Преданность делу — преданность архитектуре. Перед «Моспроектом-2» ставят задачи повышенной сложности

23 Октября 2015
Публикации
«Моспроект-2» им. М. В. Посохина в особых представлениях не нуждается

«Моспроект-2» им. М. В. Посохина в особых представлениях не нуждается. Это уникальный и единственный России институт, охватывающий практически все сферы градостроительной и архитектурной деятельности. Повсюду в Москве можно встретить реализованные им проекты: на территории ансамбля Московского Кремля и в залах Белого дома, от новой сцены Большого театра до храма Христа Спасителя, от воссоздания музея-заповедника «Царицыно» до объектов социальной инфраструктуры города. «Наши мастерские выполняют также функцию генерального проектировщика. Это важный аспект нашей деятельности, поскольку от гениальности индивида до компетентности генпроектировщика — большая дистанция», — говорит руководитель «Моспроекта-2», народный архитектор РФ, академик Михаил Посохин — главный архитектор практически всех знаковых объектов института. Только за последние пять лет «Моспроект-2» разработал порядка 15 значимых проектов. О некоторых из них мы решили рассказать.

Город детства

Центральный «Детский мир» на Лубянке построили к Всемирному фестивалю молодежи и студентов 1957 года. Это был первый в Советском Союзе детский универмаг и один из самых больших и современных магазинов в Европе с легкими фасадами и огромными окнами-витражами. Его в шутку называли «городом детства».

В связи с изношенностью конструкций и аварийным состоянием через полвека магазин закрыли. Разрабатывала проект реконструкции и реставрации «Детского мира» 14-я мастерская «Моспроекта-2», которая с уважением отнеслась к зданию. Его фасад, являющийся предметом охраны, остался прежним. Зато после реконструкции магазин получил новый 7-этажный атриум, и все этажи стали доступны для посетителей. Общая площадь Центрального детского магазина увеличилась на треть (до 74 тыс. кв. метров), а торговая почти вдвое — до 38 тыс. кв. метров. При этом архитекторам и проектировщикам удалось сохранить отметки исторических перекрытий.

По мнению президента Академии архитектуры и строительных наук Александра Кузьмина, «новый проект – самое удачное решение, которое, с одной стороны, позволило воссоздать знакомую всем историческую атмосферу, а с другой — устранило недостатки строительства, вызванные скоротечным возведением здания в 1957 году».

«Реализован уникальный проект, когда размещение современнейшего магазина детской направленности не нарушило требований по охране памятников», — отметил глава департамента культуры Александр Кибовский.

В ходе реставрации фасада «Детского мира» воссоздали 26 арочных окон и трехпролетную лоджию, которая размещается со стороны Лубянской площади, отреставрировали исторические входные дубовые двери, мраморные балясины и бронзовые торшеры в атриуме. В здании установили 24 эскалатора и 22 лифта, а также специальные приспособления для людей с ограниченными возможностями.

31 марта 2015 года участие в церемонии открытия Центрального детского магазина принял мэр Москвы Сергей Собянин. «Выполнен масштабный проект по реконструкции! Но самое главное, что в этом уникальном здании сохранены — восстановлены и отреставрированы — исторические архитектурные элементы», — подчеркнул столичный градоначальник.

Музыка навсегда

В мае 2015 года завершены работы по реконструкции и реставрации комплекса зданий музыкальной школы им. Гнесиных на Знаменке, продолжавшиеся более 10 лет (прежние помещения школы располагались в разных районах Москвы, что серьезно затрудняло учебный процесс).

Реализован проект 7-й архитектурной мастерской «Моспроекта-2». Он предусматривал проведение работ на всех четырех корпусах школы, три из которых являются объектами культурного наследия. Это главный дом и флигель усадьбы Апраксиных-Бутурлиных XVIII–XIX веков, а также флигель городской усадьбы Левашовых XIX века. Плюс объект без охранного статуса — бывший жилой дом 1913 года постройки, переданный музыкальной школе в 2009 году.

Процесс разбили на два этапа. Первым этапом стали работы на трех исторических корпусах, которые завершились в 2014 году. Они предусматривали усиление фундаментов и кирпичных стен, замену перекрытий, отделку помещений и реставрацию фасадов. По историческим чертежам XIX века в зданиях восстановили потолочные карнизы и лепнину, осветительные приборы, элементы фасадов, а в усадьбе Апраксиных-Бутурлиных — мраморную парадную лестницу.

По окончании работ в главном (трехэтажном) корпусе разместились классы начальной школы и студии для индивидуальных занятий, органный и концертный залы, в двухэтажных флигелях — учебные классы, столовая и физкультурный зал.

Реконструкция семиэтажного корпуса стала вторым этапом работ, который включал разборку и усиление конструкций, перепланировку помещений и восстановление фасадов. В здании разместились учебные классы средней школы, библиотека, фонотека, оркестровый класс, кабинеты педагогов, медицинский блок и общежитие на 64 человека.

«Специалисты “Моспроекта-2” проделали большую научную и проектную работу. Архитекторы, проектировщики не только вернули зданиям их исторический облик, но и обеспечили отличную акустику в классах и залах», — подчеркнул директор школы Михаил Хохлов.

«Работы выполнены на высочайшем уровне! В обновленной школе созданы все условия для музыкального образования талантливых детей», – подчеркнул глава стройкомплекса столицы Марат Хуснуллин.

Главный по байдаркам

Олимпийский гребной канал «Крылатское» был построен к чемпионату Европы по академической гребле 1973 года. Сложное техническое сооружение много лет оставалось гордостью Москвы, но к концу 80-х годов пришло в упадок и перестало соответствовать международным требованиям по проведению крупнейших соревнований.

В 2010 году российским спортивным ведомствам удалось добиться проведения в 2012–2014 годах на базе Гребного канала ряда крупных соревнований, в том числе чемпионата мира по гребле на байдарках и каноэ. Правительство Москвы определило перечень мероприятий по развитию инфраструктуры комплекса и утвердило сроки их реализации: первый этап — с апреля 2011 года по апрель 2012-го, второй — по апрель 2014-го.

По проекту «Моспроекта-2» на первом этапе работ были отремонтированы главные трибуны комплекса, комментаторские кабины и административное здание, реконструированы старые и построены новые эллинги (места для хранения лодок), а также комплекс c раздевалками и душевыми кабинами.

На втором этапе возведено общежитие на 100 мест, модернизированы гребные бассейны, большой и малый спортивные залы, в которых установили новейшее оборудование, появился блок помещений для тренеров и медико-восстановительный центр.

«Главным разработчиком проекта реконструкции Гребного канала заслуженно стал «Моспроект-2». Хочу подчеркнуть, что в выборе этого исполнителя не ошиблись — проект оказался победителем конкурса «Лучший реализованный проект в области инвестиций и строительства-2013» в номинации «Спортивные сооружения», — говорит генеральный директор олимпийского учебно-спортивного центра «Крылатское» Алексей Ельчинов.

В ходе посещения объекта накануне чемпионата мира 2014 года по гребле на байдарках и каноэ мэр Москвы Сергей Собянин отметил, что «реконструкция прошла весьма успешно. Подтверждение тому единодушное мнение специалистов высшей категории, что на сегодняшний день Олимпийский гребной канал не имеет аналогов в мире и является одним из лучших сооружений для проведения чемпионатов в данном классе лодок».

Стражи закона отпраздновали новоселье

20 марта 2015 года, в день своего 82-летия, столичная прокуратура отпраздновала новоселье в новом здании на площади Крестьянской Заставы. Огромный 12-этажный комплекс общей площадью более 45 тыс. кв. метров удалось запроектировать и построить в рекордно короткие сроки, за полтора года. «Честь и хвала московским строителям и проектировщикам за быстро и качественно выполненную работу. И, в частности, “Моспроекту-2” — мощному институту, которое создал красивое и весьма непростое здание в центре города», — сказал генеральный прокурор РФ Юрий Чайка.

С введением в строй здания столичной прокуратуре удалось реализовать мечту — собрать в одном месте все относящиеся к ней ведомства.

Стоит отметить, что на объекте применялись только отечественные строительные и отделочные материалы. Первый этаж здания снаружи облицован керамогранитом. Выше — алюминиевые витражи и обшивка из стального листа. Внутри здания зеркальные колонны. Зеркальные элементы использованы и при отделке стен холлов и фойе, что, по словам архитекторов, разнообразит интерьеры и придаст им большую выразительность. Каждый этаж оформлен по-своему, а общественные и представительские помещения подчинены единому объемно-пространственному решению.

Центральный вход имеет отдельный гардероб и зону ожидания площадью 134 кв. метра, оборудованную мягкой мебелью. С учетом специфики работы для каждого управления прокуратуры предусмотрены архивные помещения. В здании два конференц-зала (главный зал на 300 мест на втором этаже и малый зал заседаний — на 11-м), подземная парковка на 153 машины, стрелковый тир, спортзал для занятий физической подготовкой, медицинский кабинет и комната психологической разгрузки. Это и понятно: стражи закона всегда должны быть в хорошей физической форме. Специальное место отведено под Музей столичной прокуратуры.

Другая жизнь «Табакерки»

Помещение «Табакерки» площадью 4,9 тыс. кв. метров — часть многофункционального комплекса, построенного на пересечении улицы Гиляровского и Садового кольца. В 11-этажном здании театр занял с цокольного этажа по 6-й, остальные — офисы и паркинг.

Вход в театр (с улицы Гиляровского) украсил прозрачный волнообразный эркер, перетекающий с одной стороны в экран, на котором будут транслировать рекламу предстоящих спектаклей. «Это замечательная находка Михаила Посохина, руководителя “Моспроекта-2”, проектировавшего театр», — сказал Олег Табаков.

На первом этаже «Табакерки» по традиции разместились билетные кассы, фойе, гардероб и буфет, на втором — гримерные и зрительный зал, на верхних этажах — репетиционные залы, гримерные и костюмерные.

Архитекторы намеренно ушли от пышных убранств интерьеров в сторону минимализма. Замысел прост — ничто не должно отвлекать зрителя от спектакля.

Театральный зал вмещает 370 зрителей. Одной из его особенностей станет сцена-трансформер. Каждая из трех частей сцены будет перемещаться автономно. Благодаря установленному в зале самому современному сценическому оборудованию ее можно увеличивать в длину. Автоматика опустит первые четыре ряда кресел в подвал, преобразуя большой зал в камерный. Все движения механизмов сцены будут занимать считанные минуты. Появится техническая возможность воспроизведения на сцене и в зрительном зале различных звуковых, акустических и световых эффектов. В зале установят удобные кресла со складными подлокотниками, что позволит сократить расстояние между рядами и добавить дополнительно два ряда. «До Нового года строители завершат отделочные работы, монтаж сценического, звукового и прочего оборудования. В следующем году Театр под руководством Олега Табакова будет открыт», — сказал руководитель стройкомплекса столицы Марат Хуснуллин.

«Московская перспектива»