Верховный суд Российской Федерации утвердил обзор практики по 44-ФЗ

6 июля 2017
Новости

Пленум Верховного суда Российской Федерации 28 июня 2017 года (далее — Пленум) утвердил обзор судебной практики применения законодательства о контрактной системе.

Обращаем внимание на отдельные пункты данного обзора, касающиеся деятельности саморегулируемых организаций и их членов.

1. В соответствии с пунктом 5 Пленума при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства проектная документация (включая смету) подлежит размещению в составе документации о закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Таким образом, заказчики обязаны размещать проектную документацию при проведении закупок в сфере строительства. Напомним, что ранее отсутствовала единая позиция судов по данному вопросу.

2. Согласно пункту 7 Пленума, если выполнение работ, оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, является самостоятельным объектом закупки, заказчик устанавливает требования к участникам закупки о наличии у них лицензии на такой вид деятельности. В случаях, если лицензируемый вид деятельности не является непосредственным предметом закупки, требование о наличии лицензии заказчик установить не вправе.

Указанный вывод суда важен при наличии споров о необходимости наличия лицензии на монтаж, техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности при осуществлении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства. В Пленуме содержится конкретный пример, указывающий на запрет требования указанной лицензии в случаях, когда предметом закупки являются строительные работы.

3. В связи с установленной с 1 июля 2017 года ответственностью саморегулируемых организаций за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по государственным и муниципальным контрактам особое внимание необходимо уделить пункту 30 Пленума. В указанном пункте сделан вывод о том, что получение заказчиком денежных сумм по банковской гарантии в объеме, предусмотренном такой гарантией, не лишает исполнителя права на возмещение убытков в виде разницы между выплаченной суммой и размером имущественных требований, имевшихся у заказчика в соответствии с обеспечиваемым гарантией обязательством.

Иными словами, в случае, если сумма выплаченных денежных средств по банковской гарантии превышает размер требований заказчика (сумму убытков, неустойки и т. д.), подрядчик вправе взыскать разницу между суммой выплаты и требованиями заказчика, т. е. вернуть излишне уплаченные заказчику денежные средства. В свою очередь, когда требования заказчика превышают сумму выплаты по банковской гарантии, субсидиарную ответственность по непокрытой части понесет саморегулируемая организация.

Выводы Пленума рекомендуется учитывать в работе саморегулируемых организаций, в том числе при осуществлении общественного контроля и контроля за исполнением членами таких организаций обязательств по государственным и муниципальным контрактам.

По материалам НОСТРОЙ и Верховного суда РФ

Дополнительные новости...

22.03.2023

Анвар Шамузафаров обозначил необходимые условия повышения качества проектирования

21 марта 2023 года под председательством Сергея Пахомова состоялось заседание «круглого стола» комитета Государственной Думы по строительству и ЖКХ на тему «Повышение качества проектирования».