Особенности саморегулирования строительной отрасли в России обсудили в формате круглого стола

30 марта 2016
Новости

Особенности саморегулирования строительной отрасли в России обсудили в формате круглого стола

Круглый стол «Особенности саморегулирования в строительстве. Перезагрузка». Москва, 25.03.2016 г.

25 марта в Москве в рамках VI Всероссийского форума саморегулируемых организаций состоялся круглый стол на тему «Особенности саморегулирования в строительстве. Перезагрузка», организованный НОПРИЗ и НОСТРОЙ.

В работе круглого стола приняли участие вице-президент НОПРИЗ, член Совета НОПРИЗ Азарий Лапидус, заместитель руководителя Аппарата НОПРИЗ Сергей Чернов, а также представители профессионального сообщества, руководители строительных компаний и саморегулируемых организаций.

Модератором мероприятия выступил вице-президент, член Совета НОСТРОЙ Виктор Опекунов, который, открывая работу круглого стола, обозначил его основную цель — сформулировать особенности саморегулирования в области строительной деятельности, которые не нашли отражения в федеральном законе ФЗ-315 «О саморегулируемых организациях» и требуют отдельного регулирования.

Азарий Лапидус доложил об общем состоянии дел в сфере профессиональной аттестации архитекторов и инженеров. Он подверг критике существующую болонскую систему, при которой высшая школа выпускает бакалавров и магистров, а механизм присвоения квалификации «инженер», «архитектор» отсутствует. Он озвучил свои опасения, что через несколько лет может остаться только несколько вузов в крупных городах (в Москве, Казани, Санкт-Петербурге), где будет вестись профессиональная подготовка кадров архитектурно-строительной направленности.

Этапы развития системы профессиональной аттестации специалистов отрасли и перечень мероприятий, планируемых в 2016–2018 годах, вызвали большой интерес у участников. В их числе: введение подсистемы первичной аттестации инженеров и архитекторов, введение системы классификационных уровней специалистов, формирование единых реестров специалистов, установление новых требований к членам СРО по квалификации специалистов при получении допуска к работам, введение персональной профессиональной ответственности специалистов отрасли, создание органа по лишению (снижению) квалификационного уровня.

Далее с докладом об особенностях саморегулирования проектно-изыскательской деятельности выступил Сергей Чернов. Он начал с анализа общей ситуации, целей и задач системы саморегулирования в России. По словам спикера, 68% организаций из общего числа, объединенных системой саморегулирования, носят обязательный характер членства в СРО. В числе главнейших задач по развитию системы саморегулирования: устранение или снижение административных барьеров, оптимизация государственных функций, разработка и применение стандартов и правил ведения предпринимательской и профессиональной деятельности, дополнительная имущественная ответственность, осуществление саморегулируемыми организациями контроля за деятельностью своих членов, обеспечение информационной открытости СРО и их членов.

Круглый стол «Особенности саморегулирования в строительстве. Перезагрузка». Москва, 25.03.2016 г.

Развитие саморегулирования в России, по словам Сергея Чернова, имеет свою специфику. Говоря об особенностях саморегулирования в строительной отрасли, выступающий акцентировал внимание на перечне видов безопасности, обеспечиваемых при создании объектов капитального строительства, которых, как отметил Сергей Чернов, не существует ни в какой другой саморегулируемой деятельности. Это механическая, пожарная, энергетическая безопасность, воздействие на окружающую среду и другие. Также спикер обратил внимание на сложную многоуровневую систему технического регулирования, в составе которой насчитывается свыше 10 000 технических документов, законодательных и нормативных актов. Предметом деятельности организаций, объединенных институтом саморегулирования в строительстве, являются объекты капитального строительства, создаваемые по индивидуальным проектам, состоящим из десятков тысяч элементов. Ни одна другая отрасль не отвечает за обеспечение национальной безопасности, а результат деятельности строителей определяет не только комфорт, но и безопасность среды обитания людей. Именно поэтому стоит уделить особое внимание развитию образовательного кластера в системе СРО, подготовке высококвалифицированного кадрового состава, качеству их образования, процессу аттестации и квалификации. Сергей Чернов привел некоторые статистические данные, касающиеся квалификационного состава специалистов в компаниях строительной отрасли. В проектно-изыскательской сфере — не менее 50% высококвалифицированных специалистов, в строительной — не более 25%, включая среднее звено, и 80% в стройке — это рабочие.

В числе сдерживающих отрасль вопросов — жесткая система нормирования государственного контроля. В настоящее время существует 21 контролирующий орган, который создает нормативные документы в сфере строительства, а ответственность за безопасность несут, тем не менее, саморегулируемые организации. В связи с этим необходима постепенная передача функций контроля с государственного уровня на уровень СРО.

От лица Министерства экономического развития Российской Федерации выступил заместитель директора Департамента государственного регулирования в экономике Александр Литвак, обозначив ключевые моменты, на которые Минэкономразвития России обращает внимание при разработке законопроекта о внесение изменений в 315-ФЗ. В ходе выступления спикер отметил, что сформированная система компенсационных фондов не позволяет реализовать принципы коллективной ответственности, поэтому требует существенной доработки.

В завершающей части мероприятия выступили Виктор Опекунов с докладом о строительной отрасли в атомном комплексе, ответственный секретарь общественного совета по саморегулированию Сергей Афанасьев с докладом «Особенности регулирования деятельности строительных СРО в разрезе 315-ФЗ».

Эксперты пришли к единогласному выводу, что саморегулирование в строительной отрасли имеет ряд важных особенностей, отличных от других видов саморегулируемой деятельности, что необходимо учесть в готовящихся документах по развитию института саморегулирования.

Пресс-служба НОПРИЗ