Нестандартные стандарты. Как сделать так, чтобы российский ГОСТ стал конкурентоспособен?
В мае 2016 года состоялось мероприятие, которое осталось практически незаметным для широкой общественности, однако обратило на себя пристальное внимание специалистов. В Кремле под председательством Владимира Путина состоялось заседание Государственного совета Российской Федерации, посвященное вопросам развития строительного комплекса. Обсуждали ни много ни мало, как путь, по которому предстоит на годы вперед развивать одну из важнейших отраслей экономики. Итогом встречи стал подписанный президентом страны перечень поручений из восьми пунктов, в которых содержатся конкретные требования к профильным ведомствам, силовикам и законодательной власти — кто что должен делать, чтобы, как минимум, навести порядок на стройплощадках Родины, а как максимум — вывести работу российских строителей на передовой уровень.
Однако поручения были даны не только «людям государевым». Предполагалось, что кое-что нужно будет сделать и самим представителям строительного сообщества. Не то, чтобы спасение утопающих было названо исключительно делом самих утопающих, но предложение немного поучаствовать в собственных реформах, в общем-то, прозвучало вполне логичным.
В частности, относилось это требование к пункту «2.В» президентских поручений, где было сказано: «привести в соответствие с современными требованиями документы технического регулирования в сфере строительства, в том числе принять меры по гармонизации отечественных и международных стандартов с учетом лучших мировых практик». Причем, сделать это не чиновничьей волей, а «с привлечением национальных объединений саморегулируемых организаций в сфере архитектурно-строительного проектирования и строительства».
Жизнь обгоняет документы
Речь, собственно, идет о двух главных национальных объединениях страны — Национальном объединении строителей (НОСТРОЙ) и Национальном объединении проектировщиков и изыскателей (НОПРИЗ). Причем, на первое место в списке поставлен именно НОПРИЗ, и это далеко не случайность. Дело в том, что именно это национальное объединение уже давно взяло на себя добровольные обязательства по развитию системы технического регулирования и успешно эти обязательства выполняет. Взяло, в общем-то, не от хорошей жизни. Именно российское проектное и изыскательское сообщество в годы смуты, доставшейся нам в наследство от 90-х, столкнулось с множеством проблем в своей работе. Строителю в какой-то мере проще — его задача построить то, что разработано коллегами-проектировщиками, выполнить требования проекта, опираясь на согласованные с экспертизой технические решения. А как быть проектировщику?
Стареют ГОСТы и СНиПы, доставшиеся российским инженерам в наследство от СССР. На рынок приходят новые материалы и оборудование, которые сделаны не по советским, а по международным стандартам. Наконец, строительные технологии не стоят на месте, появляются новые технические решения, которых ранее просто не существовало, а значит — не известно, по каким методикам их нужно проектировать и как защищать проекты перед экспертами.
То ли не такой уж прибыльной казалась проектная отрасль в пору, когда в стране шло расхищение всего и вся, то ли больно уж высоки оказались профессиональные требования, но факт остается фактом — в трудную пору проектное сообщество не возглавили случайные люди. Команда, которая сегодня стоит у руля НОПРИЗ, собрана Михаилом Посохиным — архитектором во втором поколении, руководителем одного из крупнейших проектных институтов страны, который не просто выполняет заказы, а формирует облик российских городов. Вот почему в нацобъединении к вопросам техрегулирования подходили более чем серьезно. Дело это нужное всем, а значит, запусти его сегодня — и завтра проблемы будут уже нарастать, как снежный ком.
Достаточно сказать, что на эти цели с 2010 года профессиональным сообществом было направлено более 800 миллионов рублей. На эти деньги были профинансированы труды по разработке большинства национальных стандартов и сводов правил, включенных в Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»; работы по разработке более 20-ти проектов межгосударственных строительных норм, которые будут обеспечивать соблюдение требований Технического регламента Евразийского экономического союза; работы по переводу и техническому редактированию всех 58 частей Еврокодов, разработан Терминологический словарь для национальных нормативных документов, реализующих Еврокоды.
С воссозданием в 2013 году профильного федерального органа исполнительной власти — Минстроя России — эта работа получила дополнительное бюджетное финансирование. В 2014 году была разработана и утверждена в Правительстве «дорожная карта», включающая в себя вопросы совершенствования технического регулирования, ценообразования и сметного нормирования, саморегулирования в строительной сфере и развития контрактной системы. Министерством строительства и ЖКХ России сформирован план разработки нормативно-технических документов в сфере строительства на 2015–2017 и последующие годы, включающий в себя подготовку в течение 3 лет более 350-ти нормативов с финансовым обеспечением.
Однако почивать на лаврах пока рано.
Тормоз для инноваций
Сегодня эксперты выделяют несколько важнейших вопросов, которые предстоит решить в сфере нормативно-технического регулирования. Среди них несовершенство действующей законодательной основы для развития системы технического регулирования; отсутствие согласованной с профессиональным сообществом стратегии совершенствования сложившейся в последние годы такой системы; отсутствие согласованного механизма обеспечения координации между федеральными органами исполнительной власти в сфере нормативно-технического регулирования; отсутствие уполномоченного органа, отвечающего в целом за разработку политики и реализацию функции технического регулирования в строительстве; несовершенство процедур планирования, разработки, принятия и вступления в силу документов нормативно-технического регулирования, их крайняя бюрократизированность и длительность.
Также отмечают все еще крайне низкую роль профессионального сообщества в реализации данных процедур, зачастую закрытый характер обсуждения проектов документов, а также утверждение в ряде случаев документов без достижения консенсуса. Сегодня назрела необходимость совершенствования системы специальных технических условий (СТУ), положения которых зачастую не трансформируются в нормативно-технические документы; очевиден факт низкого технического уровня разрабатываемых нормативно-технических документов, а также отсутствие положений о структуре и составе нормативной технической документации, содержащей технические требования для всех этапов жизненного цикла зданий и сооружений, и отсутствие критериев включения нормативных технических требований в документы обязательного и добровольного применения.
Сложившаяся в настоящее время система технического регулирования неповоротлива, имеет место чрезмерное государственное регулирование, основанное на устаревших методах нормирования, проявляющееся в излишней детализации норм в нормативных документах, что подчас является тормозом для внедрения инноваций.
Пошаговый план
Что дальше? Ясно, что работать дальше вслепую, затыкая дыры в советских ГОСТах и СНиПах, нельзя. Нужен документ, который позволил бы взглянуть на вопросы техрегулирования с высоты птичьего полета и задал вектор развития.
Эти задачи и должна решить Концепция совершенствования технического нормирования и регулирования в строительной сфере. Документ был подготовлен Национальным объединением проектировщиков и изыскателей в инициативном порядке. Причем, что существенно, прописаны в нем не только цели, задачи и благие пожелания, но и план мероприятий по их реализации.
В июле документ был представлен на суд придирчивого профессионального сообщества, которое в целом его одобрило, однако накидало немало замечаний и предложений, которые были учтены в дальнейшей работе.
В новом варианте Концепции, в частности, проработаны вопросы выбора и обоснования модели отраслевой системы технического нормирования и регулирования в строительстве; определения объектов и субъектов технического нормирования и регулирования в строительстве и механизма их взаимодействия; определения структуры, статуса и иерархии документов системы технического нормирования с учетом приоритетных направлений инновационного развития отрасли; согласование российских техстандартов с международными и региональными документами; реформирования системы контроля и надзора с учетом сложившейся экономической ситуации; совершенствования процедур исполнения строительного законодательства с целью обеспечения полноты, комплексности и непротиворечивости технического регулирования в строительстве на всех этапах жизненного цикла зданий и сооружений; формирования предложений по инфраструктуре обеспечения систем технического нормирования и регулирования в строительной отрасли; совершенствования механизмов оценки соответствия с учетом опыта ЕС и стран СНГ и многое, многое другое.
В начале октября в Российском союзе промышленников и предпринимателей состоялась конференция, которая была посвящена реализации поручений Президента в части техрегулирования. Конференция была организована НОПРИЗ и проводилась совместно с Национальным объединением строителей, Общественным советом по техническому регулированию при Минпромторге России, комитетами по техническому регулированию Российского союза промышленников и предпринимателей и Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. Участники встречи — а это более 150-ти экспертов в сфере технического регулирования — рассмотрели проект Концепции и дали ему «добро»
Теперь свое слово должна сказать власть. И если профильные ведомства поддержат инициативу НОПРИЗ, то профессиональное сообщество впервые за многие годы получит не просто декларацию о намерениях, а пошаговый план, в котором расписано что, в каком порядке и для чего нужно делать, чтобы российская система технической стандартизации снова стала достойной своей советской предшественницы.