Настало время нестандартных решений

3 февраля 2016
Публикации
В Москве прошла двухдневная научно-практическая конференция «Перспективы развития градостроительства в России: территориальное планирование, информационное моделирование и эффективная экономика».

Настало время нестандартных решений

Время нестандартных решений

Двухдневная научно-практическая конференция «Перспективы развития градостроительства в России: территориальное планирование, информационное моделирование и эффективная экономика», кроме упомянутых в названии тем, осветила такое количество крупных направлений, частных вопросов, актуальных проблем отрасли, что вполне может быть охарактеризована как энциклопедия градостроительной жизни.

Организатором выступило Национальное объединение проектировщиков и изыскателей при поддержке целого ряда ключевых ведомств — комитетов Государственной Думы, общероссийских общественных организаций, ряда крупных компаний и учреждений.

Мероприятие проходило на нескольких площадках. Старт был дан в НИУ МГСУ, затем участникам была предоставлена возможность посетить и ознакомиться с передовыми практиками работы Мосгосэкспертизы и Мосгоргеотреста. Заседание Координационного совета по развитию проектно-строительной отрасли Ассоциации межрегионального социально-экономического взаимодействия «Центральный федеральный округ» позволило остановиться на проблемах регионов центра России. В МИА «Новости» прошли ряд заседаний, на которых прозвучали довольно новые и даже сенсационные заявления. Одним из наиболее активных было обсуждение инновационных направлений в отрасли проектирования.

Торжественным финалом стала церемония награждения лучших проектов — реализованных и нереализованных по целому ряду направлений и категориям сооружений.

Почетную миссию открыть многие из перечисленных мероприятий Научно-практической конференции взял на себя глава НОПРИЗ, народный архитектор РФ Михаил Посохин. Это ему принадлежало высказывание: «Надо находить нестандартные решения». И понятно, почему вопрос ставится именно так. Вызовы кризиса, сложности строительной отрасли не позволят работать «по накатанной».

Как заявил модератор нескольких мероприятий конференции Михаил Посохин, сейчас как никогда важен диалог между всеми участниками рынка. Важно правовое закрепление новых решений в виде отдельных профильных законов, регламентирующих деятельность каждой строительной специальности.

Важность системного подхода в проектировании подчеркнул зампред Правительства Московской области Герман Елянюшкин. «В понимании простого человека стройка начинается с установки ограждений, рытья котлована, на самом же деле она начинается с изыскательских работ и создания проекта. А этому должна предшествовать другая работа — разработка документов территориального планирования», — подчеркнул он. Их отсутствие ведет к конфликтам и несбалансированности застройки. В Подмосковье, зоне высокой градостроительной активности, из положенных по закону 360 документов градостроительного планирования есть только 72, причем многие из них — не лучшего качества, а некоторые принимались в интересах отдельных застройщиков. Отсюда перекосы в развитии городов, острая нехватка учреждений социальной сферы. Сейчас власти пытаются исправить ситуацию. Общее число детских садов, которые будут возведены до 31 декабря 2015 г. с 2013 г., составляет 348. А наиболее ярким примером того, как не надо строить и планировать, является пример Балашихи. Переизбыток строящегося жилья стал причиной снижения цен, отсутствие спроса усугублялось неудовлетворительной ситуацией с трафиком, а также отсутствие рабочих мест: 60% населения города выезжает на работу в Москву. Допущенные градостроительные ошибки теперь потребуется исправлять.

Об особенностях столицы рассказал руководитель Департамента градостроительной политики города Москвы Сергей Лёвкин. Он подчеркнул, что у города они есть, и должны учитываться при градпланировании. В частности, это переуплотненная застройка и нерешенность пока проблем трафика. Сейчас власти удалось выстроить систему автоматизированного управления в строительстве, чтобы навести порядок во взаимодействии с застройщиками, этот процесс был максимально регламентирован. Упразднены излишние процедуры согласований, благодаря этому в рейтинге Всемирного банка Doeing Business городу удалось передвинуться на несколько десятков позиций вверх. Хотя это, по мнению Сергея Лёвкина, довольно субъективные оценки. Мешает разбалансировка нормативно-технического регулирования, если раньше были СНиПы, ГОСТы, то сейчас ведется точечное внесение изменений в Своды правил, СНиПы, появились Национальные стандарты, и во всем этом нет системности.

Позитивно то, что началась работа в Минстрое России — создается технологическая платформа. В Москве пришли к выводу, что нужно закрепить за властью, теми или иными институтами (например, Департаментом градполитики, Департаментом науки промышленной политики, Департаментом экологии и природопользования Москвы) ответственность за результаты территориального планирования, чтобы освоение участков не заканчивалось на застройке самых привлекательных из них.

На заседании НОПРИЗ и власти столицы договорились о более тесном взаимодействии. Достаточно полно и широко Елена Чугуевская, директор департамента стратегического и территориального планирования Министерства экономического развития рассказала о системах градостроительного планирования и градостроительного регулирования, которыми долго занимались разные ведомства.

К сожалению, далек от совершенства и Градкодекс РФ, который за 10 лет его существования усиленно корректировали, внеся 50 поправок. Но до сих пор в нем отсутствует четкое целеполагание, это стало причиной несбалансированности региональных документов, не предусматривается им и ответственность за нарушения, нет норм прямого действия. 9-я ст. Градкодекса поправлена, но она должна вытекать из стратегии развития отрасли, которой пока еще нет.

Новым, что озвучила Елена Чугуевская, можно считать два важных пункта. В Госдуме РФ прошел второе чтение документ, который предполагает территориальное планирование для двух и более субъектов Федерации. Предпринимается попытка объединить плотно развивающиеся, но при этом различные территориальные образования — Москву и Московскую область — через единую схему территориального планирования, что в основном связано с единством инфраструктур. Границы субъектов виртуальны, и это касается и дорог, и энергетических магистралей. Такой же подход может быть применен к Севастополю, городам Сибири. Но еще более важной новацией станет стратегическое пространственное планирование, что зафиксировано 172 Федеральным законом. Этот документ будет выполнять роль интегратора, позволяющего вносить изменения в утвержденные документы территориального планирования как федерального, так и субрегионального уровня. Этой осенью была утверждена первая комплексная схема развития для Крыма и Севастополя, а кроме этого еще по пяти российским территориям.

Сложным является увязка документов всех уровней, а также реализация идеи о том, что документы территориального развития работали на повышение качества жизни. Корректировать что-либо, что-либо планировать особенно сложно в крупных старых городах, где в условиях плотной застройки невозможны никакие инфраструктурные преобразования. Например, генплан Петербурга — это кадастровая карта, где не осталось ни одного земельного участка, чтобы заложить развитие какой-либо инфраструктуры. Территориальное планирование обслуживало земельный рынок. Это прокомментировал Михаил Посохин, сославшийся на опыт Китая: сейчас институты градпланирования этой страны работают чрезвычайно активно, подчас воплощая те самые принципы, которые пропагандировала образовательная система СССР.

Эту тему в дальнейшем развил член-корреспондент РААСН, директор центра развития нормативной базы градостроительства «НИиПИ Генплана Москвы» Георгий Юсин, который объяснил важность пространственного планирования и самой постановки вопроса в этой плоскости: «Пока мы видим только демографически пустынные территории и “воронки” в виде разросшихся агломераций центра. Особенно важно будет учитывать демографические изменения — наличие роста крупных городов и существенное снижение численности населения в городах с невысоким количеством жителей — 20–70 тыс. человек».

Своими наработками о прогнозном планировании развития городов поделилась Ирина Ильина, профессор Высшей школы экономики.

Огромный интерес вызвал и круглый стол, посвященный инновациям в отрасли проектирования.

Большое внимание вызвал доклад Надежды Самойловой, которая рассказала о преобразовании территории Кузбасса, пострадавшей от разработки угольных месторождений.

Олег Рындин, первый заместитель руководителя Департамента градостроительной политики города Москвы, рассказал об импортозамещении и результатах тех исследований сферы производства строительной продукции, которые провела столица. В соответствии с АИП, стройка столицы в целом на 80–100% укомплектована отечественными материалами. Но не все так радужно, как может показаться на первый взгляд, и отечественная строительная отрасль не является в этом смысле самодостаточной. Есть целые группы импортных материалов и оборудования, которые пока являются незаменимыми.

Это касается строительной «химии», например лакокрасочных материалов, а также кабельной продукции, в сфере оборудования это относится, например, к лифтам. В целом замену импорту найти можно, но не без потери качества. Сейчас, поделился Олег Рындин, законодательством никак не отрегулировано стимулирование спроса на отечественные материалы. Отечественные заводы не могут вывести свою продукцию на рынок. Но при этом, по его мнению, производитель должен быть озабочен вопросом качества не только для успешной реализации продукции, он должен нести ответственность за качество и на этапе эксплуатации. Тем более что есть тому положительный пример: в атомной продукции завод-изготовитель отвечает за оборудование даже в ходе эксплуатации.

В строительной отрасли пока все примитивнее: завод изготовил, продал, а далее никого не интересует, как это будет «проявлять себя» в процессе использования.

И конечно, разговор коснулся программных продуктов и систем для автоматизации процессов управления, контроля в строительстве. Технология BIM-моделирования, которая активно входит в практику строительства, казалось бы, противоречит самому принципу импортозамещения. Однако, как прозвучало на конференции, у российских разработчиков, как и у других их зарубежных коллег, появляется возможность разработки и поставки программного обеспечения, которое может предлагаться так же широко, как глобально продвигается сейчас само BIM-моделирование.

Торжественным финалом двухдневной конференции стало награждение призами участников Профессионального конкурса на лучший инновационный проект.

Призы вручал глава НОПРИЗ Михаил Посохин. Открывая торжественную церемонию, он подчеркнул, что проводимый Национальным объединением изыскателей и проектировщиков Конкурс призван продемонстрировать лучшие достижения в области архитектуры, строительства

и инженерных изысканий России. Каждый проект — это результат колоссального труда творческих коллективов, все проекты выполнены на высоком уровне, что, по словам Михаила Посохина, вызвало определенную сложность у конкурсной комиссии при определении победителей.

В итоге компании, работающие по всей России — от Калининграда до Благовещенска, получили награды по 12 номинациям. Ими были представлены на суд жюри объекты самых разных категорий и назначений — жилье, детские сады, спортивные комплексы, объекты здравоохранения, проекты реконструкции, промышленные сооружения, а также то, что пока осталось на бумаге, — не реализованные авторские проектные предложения.

В числе победителей оказались те, кто получил это звание сразу в нескольких номинациях. Например, ООО «МОНО-строй» Республики Саха (Якутия), о котором РСК рассказывал своим читателям в прошлом номере.

Отмечены были такие уникальные сооружения, как башня «Эволюция» МДЦ «Москва-Сити» и проект реконструкции ТЦ «Детский мир» в центре Москвы. Наряду с этим получили награды и вполне «утилитарные» объекты — грузовой терминал на территории ОАО «Шереметьево-Карго» в городском округе Химки Московской области и, например, полигон по утилизации нефтесодержащих производственных отходов в Пуровском районе Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области. В числе победителей оказались и детские сады в городах Сочи, Петрозаводске и городе Мирном в Республике Саха (Якутия).

Не забыты были и объекты транспорта. Так, первое место в номинации объектов транспортной инфраструктуры получил проект Бугринского моста в городе Новосибирске. Разработчиком проекта выступило Акционерное общество «Институт «Стройпроект» из Санкт-Петербурга.

Федеральный отраслевой журнал «Российский строительный комплекс» // 2015, ноябрь-декабрь. — С. 140–145