Page 67 - Vestnik_NOPRIZ_3-2024_1
P. 67
наследие наследие
Не менее яркими образцами каменной ар- городское управление активно участвовало во Быстро менявшиеся условия развития Ачин-
хитектуры Сибири второй половины XIX века всех нововведениях, связанных с железной до- ска как прижелезнодорожного города потребо-
являются первые в городе жилые дома куп- рогой, понимая ее значение для развития го- вали увеличения его территории и уточнения
цов Максимова и Мокроусова, построенные по рода. Полоса отвода железнодорожной линии размера прилегающих к нему выгонных земель.
схожим проектам. Всего к 1888 году в Ачинске стала неотъемлемым элементом регулирования С этой целью в 1906 году уездным землемером
насчитывалось семь жилых каменных домов и композиционно-планировочной структуры го- В.П. Бажиным был составлен план с нанесением
девять нежилых каменных зданий [1, с. 27–30] рода. Так, линия железной дороги, проложенная на нем ситуации городской застройки и окру-
(рис. 14, 15, 16). в трех километрах севернее городской застрой- жающих ее сельскохозяйственных территорий.
ки, определила на долгие годы развитие в этом Город, как видно на плане, еще не разорвал
направлении территории Ачинска (рис. 17). свои ранее очерченные границы, но уже устре-
милась на север, к железнодорожной станции,
новая дорога – ось будущей городской структу-
ры (рис. 19).
Рис. 20. Ачинск. Общий вид 1-й части города. Открытка начала XX в.
Рис. 14. Ачинск. Никольская улица. Дом усадьбы купца С. Мокроусова.
Архитектор В.В. Хабаров. Фотография начала XX в.
Рис. 17. Великий Сибирский путь. Станция Ачинск. Открытка начала XX в.
Первые годы XX века городские власти реши-
ли ознаменовать постройкой третьей каменной
церкви. Она должна была заменить деревян- Рис. 21. Ачинск. Общий вид 2-й части города. Открытка начала XX в.
ную – кладбищенскую. В 1903 году строитель-
ное отделение губернского управления утвер- В начале второго десятилетия в Ачинске ста-
дило проект церкви, разработанный томским ли интенсивно строиться общественные зда-
архитектором К.К. Лыгиным. Ачинский храм, на- ния, которые составили основной прирост ка-
званный по-прежнему Крестовоздвиженским и менных построек в дореволюционные годы.
возведенный в 1905 году на вершине высокой Наиболее значительными из них являлись зда-
Рис. 15. Ачинск. Никольская улица. Дом усадьбы купца Г. Максимова. террасы, стал завершающей доминантой в ан- ния женской гимназии (архитектор В.А. Соко-
Архитектор В.В. Хабаров. Фотография начала XX в. самбле городских церквей (рис. 18). ловский, 1912 г.), нескольких городских училищ,
городской лечебницы (архитектор Н.Д. Кисе-
лев, 1911 г.), нового корпуса гостиного двора (ар- №3 (18) 2024
Рис. 19. План выгонных земель города Ачинска. 1906 г. Фрагмент [19] хитектор Ф.П. Зарубин, 1912 г.), общественного
собрания (архитектор В.А. Соколовский, 1916 г.),
В августе 1910 года строительное отделе- учительской семинарии (1917 г.) (рис. 22, 23).
ние губернского управления утвердило новый
план Ачинска, составленный частным землеме-
ром, студентом инженерно-строительного от-
деления Томского технологического института
А.Е. Ширяевым, который стал последним в до-
революционном периоде развития Ачинска [1,
с. 48–50]. К сожалению, сам план обнаружить до
сих пор не удалось. Притяжение железной до-
Рис. 16. Ачинск. Никольская улица. Открытка начала XX в. роги оказалось столь сильным, что сразу после
утверждения плана территория между городом
Сибирская железная дорога, построенная и железнодорожной станцией заполнилась но-
в 1890-х годах, для Ачинска стала определяю- Рис. 18. Ачинск. Крестовоздвиженская каменная кладбищенская церковь. выми постройками. Постепенно преображались Рис. 22. Ачинск. Общественное собрание (театр).
щим градоформирующим фактором. Ачинское Архитектор К.К. Лыгин. 1905 г. Фотография начала XX в. сложившиеся районы Ачинска (рис. 20, 21). Архитектор В.А. Соколовский. 1916 г. Фотография начала XX в.
64 65