Page 68 - Vestnik_NOPRIZ_3-2024_1
P. 68
наследие наследие
В январе 1911 года в Петербурге уполномо- вание трех новых улиц: Вокзальной, Песчаной и
ченные Ачинской городской думы, городской Владимирской» [1, с. 72–73].
голова В.С. Обжорин и купец А.С. Мокроусов, В 1926–1927 годах в Ачинске были произве-
заключили договор с инженером путей сооб- дены некоторые работы по увеличению и бла-
щения Г.В. Адриановым о том, что последний гоустройству городской территории: разбито
принимает на себя труд «по составлению про- под застройку 87 кварталов и нарезано 336
екта Ачинск-Минусинской железной дороги» [1, строительных участков, отремонтировано и
с. 67–69]. Полоса отвода новой железнодорож- перестроено семь деревянных мостов и вновь
ной линии пересекла территорию перспектив- построен понтонный мост через реку Чулым;
ного развития города, расположенную к северу восстановлено 25 га садов и вновь разбито под
от речки Ачинки, и прошла с восточной стороны них 10 га. Численность населения города на 1
от сложившейся застройки городского центра. января 1928 года достигла 19 942 человек [21].
Она явилась дополнительным фактором (наря- В этот же период (1920-е гг.) был составлен
Рис. 23. Ачинск. Городское училище. 1916 г. Рис. 25. Ачинск. Здание электростанции. ду с естественными природными), послужив- «граничный чертеж Енисейской губернии Ачин-
Фотография 1920-х гг. Архитектор Б.Ю. Гецен. 1918–1920 гг. Фотография начала XX в. шим дальнейшему расчленению планировочной ского уезда, земельного участка, принадлежа-
структуры Ачинска. В связи со строительством щего городу Ачинску» [22]. Из чертежа видно,
В этот период в Ачинске строятся здания ритмом элементов фасадов. Этот архитектур- дороги в южной части города предполагалось что город состоял из трех планировочных об-
нового функционального назначения: кинема- ный комплекс необычных для провинциального построить здание эксплуатационного управле- разований, разделенных между собой речками
тограф (архитектор В.А. Соколовский, 1913 г.) и Ачинска зданий привнес в его градостроитель- ния и городок для железнодорожных служа- Ачинкой и Тептяткой. Городская застройка до-
городская электростанция (архитектор Б.Ю. Ге- ную среду веяния нового времени (рис. 26, 27). щих. Жилые дома для высших служащих про- стигла к двадцатым годам полосы отвода Транс-
цен, 1918–1920 гг.). В 1912 году был разработан и ектировались одноэтажные, индивидуальные, сибирской магистрали (рис. 28).
утвержден проект «каменного парового пиво- а для других чиновников – двухэтажные, камен-
варенного завода в городе Ачинске, товарище- ные. Однако осуществить проекты не удалось
ства «Пивовар» (архитектор В.А. Соколовский). из-за нараставших в стране революционных
Завод стал одним из первых крупных произ- событий.
водств, возведенных в новой части города – за XX – начало XXI в. В Ачинске после восстанов-
речкой Ачинкой (рис. 24, 25). ления советской власти (январь 1920 г.) перед
новым руководством города встали неотложные
задачи по подъему нарушенного Гражданской
войной городского хозяйства. В составленном
на 1920 год плане городского строительства
намечались следующие мероприятия: дострой-
ка городской электрической станции, ремонт и
переустройство кирпичного завода, постройка
дома матери и ребенка, общественной бани,
Рис. 26. Ачинск. Военный городок. Офицерское собрание. инфекционной больницы, трех дезинфекцион-
Фотография авторов. 2008 г. ных камер, городской купальни; разный ремонт
десяти школьных зданий; ремонт и приспосо- №3 (18) 2024
бление зданий под общественные учреждения,
под лазареты и заразные больницы [1, с. 71].
Срочность постройки городской общественной
бани, а также больничных учреждений была
вызвана свирепствовавшей в тот период в Ени-
сейской губернии эпидемией тифа.
Рис. 24. Ачинск. Кинотеатр. Архитектор В.А. Соколовский. 1916 г. Фотография XX в. В докладе «по градоустройству Ачинска», от-
носящемуся к началу 1920-х годов, указывалось
В другой части Ачинска, на его южной окра- на то, что «перспективы к расширению горо-
ине, в 1910-х годах крупной строительной пло- да есть именно в случае окончания построй-
щадкой являлся военный городок. Здания го- ки Ачинск-Минусинской железной дороги, не-
родка (штаб, солдатские казармы и жилые дома сомненно, город расширится и разовьется; в
для офицеров) строились с характерными эле- настоящее же время изменений в очертаниях Рис. 28. Граничный чертеж Енисейской губернии Ачинского уезда
ментами: угловыми башенками, узкими окон- окружной межи не произошло, межа же застро- земельного участка, принадлежащего городу Ачинску,
ными проемами и «ложными» глухими окнами, енной части города изменилась в сторону рас- с показанием прилегающих к нему свободных казенных земель,
имитацией бойниц в карнизных поясах, четким Рис. 27. Ачинск. Военный городок. Казарма. Фотография авторов. 2008 г. ширения, результатом чего произошло образо- необходимых к присоединению к городским землям. 1920 г. [22]
66 67