Page 13 - НОПРИЗ 1-2024 развороты
P. 13

актуально                                                                              актуально


 Благодаря активному взаимодействию НОПРИЗ   – 52,4% специалистов, которые составляют   с  помощью  инструментов  Национального  рее-
 с Минстроем России от 20 марта 2024 года было   77 тыс. человек, предоставили сведения о дей-  стра специалистов;
 принято важнейшее Постановление Правитель-  ствующем удостоверении о повышении квали-  2) установление взаимосвязи понятий,  ис-
 ства Российской Федерации № 338, вступающее   фикации;        пользуемых в Гражданском кодексе, разъяс-
 в действие с 1 сентября 2024 года, в соответствии   – 47,6% специалистов, которые составляют   нения понятия технической документации
 с которым установлены требования к членам СРО,   70 тыс. человек, должны пройти независимую   применительно к реализации строительно-ин-
 работающим на особо опасных, технически слож-  оценку квалификации, из них:  вестиционных проектов, начиная с обоснова-
 ных и уникальных объектах по прохождению не-  – 25,2% специалистов, которые составляют 37 тыс.   ния инвестиций, разработки предпроектной
 зависимой оценки квалификации не только для   человек, обратились с заявлениями о прохождении   документации, задания на проектирование,
 ГИПов и ГАПов, которые могут занимать руково-  независимой оценки квалификации, в том числе:  проектной, рабочей и исполнительной докумен-
 дящие должности в проектных и изыскательских   – 22,4% специалистов, которые составляют   тации объектов капитального строительства,
 организациях, а также для иных специалистов тех-  33 тыс. человек, уже получили независимую   заканчивая документацией для эксплуатации
 нических служб в зависимости от уровня ответ-  Рис. 3  оценку квалификации;  введенных объектов недвижимости;
 ственности объекта капитального строительства.   ские и проектные организации и их специалисты,   – 22,4% специалистов, которые составляют   3) восстановление института предпроектных
 Предусмотренная в этом документе дифференциа-  включенные в Национальный реестр специалистов.  33 тыс. человек, еще должны пройти независи-  исследований и разработок, возобновление
 ция предполагает необходимость прохождения на   Определенные шаги для преодоления суще-  мую оценку квалификации.  роли обоснования инвестиций и многовари-
 таких объектах независимой оценки квалификации   ствующих перекосов в системе законодатель-  335 (0,23%) сведений о специалистах исклю-  антной  предпроектной  документации,  так  как
 от трех до семи технических специалистов (рис. 2).  ства Российской Федерации были осуществле-  чены из НРС в связи с отсутствием сведений об   изначально неправильно основополагающие
 ны с принятием при участии НОПРИЗ поправок   их прохождении независимой оценки квалифи-  решения, принятые без соответствующей пред-
 в Технический регламент о безопасности зданий   кации, 35 свидетельств о квалификации аннули-  варительной аналитики, приводят к существен-
 и сооружений, введенных в тексте Федерально-  рованы решением СПК по причине предостав-  ному перерасходованию финансовых ресурсов,
 го закона № 653-ФЗ. К числу наиболее важных   ления недостоверных сведений об образовании.  в том числе неэффективному формированию
 норм следует отнести:  В целях создания максимально комфортных   объекта капитального строительства, затягива-
 – акцент на результатах строительства для   условий  для  прохождения  независимой  оцен-  нию сроков его реализации, к тяжелым послед-
 объекта в целом, что было отражено в суще-  ки квалификации на территории нашей страны   ствиям при последующей эксплуатации таких
 ствующей иерархии целей, функциональных   НОПРИЗ создал 48 центров оценки квалифи-  необдуманных проектов;
 требований без определения способов их до-  кации (ЦОК), на основе которых работают 107   4) синхронизацию  правовых  требований
 стижения. Завершение построения иерархии   экзаменационных центров (ЭЦ), в том числе в   к проектной, рабочей и исполнительной до-
 требований путем исключения из закона переч-  Мариуполе.      кументации, введение обязанностей и ответ-
 ня документов обязательного применения (но-  То есть всего действуют 155 мест проведения   ственности по членству всех юридических лиц,
 Рис. 2  вая редакция статьи 6);  экзаменов, из них:           разрабатывающих все виды перечисленной до-
 Анализ показал, что действующие нормы суще-  – введение добровольности в выборе заказ-  – в 154 – по архитектурно-строительному   кументации, в саморегулируемых организациях,
 ствующего законодательства Российской Феде-  чиками или проектировщиками документа (до-  проектированию;  а также членству всех физических лиц, прини-
 рации предусматривают существенные перекосы   кументов), обосновывающего принятые реше-  – в 122 – по инженерным изысканиям.  мающих ответственные решения, в Националь-
 между правами и ответственностью участников   ния, обеспечивающие безопасность зданий и   НОПРИЗ для целей реализации приоритетных   ном реестре специалистов;
 инвестиционной строительной деятельности (рис.   сооружений в соответствии с Техническим ре-  направлений развития строительства и жилищ-  5) совершенствование института эксперти-
 3). Наибольшими правами по нормам законода-  гламентом (часть 6 статьи 15);  но-коммунального хозяйства, а также для приня-  зы путем  установления  ее ответственности  за
 тельства  обладают  лица,  выполняющие  функции   – наделение Правительства Российской Фе-  тия следующих шагов по преодолению всех су-  результаты работ по обеспечению безопасно-  №1 (16) 2024
 заказчиков (как государственных, так и негосудар-  дерации  полномочиями  по  установлению  тре-  ществующих в законодательстве перекосов прав   сти ОКС и по достижению стоимостных показа-
 ственных). В то же время ответственность за при-  бований к содержанию, порядку подготовки и   и ответственности лиц, усугубляемых в условиях   телей на построенном и введенном в действие
 нимаемые решения у государственных и негосу-  утверждения результатов применения «альтер-  существующих глобальных вызовов последних   объекте, путем усиления ответственности за со-
 дарственных заказчиков абсолютно минимальная.   нативных» способов обоснования соответствия   лет, осуществляет комплексное реформирова-  ответствие рабочей документации утвержден-
 Следующими  лицами,  владеющими  по  законода-  архитектурных,  функционально-технологиче-  ние законодательства Российской Федерации,   ной государственной  экспертизой проектной
 тельству довольно высокими правами, являются   ских,  конструктивных,  инженерно-технических   предусматривающее внесение изменений, в   документации или учета особенностей требо-
 органы или организации, наделенные функциями   и иных решений и мероприятий по обеспече-  первую очередь в Гражданский кодекс России и   ваний к экспертизе документации одностадий-
 государственной экспертизы и, чуть меньше, госу-  нию безопасности зданий, сооружений, процес-  Градостроительный кодекс России, а затем в еще   ного проектирования;
 дарственного строительного надзора. Между тем   сов, осуществляемых на всех этапах их жизнен-  целый ряд действующих законов Российской   6) восстановление четких требований и от-
 никаких примеров ответственности ни органов и   ного цикла (часть 6.1 статьи 15).  Федерации, предполагающих:  ветственности к субподрядным организациям,
 организаций государственной экспертизы, ни ор-  НОПРИЗ ведет активную работу по внедре-  1) упорядочивание функций участников гра-  участвующим в выполнении работ по инже-
 ганов или организаций строительного надзора не   нию и  развитию  системы  независимой  оценки   достроительной деятельности, одной из важ-  нерным изысканиям и подготовке проектной и
 припоминается! В то же время в соответствии с   квалификации. По состоянию на конец 2023   нейших среди которых является установление   рабочей документации, что в большой степени
 нормами законодательства наиболее высокой от-  года из 147 316 специалистов, сведения о кото-  профессиональных  технических  требований   может компенсировать недостаток прав и пол-
 ветственностью при практически минимальном   рых НОПРИЗ включены в Национальный реестр   к институции государственных и негосудар-  номочий специалистов высокой квалификации,
 объеме прав и полномочий наделены изыскатель-  специалистов (НРС):   ственных технических заказчиков, в том числе   работающих в этих организациях, но способ-

 10                                                                                                           11
   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18