Page 28 - НОПРИЗ_04_2023 развороты
P. 28

наследие                                                                                                                                                                                               наследие


             второй крупнейшей площадью в мире. Накш-е               сел сооружения: дворец изначально задумы-                       нием всего города. Сооружение Масджед-е Шах
             Джахан в переводе с персидского означает «об-           вался как парадные ворота, открывавшие вход                     стало кульминационным завершением строи-
             раз  мира»  или  «картина  мира».  История  этой        в дворцовый ансамбль с размещенными в саду                      тельных работ под патронажем Аббаса Вели-
             площади тесно связана с династией Сефевидов,            павильонами, но в итоге вход был значительно                    кого. Строительство этой мечети продолжалось
             правивших в Иране в XVI–XVIII веках.                    расширен и сам стал дворцом персидских ша-                      с 1611 по 1630/31 год. Масджед-е Шах задумыва-
                Площадь Накш-е Джахан выполняла ряд зна-             хов,  получив  свое  второе  название  –  Дворец                лась как новая соборная мечеть, которая могла
             чимых для государства функций: стала центром            шаха. Дворец был построен в 1597 году при                       бы вместить весь Исфахан на пятничной молит-
             экономической жизни всего государства и слу-            шахе Аббасе I из династии Сефевидов. Это пя-                    ве. Оформляет главный вход в Масджед-е Шах
             жила местом отправления различных религиоз-             тиэтажное здание высотой 48 метров с откры-                     пиштак – арочный портал в виде вертикально
             ных  церемоний  и  официальных  государствен-           тым портиком – место пребывания монаршей                        стоящего прямоугольника. Мечеть как внутри,
             ных  мероприятий.  На  площади  проводились             особы, вид из которого открывается на площадь                   так и снаружи облицована иранской майоли-
             военные парады, устраивались празднества с              Накш-е Джахан. Именно здесь шах принимал                        кой – расписанными вручную керамическими
             запуском фейерверков, соревнования и спор-              знатных гостей и иностранных послов, а также                    плитками,  которые  вместе  создают  причудли-
             тивные игры, например знаменитая чоуган-ба-             праздновал Новруз – иранский Новый год, ко-                     вые  узоры  и  орнаменты.  Цветные  изразцы  по-
             зи – иранский вариант конного поло. В настоя-           торый  отмечается весной.  Дворец  уникален в                   крывают купол, стены, минареты и помещения
             щее время площадь вымощена камнем, но в XVII            художественном отношении: его стены покры-                      мечетей, поэтому неудивительно, что их стро-
             веке ее поверхность была усыпана песком специ-          ты росписями придворного художника шаха                         ительство и роспись заняли целые десятиле-
             ально для проведения этой игры. Чоуган-бази на          Аббаса I, знаменитого мастера Резы Аббаси                       тия. Отделка мечети Масджед-е Шах поражает
             площади Накш-е Джахан является излюбленным              (1565–1635), а также его учеников. В настенных                  взор сочетанием множества оттенков голубого,
             сюжетом иранских мастеров миниатюры.                    росписях Али-Капу можно проследить цветоч-                      бирюзового и синего. Облицовка зданий ярки-
                Площадь представляет собой обширное про-             ные и анималистические мотивы. Помещения                        ми цветными  глазурованными плитками  в тех-
             странство в форме прямоугольника 160 × 560              последнего этажа украшены очень необычной                       нике хафт-ранги («семь цветов») впоследствии
             метров общей площадью 9 га. По периметру                лепниной в виде различных чаш и сосудов. Осо-                   распространилась по всему Ирану и нашла свое
             площадь обрамляют двухэтажные аркады; они               бое значение имеет обширный балкон, откуда                      продолжение в архитектуре более поздних эпох.
             формируют крытые галереи базарного ком-                 шах наблюдал за парадами и тем, что происхо-
             плекса. В центре площади в настоящее время              дило на площади, и с которого отрываются ве-                      Пятничная мечеть Атиг Исфахана (она же
             располагается парковая зона отдыха для посе-            ликолепные виды.                                                мечеть  Джами)  –  одна  из  старейших  сохра-
             тителей и бассейн с фонтанами.                            Об особенностях дворца и методах реставра-                    нившихся в Иране, ее площадь составляет 23
                Архитектурное обрамление площади отно-               ции живописи рассказал доктор Ясер Хамзави.                     тыс. м². Построена в 756 году на месте зороа-          туры), расположенных по одному на каждую из
             сится к одной исторической эпохе, выдержано                                                                             стрийского храма огня. В эпоху Буидов (IX–XI)          сторон площади. Южный айван пятничной ме-
             в одном стиле и формирует единый ансамбль                 Пятничная мечеть Аббаси (она же мечеть                        была существенно расширена. В XII веке мечеть          чети Атиг Исфахана – Сахеб, назван в честь ви-
             Накш-е Джахан, дополняя друг друга как в архи-          Имама, она же мечеть Шаха) расположена на                       сильно пострадала от пожара, но была полно-            зиря Ибн Абада. Фундамент его относится к XII
             тектурном, так и смысловом отношении. Так, на           южной стороне площади Накш-е Джахан и яв-                       стью восстановлена в 1121 году. Вход в мечеть          веку. Минареты появились в 1480 году: восточ-
             западной расположился королевский Дворец                ляется шедевром мастеров Сефевидской эпохи.                     осуществляется через старые торговые ряды.             ный  айван  –  Шагерд  (Ученик),  южный  айван –
             Али-Капу; на северной стороне находится Ба-             Мечеть Имама – крупнейшая мечеть Исфахана,                        Мечеть построена по схеме четырех айванов            Сахеб, северный айван – Дервиш, западный ай-
             зар-е Кейсарийе; к востоку от площади распо-            высота минаретов 42 метра, главного купола 52                   (сводчатых залов, открытых с одной стороны,            ван пятничной мечети Атиг Исфахана – Остад
             ложен вход в мечеть шейха Лутфуллы, которая             метра, что делает мечеть высочайшим сооруже-                    характерных для исламской культовой архитек-           (Ученик).
             стала символом ислама шиитского толка – офи-                                                                                                                                     Структура внутренних помещений мечети                  №4 (15) 2023
             циальной религии Сефевидского государства;                                                                                                                                     представлена системой зальных пространств:
             мечеть Имама закрепила южную сторону пло-                                                                                                                                      Зал эпохи Буидов, Зал Сельджукской эпохи (XII
             щади и, по одной из версий, является символом                                                                                                                                  век, во время правления Малик-шаха), Зал ме-
             мощи исламской общины.                                                                                                                                                         чети Низам-аль-Мольк с куполом высотой 34
                                                                                                                                                                                            метра  (дата  строительства  между  1065  и  1085
                Дворец Али-Капу с персидского означает                                                                                                                                      гг., во время правления Малик-шаха). Зал Тадж-
             «великие ворота», поскольку отражает замы-                                                                                                                                     аль-Мольк построен в 1081 году во время прав-
                                                                                                                                                                                            ления Туркан-хатун из династии Сельджукидов.
                                                                                                                                                                                            Высота зала 22 метра, размеры 11,8 × 12,1 метра.
                                                                                                                                                                                            Поражает разнообразие конструктивных реше-
                                                                                                                                                                                            ний с перекрытиями арочного типа и геометри-
                                                                                                                                                                                            ческая отделка стен, создающая неповторимый
                                                                                                                                                                                            рельефный рисунок, создаваемый кирпичиками
                                                                                                                                                                                            разной формы.
                                                                                                                                                                                              Мечеть Джами входит в список объектов Все-
                                                                                                                                                                                            мирного наследия ЮНЕСКО.

             26                                                                                                                                                                                                                          27
   23   24   25   26   27   28   29   30   31   32   33