Подходы к разработке стратегии совершенствования системы инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования

17 Июля 2015
Публикации

Подходы к разработке стратегии совершенствования системы инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования

9 июля 2015 года в здании Правительства Москвы (Новый Арбат, д. 36/9) Национальное объединение проектировщиков и изыскателей в рамках выполнения плана мероприятий Координатора НОПРИЗ по городу Москве Новосёлова В. А. провели конференцию на тему: «Подходы к разработке стратегии совершенствования системы инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования на примере оптимизации требований к составу и содержанию разделов проектной документации».

В работе конференции приняли участие президент НОПРИЗ Михаил Посохин, первый вице-президент НОПРИЗ Анвар Шамузафаров, директор Департамента градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и ЖКХ РФ Андрей Белюченко, руководитель Мосгосэкспертизы Валерий Леонов, директор департамента методологического обеспечения и технического регулирования в аппарате НОПРИЗ Сергей Чернов и др.

Модератором конференции выступил координатор НОПРИЗ по городу Москве Виктор Новосёлов. Конференция прошла при участии представителей НОПРИЗ, органов исполнительной власти города Москвы, организаций государственной и негосударственной экспертиз, руководителей проектных и изыскательских саморегулируемых организаций и ведущих институтов Москвы. В связи с внесением изменений в законопроект «О предложениях по внесению изменений в законодательные и нормативные правовые акты РФ в целях оптимизации требований к составу и содержанию разделов проектной документации, согласно проекту Постановления Правительства РФ от 16 февраля 2008 года № 87 в редакции Минстроя России» вопросы стратегии совершенствования системы инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, включая вопросы оптимизации требований к составу и содержанию разделов проектной документации являются актуальными и важными, — подчеркнул, открывая конференцию, Виктор Новосёлов.

Президент НОПРИЗ Михаил Посохин в своем выступлении особо подчеркнул совместную работу национального объединения с государственными и общественными структурами строительного комплекса Российской Федерации, Правительством Москвы по профессиональным вопросам, в том числе по обсуждению тех предложений, которые необходимо внести в проекты нормативно-правовых актов, поправок к проектам федеральных законов. Наши предложения сегодня учтены и будут проработаны Минэкономразвития России для подготовки Заключения «Об оценке регулирующего воздействия на проект ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации», — отметил президент НОПРИЗ. — В рамках деятельности национального объединения в настоящее время проводится большая работа по разработке Стратегии инновационного развития отрасли до 2030 года, которая будет представлена в Минстрой России для дальнейшего утверждения на Государственном Совете Российской Федерации в ноябре текущего года.

Далее президент НОПРИЗ рассказал о сформированной структуре НОПРИЗ, функциях 15-ти образованных комитетов, персоналиях в руководстве комитетов и кураторах от аппарата, а также обозначил наиболее приоритетные задачи деятельности национального объединения. Одним из важнейших направлений развития строительной отрасли президент НОПРИЗ отметил важность темы типового проектирования и, в первую очередь, типовое проектирование объектов социальной инфраструктуры, возводимых за счет средств государственного бюджета. Наибольшая сложность, по мнению Михаила Посохина, заключается в формировании технических и технологических заданий, которые необходимы для развития проектных решений. Он также отметил, что в настоящее время в НОПРИЗ сформирована профильная рабочая группа по выработке предложений, направленных на развитие системы типового проектирования в строительстве, в которую входят преставители Минстроя России, Мосгорэкспертизы, проектных объединений, Департамента градостроительной политики Москвы и Московской области.

Приказом Минстроя России от 13 марта 2015 года № 170 утвержден План формирования системы типового проектирования в строительстве, в рамках которого планируется разработать и актуализировать более десятка нормативно-правовых актов, в том числе: внесение изменений в Градостроительный Кодекс РФ, внесение изменений в постановления Правительства РФ от 5 марта 2007 года № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации, результатов инженерных изысканий», внесение изменений в постановления Правительства РФ от 16 февраля 2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», внесение изменений в постановления Правительства РФ от 27 сентября 2011 года № 791 «О формировании реестра типовой проектной документации и внесении изменений в некоторые постановления Правительства РФ», а также обеспечение актуализации ряда приказов Минстроя России и многих других документов», — особо отметил в своем выступлении президент НОПРИЗ Михаил Посохин. Реализацией указанных задач в структуре национального объединения, в первую очередь, будут активно заниматься комитеты по типовому проектированию, по нормативно-техническому регулированию, по экспертизе и аудиту, а также комитет по конкурсными процедурам и инновациям. Актуальными современными проблемами президент НОПРИЗ видит также подготовку и продвижение в регионы прорывных технологий и видов строительной продукции, формирование перечня эффективных проектов при комплексной застройке, налаживание межотраслевых отношений, внедрение наилучших моделей проектного управления, создание систем центров компетенции для дополнительного профессионального образования, переподготовки кадров.

Михаил Посохин обратил особое внимание на то, что в настоящее время проводится большая работа по формированию единого реестра членов СРО, согласно техническому заданию запланированы определенные этапы его разработки. Он также отметил, что 21 мая 2015 г. на заседании совета НОПРИЗ был утвержден порядок подготовки и утверждения заключений о возможности внесения или об отказе о внесении сведений СРО в области инженерных изысканий и архитектурной деятельности, о возможности исключения сведений или об отсутствии оснований для исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра СРО. Президент Национального объединения остановился на вопросе важности подготовки для строительной отрасли высококвалифицированных кадров. В связи с этим ведется совместная работа с Академией профессионального образования, созданной НОСТРОЙ в тех направлениях, которые касаются проектно-изыскательской деятельности и повышения квалификации. По его мнению, представители саморегулируемых организаций национального объединения примут самое активное участие.

В заключение своего выступления Михаил Посохин обратил внимание присутствующих на вопросы, связанные с комплексным градостроительным планированием, эффективным строительством и экономной эксплуатацией жилья. В настоящее время достигнута договоренность с НОСТРОЙ об организации тесного сотрудничества в соответствующих комитетах для взаимодополняемой, согласованной работы. В рамках проведения Всероссийского Дня строителя предполагается подписать соглашение о взаимодействии между Минстроем России, НОПРИЗом и НОСТРОем с соответствующими конкретными обязательствами и основными действиями на 2015–2016 годы. Директор Департамента градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и ЖКХ РФ Андрей Белюченко отметил, что Департамент градостроительной деятельности и архитектуры Минстроя РФ особое внимание уделяет вопросам совершенствования технологий на проектные и изыскательские работы, информационному моделированию зданий. Так, по его словам, Минстроем России запланирован поэтапный перевод всех объектов государственного заказа на BIM-технологии к 2017 году. В связи с этим будет проведена «полная ревизия нормативно-технической документации». Безусловно, это потребует внесения целого ряда изменений в нормативно-правовую базу, изменений в подходы к процессу проектирования. Параллельно с этим в части нормативно-технической документации мы планируем произвести своего рода революцию, перейдя от реакции на запросы бизнеса и запросы профессионального сообщества на изменение стандартов к активному движению в этом направлении. Для этого сформировано государственное задание для реальной оценки строительства, необходимо провести актуализацию существующих сводов и правил и разработку новых в тех отраслях, где это необходимо. Мы видим активную позицию со стороны нацобъединения, которое внесло большое количество предложений, комментариев к формированию плана актуализации.

Он сделал акцент на то, что в настоящее время особое внимание уделяется вопросам совершенствования технологий строительства, и в первую очередь, по удешевлению и созданию разумной стоимости. На наш взгляд, первым шагом в этом направлении была проделана работа, направленная на совершенствование технологии изыскания и проектирования, так как за последние годы значимость этих стадий была значительно занижена, в том числе и в вопросах финансирования. Мы активно занимаемся вопросами регулирования практики инженерных изысканий на этапе подготовки документации по планировке территории, которая является базовой для последующей разработки стадии проекта, и вместе с этим постоянно работаем над тем, чтобы, с одной стороны, устранять излишние сложности, проблемы, которые есть на этапе проектирования, так и в части работы с органами государственной и негосударственной экспертизы, и с другой стороны, наша задача состоит в том, чтобы совместно с профессиональным сообществом выработать подходы, которые позволят оптимизировать как состав проектной документации, так и процесс проектирования, сделать его более прозрачным, понятным, отвечающим сегодняшним требованиям. Андрей Белюченко подчеркнул важность разработки типовой проектной документации, потому что разница в применимых проектных решениях, в стоимости одинаковых объектов в разных регионах РФ существенная, поэтому по поручению Президента РФ в настоящее время проводится активная работа в регионах, отобрано более 130 типовых проектов, которые рекомендованы для применения на территории РФ, в тех случаях, когда строительство проводится за счет средств федерального бюджета.

Совокупность данных изменений призвана создать благоприятные условия для развития отрасли изысканий, проектирования и строительства с тем, чтобы постоянно возникали новые прорывы, которые будут позволять отрасли двигаться вперед, и решать задачи, по увеличению, по меньшей мере, в два раза объемов жилищного и технологического строительства, — резюмировал чиновник. С основным докладом по вопросу Стратегии инновационного развития отрасли до 2030 года на конференции выступил директор Департамента методологического обеспечения и технического регулирования в аппарате Национального объединения изыскателей и проектировщиков Сергей Чернов, который рассказал о работе по разработке Стратегии по совершенствованию системы инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования. В связи с поручением Президента РФ Владимира Путина, Национальному объединению в этом году предстоит подготовить проект Стратегии инновационного развития строительной отрасли, которая должна выступить основным отраслевым документом стратегического планирования, разработанном на федеральном уровне в рамках разграничения по отраслевому и территориальному принципу. В числе основных требований к отраслевому документу докладчик выделил оценку состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Российской Федерации, показатели развития соответствующей сферы социально- экономического Российской Федерации на долгосрочный период, а также приоритеты, цели, задачи и показатели государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, способы их эффективного достижения и решения в соответствующей отрасли экономики.

«Вот эти пункты мы должны решать в соответствии с требованиями ст. 19-ФЗ Федерального закона «О стратегическом планировании…», — подчеркнул Сергей Чернов. Докладчик более подробно рассказал о шести функциональных блоках Стратегии, главные из которых градостроительная политика и жилищно-гражданское строительство, промышленное и линейное строительство, изыскательская деятельность, архитектурно-строительное проектирование и строительные материалы. Основными обеспечивающими блоками Стратегии инновационного развития являются система технического регулирования, государственное управление, институт саморегулирования, кадровая политика и архитектурно-строительная наука.

По мнению докладчика, примерный состав типового блока должен состоять из шести подпунктов, а именно: оценка состояния развития, показатели развития по вариантам долгосрочного прогноза, приоритеты, цели и задачи государственного управления, способы достижения цели, особенности территориальные и временные, мероприятия, план, сроки, этапы и результаты. На пути к совершенствованию имеющейся системы не могут не возникать конфликты, по словам Сергея Чернова, они находятся в сфере заказчиков, конструкторов, архитекторов, технологов, экспертов и самих строителей. А в результате предварительного обсуждения данной проблемы удалось выяснить, что действующий документ не в полной мере решает три основных противоречия. Это, как уже было сказано, конфликты интересов архитекторов, конструкторов и технологов. И далее конфликты применения Положения на стадии проведения экспертизы проектной документации, в том числе, по объектам типового проектирования и BIM-технологиям. И последнее – отсутствие стратегии развития системы технического регулирования, а также затруднения внедрения современных материалов, технологий и способов проектирования. Докладчик также обратил внимание участников конференции на действующую структуру Положения по состоянию на июль 2015 года, подробно проанализировав каждый из ее разделов.

«Структура Положения на данный момент вызывает массу вопросов и недовольств и у инспекторов, и у проектировщиков, и у заказчиков, — отметил Сергей Чернов. — Кроме того, существует ряд проблемных вопросов Положения о составе разделов ПД, куда входит стадийность, типовое проектирование, BIM-технологии проектирование, особенности для отдельных видов объектов и технологическое задание. В настоящем составе Положения данные вопросы остаются открытыми и не могут внести четкую ясность в определенные аспекты нашей сферы деятельности», — сказал докладчик.

При рассмотрении проекта изменений в Положение были получены следующие результаты: из 44 предложенных поправок лишь 10 было принято, 9 было принято частично, а 25 поправок, что составляет более половины предложенных, не были приняты. В ходе выступления Сергей Чернов также уделил внимание Постановлению № 87 Правительства РФ. По мнению докладчика, для работы с ним необходимо разделить решение задач на тактическую и стратегическую составляющие. Сделать это надо таким образом, чтобы тактическая часть работы представляла собой доработку текста, подготовленного Минстроем до приемлемого уровня без внесения изменений в ГрК РФ, а стратегическая часть заключалась бы во внесении изменений в ГрК РФ после принятия Стратегии инновационного развития строительной отрасли до 2030 года и последующей корректировке системообразующих нормативов проектирования.

Минстрой России считает нужным установить закрытый перечень объектов, для которых допустимы дополнительные требования. Профессиональное сообщество, в свою очередь, придерживаемся такой точки зрения, что установление данного перечня не требуется, так как Правительство в силу закона, обладает полномочиями по определению требований для любых видов объектов, отметил Сергей Чернов.

«Кроме этого, Минстрой предлагает установить порядок внесения дополнительных требований таким образом, чтобы после утверждения Правительством, полномочия Минстроя прекращались. Мы же считаем, что данное изменение не требуется, так как есть административный регламент. На этом предложения Минстроя на данный момент заканчиваются, а мы хотели бы представить некоторые наши идеи, которые могли бы успешно скорректировать Постановление Правительства РФ.

Как отметил в своем докладе Сергей Чернов, Постановление № 87 Правительства РФ требует доработки: «Мы предлагаем поручить Минэкономразвития РФ, Министерству финансов РФ и Министерству связи РФ разработать требования к ТЭО и порядок их утверждения. Минпромторгу РФ, Минэкономразвития РФ и Минстрою России — разработать состав технологического проекта, а также необходимо установление переходного периода, который будет способствовать решению возникающих вопросов. В результате, с учетом оптимизации структура Положения будет изменена таким образом, что во втором и третьем разделах будут содержаться не отдельные пункты, а единые требования, отдельно к объектам производственного и непроизводственного назначения и отдельно для линейных объектов. Основными целями проекта изменений ГрК РФ, подготовленного Минстроем России, являлись оптимизация требований к составу и содержанию разделов проектной документации объектов капитального строительства, в том числе, сокращение объема и сроков проектирования, решение проблемы неоправданно большого объема проектирования и сроков подготовки проектной документации объектов капитального строительства.

Далее в конференции выступил Вице-президент Союза архитекторов России Сергей Гнедовский, который выразил желание, чтобы и профессиональное сообщество архитекторов принимало участие в обсуждении таких важных для отрасли вопросов. Он особо отметил доклад Сергея Чернова, подчеркнув, что доклад затрагивает насущные вопросы, в нем освещены чрезвычайно важные проблемы относительно структуры проектирования, а так же системы конфликтов, системы приоритетности, системы задач, которые отражают самые актуальные действия, необходимые для принятия решений.

К обсуждаемой теме Сергей Гнедовский внес свои профессиональные предложения: «Если мы говорим о проблемах постановления, которое на определенном этапе сыграло свою положительную роль, считаю, что мы должны легализовать тот самый процесс предпроектного проектирования, который и снимает те проблемы, о которых мы говорим в настоящее время, выстраивая стратегию преодоления проблем. Бывая за границей, посещая институты различных стран, я заметил, что там основной упор делают исключительно на предпроектную стадию и разработку эскизов, потому что они понимают, что это деньги, это эксплуатация будущего объекта, это эффективность капитальных вложений, это то, что необходимо заказчику и инвестору. Основной цикл состоит из предпроектного проектирования, проектной разработки и работы с документацией, так сказать, техническое исполнение. И в этом цикле главная финансовая и стратегическая задача — решить все вопросы еще на предпроектной стадии развития проекта. В настоящее время экспертиза требует очень внимательного отношения именно к самой стадии проекта. Предпроектная стадия — это ответственность, и она должна быть определена в соответствии с постановлением как ведущая, как результат, подлежащий объекту авторского права, ко всему прочему, она должна быть обеспечена временем и иметь соответствующие расценки. С докладом «Роль и место органов экспертизы в инженерных изысканиях и проектной документации в работе по совершенствованию системы архитектурно-строительного проектирования. Проблемные вопросы и пути их решения» выступил Валерий Леонов, рассказав о проделанной работе в части внедрения BIM-технологий.

Также в конференции с докладами выступили Чайкин А. А., председатель комитета по инженерным изысканиям при НОПРИЗ с докладом на тему: «Основные направления развития инженерных изысканий в условиях саморегулирования»;

Беккер В. Я., заместитель директора Института экономики и градостроительства с докладом на тему: «ТЭО как этап проектной документации»;

Гримитлин А. М., Координатор НОПРИЗ по СЗФО с докладом на тему: «Ориентирование раздела № 10 Постановления Правительства РФ № 87 на отечественных производителей, как путь совершенствования системы архитектурно-строительного проектирования в условиях импортозамещения»;

Магай А.А. директор по научной деятельности АО «ЦНИИЭП жилища»;

Азарх М.М. председатель Совета СРО НП «Инженер-Проектировщик» с темой доклада «О подходах к оптимизации состава и содержания проектной документации для объектов производственного назначения и транспорта в части стадийности проектирования для объектов производственного назначения;

Кожушко Т.Г. член Межрегиональной ассоциации архитекторов и проектировщиков, Академик Всемирной академии наук комплексной безопасности с темой доклада: «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности как раздел состава проектной документации»;

Журавлев С.А. председатель ПроектСтройСтандарт с темой доклада: «Влияние состава и содержания проектной документации на уменьшение административных барьеров в строительстве».

По результатам обсуждения докладов была принята резолюция Конференции. Участники конференции, в частности, считают необходимым одобрить предложения по внесению изменений в нормативную базу, регламентирующую подготовку проектной документации, определение состава и содержание разделов проектной документации для различных видов объектов капитального строительства. Участники конференции также отметили, что при подготовке Стратегии инновационного развития отрасли до 2013 года в ее составе должны быть разработаны локальные стратегии, а именно: градостроительная политика, инженерно-изыскательская деятельность, архитектурно-строительное проектирование, система технического регулирования, институт саморегулирования, наука и кадровая политика. С докладами конференции и резолюцией можно ознакомиться на сайте НОПРИЗ.

Журнал «Строительная орбита»