в итоге вход был значительно кого. Строительство этой мечети продолжалось
правивших в Иране в XVI–XVIII веках. расширен и сам стал дворцом персидских ша- с 1611 по 1630/31 год. Масджед-е Шах задумыва-
Площадь Накш-е Джахан выполняла ряд зна- хов, получив свое второе название – Дворец лась как новая соборная мечеть, которая могла
чимых для государства функций: стала центром шаха. Дворец был построен в 1597 году при бы вместить весь Исфахан на пятничной молит-
экономической жизни всего государства и слу- шахе Аббасе I из династии Сефевидов. Это пя- ве. Оформляет главный вход в Масджед-е Шах
жила местом отправления различных религиоз- тиэтажное здание высотой 48 метров с откры- пиштак – арочный портал в виде вертикально
ных церемоний и официальных государствен- тым портиком – место пребывания монаршей стоящего прямоугольника. Мечеть как внутри,
ных мероприятий. На площади проводились особы, вид из которого открывается на площадь так и снаружи облицована иранской майоли-
военные парады, устраивались празднества с Накш-е Джахан. Именно здесь шах принимал кой – расписанными вручную керамическими
запуском фейерверков, соревнования и спор- знатных гостей и иностранных послов, а также плитками, которые вместе создают причудли-
тивные игры, например знаменитая чоуган-ба- праздновал Новруз – иранский Новый год, ко- вые узоры и орнаменты. Цветные изразцы по-
зи – иранский вариант конного поло. В настоя- торый отмечается весной. Дворец уникален в крывают купол, стены, минареты и помещения
щее время площадь вымощена камнем, но в XVII художественном отношении: его стены покры- мечетей, поэтому неудивительно, что их стро-
веке ее поверхность была усыпана песком специ- ты росписями придворного художника шаха ительство и роспись заняли целые десятиле-
ально для проведения этой игры. Чоуган-бази на Аббаса I, знаменитого мастера Резы Аббаси тия. Отделка мечети Масджед-е Шах поражает
площади Накш-е Джахан является излюбленным (1565–1635), а также его учеников. В настенных взор сочетанием множества оттенков голубого,
сюжетом иранских мастеров миниатюры. росписях Али-Капу можно проследить цветоч- бирюзового и синего. Облицовка зданий ярки-
Площадь представляет собой обширное про- ные и анималистические мотивы. Помещения ми цветными глазурованными плитками в тех-
странство в форме прямоугольника 160 × 560 последнего этажа украшены очень необычной нике хафт-ранги («семь цветов») впоследствии
метров общей площадью 9 га. По периметру лепниной в виде различных чаш и сосудов. Осо- распространилась по всему Ирану и нашла свое
площадь обрамляют двухэтажные аркады; они бое значение имеет обширный балкон, откуда продолжение в архитектуре более поздних эпох.
формируют крытые галереи базарного ком- шах наблюдал за парадами и тем, что происхо-
плекса. В центре площади в настоящее время дило на площади, и с которого отрываются ве- Пятничная мечеть Атиг Исфахана (она же
располагается парковая зона отдыха для посе- ликолепные виды. мечеть Джами) – одна из старейших сохра-
тителей и бассейн с фонтанами. Об особенностях дворца и методах реставра- нившихся в Иране, ее площадь составляет 23
Архитектурное обрамление площади отно- ции живописи рассказал доктор Ясер Хамзави. тыс. м². Построена в 756 году на месте зороа- туры), расположенных по одному на каждую из
сится к одной исторической эпохе, выдержано стрийского храма огня. В эпоху Буидов (IX–XI) сторон площади. Южный айван пятничной ме-
в одном стиле и формирует единый ансамбль Пятничная мечеть Аббаси (она же мечеть была существенно расширена. В XII веке мечеть чети Атиг Исфахана – Сахеб, назван в честь ви-
Накш-е Джахан, дополняя друг друга как в архи- Имама, она же мечеть Шаха) расположена на сильно пострадала от пожара, но была полно- зиря Ибн Абада. Фундамент его относится к XII
тектурном, так и смысловом отношении. Так, на южной стороне площади Накш-е Джахан и яв- стью восстановлена в 1121 году. Вход в мечеть веку. Минареты появились в 1480 году: восточ-
западной расположился королевский Дворец ляется шедевром мастеров Сефевидской эпохи. осуществляется через старые торговые ряды. ный айван – Шагерд (Ученик), южный айван –
Али-Капу; на северной стороне находится Ба- Мечеть Имама – крупнейшая мечеть Исфахана, Мечеть построена по схеме четырех айванов Сахеб, северный айван – Дервиш, западный ай-
зар-е Кейсарийе; к востоку от площади распо- высота минаретов 42 метра, главного купола 52 (сводчатых залов, открытых с одной стороны, ван пятничной мечети Атиг Исфахана – Остад
ложен вход в мечеть шейха Лутфуллы, которая метра, что делает мечеть высочайшим сооруже- характерных для исламской культовой архитек- (Ученик).
стала символом ислама шиитского толка – офи- Структура внутренних помещений мечети №4 (15) 2023
циальной религии Сефевидского государства; представлена системой зальных пространств:
мечеть Имама закрепила южную сторону пло- Зал эпохи Буидов, Зал Сельджукской эпохи (XII
щади и, по одной из версий, является символом век, во время правления Малик-шаха), Зал ме-
мощи исламской общины. чети Низам-аль-Мольк с куполом высотой 34
метра (дата строительства между 1065 и 1085
Дворец Али-Капу с персидского означает гг., во время правления Малик-шаха). Зал Тадж-
«великие ворота», поскольку отражает замы- аль-Мольк построен в 1081 году во время прав-
ления Туркан-хатун из династии Сельджукидов.
Высота зала 22 метра, размеры 11,8 × 12,1 метра.
Поражает разнообразие конструктивных реше-
ний с перекрытиями арочного типа и геометри-
ческая отделка стен, создающая неповторимый
рельефный рисунок, создаваемый кирпичиками
разной формы.
Мечеть Джами входит в список объектов Все-
мирного наследия ЮНЕСКО.
26 27