Page 57 - Vestnik_NOPRIZ_3-2024_1
P. 57
наследие наследие
Об упрощении порядка става документации для прохождения ГИКЭ,
определения требований к составу экспертной
проведения работ комиссии в части профессиональной квалифи-
кации экспертов).
При этом допускаем, что в случаях проведе-
по сохранению объектов ния текущего ремонта (при установлении кон-
кретного перечня таких работ) ГИКЭ может
культурного наследия быть отменена.
Также считаем важным возвращение к обя-
зательной процедуре коллегиального обсуж-
Татьяна Сергеевна ЧЕРНЯЕВА, дения планируемых работ на научно-методиче-
ских реставрационных советах (далее – НМС).
председатель Некоммерческого партнерства «Российская Ассоциация Реставраторов», Необходимо создание при всех органах охра-
штатный заместитель председателя совета ЛОО ВОО «ВООПИиК», ны объектов культурного наследия НМС (такой
и. о. директора ГАУК ЛО «Международный центр реставрации» совет, например, уже создан при Комитете по
сохранению культурного наследия Ленинград-
ской области), внесение в законодательство об
На сегодняшний день мы все чаще слышим Кроме того, на сегодняшний день уже вве- объектах культурного наследия положений об
про упрощение порядка проведения работ по ден упрощенный порядок проведения работ в обязательном обсуждении проектной докумен-
сохранению объектов культурного наследия, об отношении многоквартирных домов-памятни- тации на проведение работ по сохранению объ-
устранении избыточных требований к прове- ков. Представляется целесообразным провести екта культурного наследия на заседаниях НМС
дению таких работ. При этом последними зако- мониторинг применения рассматриваемого по- и сроках такого обсуждения в рамках разра- Установив такие перечни, сразу станет ясно,
нопроектами предлагалось убрать механизмы, рядка на практике в отношении данной группы ботки проектной документации. Квалификаци- какие упрощения допустимы.
которые уже в течение длительного времени памятников прежде, чем распространять его на онные требования к специалистам, входящим Также нужно разграничить понятия «теку-
служат дополнительным гарантом качественно- другие группы объектов культурного наследия. в состав НМС, также должны быть закреплены щий ремонт» и «ремонт» в понимании ФЗ № 73,
го проведения работ и сохранности для объек- Задание является для многих заказчиков – нормативно-правовым актом, включая предсе- и, как предложила член Российской ассоциа-
та культурного наследия, такие как разрешение, собственников объектов культурного насле- дателя. ции реставраторов, директор Центра архитек-
задание, государственная историко-культурная дия – так называемым руководством, что им не- В таком случае в последующем будет возмож- турно-реставрационных исследований, доцент
экспертиза. обходимо требовать от проектировщика. на замена общественного обсуждения ГИКЭ кафедры РРАНиОА КГАСУ Светлана Глебов-
Выдача организации разрешения подтвержда- Задание позволяет собственнику заблаговре- (в котором может принимать участие любой на Персова, тут можно обратиться к понятию
ет факт наличия у нее всех необходимых доку- менно определиться с составом необходимых гражданин) профессиональными научно-мето- «превентивная консервация», которое исполь-
ментов и документации для проведения работ. работ на объекте, что сделать самостоятельно дическими советами, что будет способствовать зуется в оперативном руководстве по примене-
Таким образом, существующий порядок позво- бывает сложно. Особенно это касается случа- сокращению сроков рассмотрения документа- нию Конвенции об охране всемирного культур-
ляет дополнительно подстраховать заказчика от ев, когда объект культурного наследия являет- ции и выдачи разрешений, снижению админи- ного и природного наследия ЮНЕСКО (1972 г.).
недобросовестных подрядчиков. ся культовым зданием. У таких собственников стративных барьеров и подготовке более каче- Как правило, такие работы должны периодиче-
В ряде последних законопроектов возмож- (законных владельцев) чаще всего бывает огра- ственной проектной документации. ски возобновляться по одной и той же техно-
ность применения упрощенного порядка (вве- ниченное финансирование, и им необходимо Реставрационное сообщество согласно, что логии. Например, очистка фасадов от загрязне-
дение процедуры уведомления вместо раз- четкое понимание, что необходимо сделать в необходимо упрощать отдельные администра- ний, покраска, антисептирование. В том числе №3 (18) 2024
решения, проведение работ без документов, первую очередь. тивные процедуры (в частности, путем сокра- к работам по текущему ремонту следует отне-
предусмотренных статьей 45 Федерального Кроме того, бывают и обратные случаи, когда щения их сроков), но здесь важно действовать сти, например, установку отвалившихся частей
закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах собственники не заинтересованы в разработке разумно и взвешенно с учетом опыта и мнения водосточных систем, мелких покрытий, замену
культурного наследия (памятниках истории и полного комплекта проектной документации по ведущих архитекторов-реставраторов и прак- разбившихся стекол и т. п. Утвердив конкрет-
культуры) народов Российской Федерации» разным причинам (финансовым, временным) и тикующих экспертов. ный перечень таких работ, можно будет рассмо-
(далее – ФЗ № 73)) рассматривалась в зависи- начинают подменять необходимость проведе- Представляется возможным введение в ФЗ треть возможность перехода с разрешительного
мости от того, затрагивается ли при проведении ния работ по реставрации ремонтными работа- № 73 таких понятий, как «текущий ремонт объ- на уведомительный характер.
работ предмет охраны объекта культурного на- ми, и задание в данном случае обязует их раз- екта культурного наследия» и «содержание объ- Вместе с тем считаем, что на сегодняшний
следия. Такой подход, по мнению реставрацион- работать именно такую документацию, которая екта культурного наследия». день необходимо делать акцент не на упроще-
ного сообщества, не допустим и содержит угро- в полной мере будет способствовать сохране- При этом считаем, что установление особого нии процедур и допуске к работам на объек-
зу сохранности памятника истории и культуры. нию памятника. порядка содержания и текущего ремонта может тах культурного наследия любых строительных
Объект культурного наследия является единой Говоря о государственной историко-куль- быть только после установления федеральным компаний. А обратить внимание на такие осно-
целостной системой подлинных материальных турной экспертизе (далее – ГИКЭ), хочется органом охраны объектов культурного насле- вополагающие моменты, как реставрационные
и нематериальных составляющих во взаимо- отметить, что считаем данный институт на се- дия конкретного перечня таких работ с целью расценки, образование, престиж профессии.
действии с ландшафтом и градостроительным годняшний день важным, но нуждающимся в недопущения разночтений в трактовке данных Реставрационных компаний за последние
окружением. совершенствовании (в части утверждения со- понятий. годы стало в разы меньше. А строительных,
54 55