Page 13 - НОПРИЗ 1-2024 развороты
P. 13
актуально актуально
Благодаря активному взаимодействию НОПРИЗ – 52,4% специалистов, которые составляют с помощью инструментов Национального рее-
с Минстроем России от 20 марта 2024 года было 77 тыс. человек, предоставили сведения о дей- стра специалистов;
принято важнейшее Постановление Правитель- ствующем удостоверении о повышении квали- 2) установление взаимосвязи понятий, ис-
ства Российской Федерации № 338, вступающее фикации; пользуемых в Гражданском кодексе, разъяс-
в действие с 1 сентября 2024 года, в соответствии – 47,6% специалистов, которые составляют нения понятия технической документации
с которым установлены требования к членам СРО, 70 тыс. человек, должны пройти независимую применительно к реализации строительно-ин-
работающим на особо опасных, технически слож- оценку квалификации, из них: вестиционных проектов, начиная с обоснова-
ных и уникальных объектах по прохождению не- – 25,2% специалистов, которые составляют 37 тыс. ния инвестиций, разработки предпроектной
зависимой оценки квалификации не только для человек, обратились с заявлениями о прохождении документации, задания на проектирование,
ГИПов и ГАПов, которые могут занимать руково- независимой оценки квалификации, в том числе: проектной, рабочей и исполнительной докумен-
дящие должности в проектных и изыскательских – 22,4% специалистов, которые составляют тации объектов капитального строительства,
организациях, а также для иных специалистов тех- 33 тыс. человек, уже получили независимую заканчивая документацией для эксплуатации
нических служб в зависимости от уровня ответ- Рис. 3 оценку квалификации; введенных объектов недвижимости;
ственности объекта капитального строительства. ские и проектные организации и их специалисты, – 22,4% специалистов, которые составляют 3) восстановление института предпроектных
Предусмотренная в этом документе дифференциа- включенные в Национальный реестр специалистов. 33 тыс. человек, еще должны пройти независи- исследований и разработок, возобновление
ция предполагает необходимость прохождения на Определенные шаги для преодоления суще- мую оценку квалификации. роли обоснования инвестиций и многовари-
таких объектах независимой оценки квалификации ствующих перекосов в системе законодатель- 335 (0,23%) сведений о специалистах исклю- антной предпроектной документации, так как
от трех до семи технических специалистов (рис. 2). ства Российской Федерации были осуществле- чены из НРС в связи с отсутствием сведений об изначально неправильно основополагающие
ны с принятием при участии НОПРИЗ поправок их прохождении независимой оценки квалифи- решения, принятые без соответствующей пред-
в Технический регламент о безопасности зданий кации, 35 свидетельств о квалификации аннули- варительной аналитики, приводят к существен-
и сооружений, введенных в тексте Федерально- рованы решением СПК по причине предостав- ному перерасходованию финансовых ресурсов,
го закона № 653-ФЗ. К числу наиболее важных ления недостоверных сведений об образовании. в том числе неэффективному формированию
норм следует отнести: В целях создания максимально комфортных объекта капитального строительства, затягива-
– акцент на результатах строительства для условий для прохождения независимой оцен- нию сроков его реализации, к тяжелым послед-
объекта в целом, что было отражено в суще- ки квалификации на территории нашей страны ствиям при последующей эксплуатации таких
ствующей иерархии целей, функциональных НОПРИЗ создал 48 центров оценки квалифи- необдуманных проектов;
требований без определения способов их до- кации (ЦОК), на основе которых работают 107 4) синхронизацию правовых требований
стижения. Завершение построения иерархии экзаменационных центров (ЭЦ), в том числе в к проектной, рабочей и исполнительной до-
требований путем исключения из закона переч- Мариуполе. кументации, введение обязанностей и ответ-
ня документов обязательного применения (но- То есть всего действуют 155 мест проведения ственности по членству всех юридических лиц,
Рис. 2 вая редакция статьи 6); экзаменов, из них: разрабатывающих все виды перечисленной до-
Анализ показал, что действующие нормы суще- – введение добровольности в выборе заказ- – в 154 – по архитектурно-строительному кументации, в саморегулируемых организациях,
ствующего законодательства Российской Феде- чиками или проектировщиками документа (до- проектированию; а также членству всех физических лиц, прини-
рации предусматривают существенные перекосы кументов), обосновывающего принятые реше- – в 122 – по инженерным изысканиям. мающих ответственные решения, в Националь-
между правами и ответственностью участников ния, обеспечивающие безопасность зданий и НОПРИЗ для целей реализации приоритетных ном реестре специалистов;
инвестиционной строительной деятельности (рис. сооружений в соответствии с Техническим ре- направлений развития строительства и жилищ- 5) совершенствование института эксперти-
3). Наибольшими правами по нормам законода- гламентом (часть 6 статьи 15); но-коммунального хозяйства, а также для приня- зы путем установления ее ответственности за
тельства обладают лица, выполняющие функции – наделение Правительства Российской Фе- тия следующих шагов по преодолению всех су- результаты работ по обеспечению безопасно- №1 (16) 2024
заказчиков (как государственных, так и негосудар- дерации полномочиями по установлению тре- ществующих в законодательстве перекосов прав сти ОКС и по достижению стоимостных показа-
ственных). В то же время ответственность за при- бований к содержанию, порядку подготовки и и ответственности лиц, усугубляемых в условиях телей на построенном и введенном в действие
нимаемые решения у государственных и негосу- утверждения результатов применения «альтер- существующих глобальных вызовов последних объекте, путем усиления ответственности за со-
дарственных заказчиков абсолютно минимальная. нативных» способов обоснования соответствия лет, осуществляет комплексное реформирова- ответствие рабочей документации утвержден-
Следующими лицами, владеющими по законода- архитектурных, функционально-технологиче- ние законодательства Российской Федерации, ной государственной экспертизой проектной
тельству довольно высокими правами, являются ских, конструктивных, инженерно-технических предусматривающее внесение изменений, в документации или учета особенностей требо-
органы или организации, наделенные функциями и иных решений и мероприятий по обеспече- первую очередь в Гражданский кодекс России и ваний к экспертизе документации одностадий-
государственной экспертизы и, чуть меньше, госу- нию безопасности зданий, сооружений, процес- Градостроительный кодекс России, а затем в еще ного проектирования;
дарственного строительного надзора. Между тем сов, осуществляемых на всех этапах их жизнен- целый ряд действующих законов Российской 6) восстановление четких требований и от-
никаких примеров ответственности ни органов и ного цикла (часть 6.1 статьи 15). Федерации, предполагающих: ветственности к субподрядным организациям,
организаций государственной экспертизы, ни ор- НОПРИЗ ведет активную работу по внедре- 1) упорядочивание функций участников гра- участвующим в выполнении работ по инже-
ганов или организаций строительного надзора не нию и развитию системы независимой оценки достроительной деятельности, одной из важ- нерным изысканиям и подготовке проектной и
припоминается! В то же время в соответствии с квалификации. По состоянию на конец 2023 нейших среди которых является установление рабочей документации, что в большой степени
нормами законодательства наиболее высокой от- года из 147 316 специалистов, сведения о кото- профессиональных технических требований может компенсировать недостаток прав и пол-
ветственностью при практически минимальном рых НОПРИЗ включены в Национальный реестр к институции государственных и негосудар- номочий специалистов высокой квалификации,
объеме прав и полномочий наделены изыскатель- специалистов (НРС): ственных технических заказчиков, в том числе работающих в этих организациях, но способ-
10 11