29 ноября 2024 года в Санкт-Петербурге состоялась пленарная сессия Всероссийского форума капитального ремонта и эксплуатации жилищного фонда. Модераторами выступили ведущий телеканала «Санкт-Петербург» Николай Растворцев, исполнительный директор Ассоциации региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов Анна Мамонова и исполняющая обязанности исполнительного директора Ассоциации предприятий сферы ЖКХ «Объединенный Жилищно-Коммунальный Совет» Ольга Сердюк.
С приветственными словами в адрес участников форума обратились министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин, губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, председатель Комитета Совета Федерации РФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей Шевченко, заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петр Бирюков, ректор НИУ МГСУ Павел Акимов.
Ирек Файзуллин отметил, что благодаря изменениям, внесенным в нормативную базу в результате совместной работы Минстроя России, Минкультуры России и регионов, удалось значительно оптимизировать процедуру капитального ремонта многоквартирных домов (МКД), признанных объектами культурного наследия России (ОКН). Министр поблагодарил всех участников за эту работу. Ирек Файзуллин также отметил конструктивную работу Минстроя России с сенаторами и депутатами в рамках Правительственного часа в Государственной Думе РФ.
Ирек Файзуллин обратил особое внимание участников форума на необходимость повышения эффективности работы сферы ЖКХ, формирования сбалансированных программ развития, обновления и ремонта коммунальной инфраструктуры, улучшения результатов работы управляющих компаний, а также решения наиболее острых вопросов в этом секторе посредством возвращения государственных и муниципальных структур к работе в данных направлениях с учетом региональной специфики. По словам министра, федеральный проект «Модернизация коммунальной инфраструктуры» в рамках нацпроекта «Инфраструктура для жизни» станет основой всей будущей работы государства в сфере ЖКХ.
Министр подчеркнул важность системной работы по эксплуатации и ремонту инженерных сетей и других объектов коммунальной инфраструктуры на всех этапах жизненного цикла ОКС (включая вопросы ее финансирования), поскольку игнорирование этого фактора приведет к риску преждевременного перехода ОКС в аварийное состояние и росту затрат, которые будут необходимы для его восстановления и для модернизации его инженерных сетей. Также министр проинформировал участников пленарной сессии об изменениях, внесенных в постановление Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47.
Ирек Файзуллин рассказал о приоритетных задачах по обеспечению бесперебойной работы жилищно-коммунального комплекса в осенне-зимний период и предотвращению коммунальных аварий. Для их решения были проведены совместные тренировки совместно с энергетическими компаниями, а также усилены полномочия жилищных инспекций по участию в процедуре приемки работ по подготовке ОКС и коммунальной инфраструктуры к зиме.
В завершение своего выступления Ирек Файзуллин поблагодарил региональные правительства за помощь по восстановлению инфраструктуры ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей. Министр отметил, что к настоящему моменту восстановлено более 21,5 тыс. объектов. Также докладчик призвал регионы к более активной поддержке деятельности студенческих строительных отрядов и предложил рассмотреть возможность расширения их работы и на сферу ЖКХ.
Александр Беглов отметил важность учета региональной специфики в работе органов ЖКХ при обслуживании жилого фонда и реализации программ его капитального ремонта для повышения качества жизни граждан. Губернатор Санкт-Петербурга подчеркнул, что для Северной столицы особенно актуальным является вопрос проведения ремонтно-реставрационных работ на объектах жилого фонда, признанных культурным наследием. Александр Беглов представил опыт города по управлению и реализации таких работ с разделением полномочий между Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга, Жилищным комитетом Санкт-Петербурга и региональным фондом – оператором капитального ремонта. Также докладчик рассказал о специфике капитального ремонта панельных МКД, построенных в Санкт-Петербурге с 1960-х по 1980-е годы, и о проведении работ по обновлению лифтового хозяйства Санкт-Петербурга. В завершение своего доклада Александр Беглов рассказал о подготовке кадров для ЖКХ Санкт-Петербурга и отметил необходимость повышения престижа профессий в этой сфере.
Андрей Шевченко подчеркнул, что вопросы сохранения жилищного фонда России находятся в зоне пристального внимания законодателей, и рассказал о работе Комитета Совета Федерации РФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера в этом направлении. По словам докладчика, острейшими вопросами являются низкая эффективность системы мониторинга технического состояния МКД, отсутствие системы технического учета жилищного фонда, а также существующие административные барьеры в сфере нормативного регулирования этой деятельности. Работа над решением этих вопросов ведется комитетом СФ совместно с Минстроем России, предлагается создать единый нормативный документ, регулирующий процедуру технического обследования и учета с четким закреплением полномочий и уровней ответственности. Андрей Шевченко отметил ряд проблем в проведении капитального ремонта МКД, собственники которых формируют фонд оплаты этих работ на специальных счетах, и представил предложения регионов по решению этих вопросов. Также докладчик проинформировал участников пленарной сессии о предложениях комитета по развитию лифтового хозяйства России, которые были включены в Дорожную карту по развитию лифтовой отрасли в Российской Федерации.
Петр Бирюков рассказал о системной работе и ключевых достижениях комплекса городского хозяйства Москвы (КГХ), в котором в настоящий момент трудятся около 500 тыс. человек по 100 направлениям деятельности. Петр Бирюков отметил, что ключевыми направлениями совершенствования этой работы являются увеличение объема финансовых вложений, всеобъемлющая реализация кадрового потенциала, улучшение оснащенности КГХ техническими средствами и цифровыми ресурсами, повышение эффективности работ по подготовке города к осенне-зимнему периоду, а также интенсификация обновления инженерных сетей с учетом перспективных планов развития города. Также заместитель мэра Москвы рассказал о ходе реализации программ благоустройства улиц, программ капитального ремонта социальных объектов, о мерах поддержки специалистов комплекса городского хозяйства, о реализуемых программах подготовки кадров и повышения компетентности служащих в профильных вузах и на базе учебных комбинатов КГХ. В завершение своего выступления Петр Бирюков отметил роль специалистов КГХ Москвы в возведении фортификационных сооружений в прифронтовых регионах и восстановлении новых территорий.
Павел Акимов выступил с докладом о кадровом обеспечении сферы капитального ремонта и эксплуатации жилого фонда, в котором рассказал о нормативном обеспечении этой работы, о реализуемых университетом программах подготовки и о реализации проекта «Цифровой суверенитет строительной отрасли и сферы ЖКХ». Павел Акимов отметил большую роль профессиональных объединений, включая НОПРИЗ, в работе отраслевого консорциума «Строительство и архитектура» и подготовке проекта нового ФГОС ВО по укрупненной группе направлений «Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство».
В торжественной части мероприятия Ирек Файзуллин вручил ведомственные награды Минстроя России представителям сферы ЖКХ.
Участники секционных заседаний обсудили региональный опыт и дальнейшие пути развития капитального ремонта и систем управления многоквартирными домами.
Президент НОПРИЗ Анвар Шамузафаров выступил с предложениями НОПРИЗ по организации профессиональной эксплуатации и управления зданиями и сооружениями с массовым пребыванием граждан.
Президент НОПРИЗ отметил, что несмотря на стагнацию доходов населения и снижение объемов государственного финансирования в 2021–2023 годах продолжался взрывной рост объемов строительства и покупки жилья за счет самостоятельного развития населением ИЖС в стране. Доля ввода ИЖС от общего объема ввода жилья в 2024 году колеблется от 66% до 74% ежемесячно. При этом, как отметил Анвар Шамузафаров, эксплуатация и обслуживание общего имущества для малоэтажного жилого фонда в настоящий момент находятся за пределами нормативного регулирования. НОПРИЗ готовит соответствующие поправки в Градостроительный кодекс РФ.
Анвар Шамузафаров обратил внимание участников пленарной сессии, что уменьшение средней площади квартир во вновь построенных МКД до 50 кв. м при повышении этажности таких домов, а также постоянном увеличении стоимости такого жилья противоречит демографической политике России. Президент НОПРИЗ отметил, что средняя площадь ИЖС составляет около 136 кв. м, а его стоимость в 3 раза меньше даже с учетом стоимости земли, поэтому населению оно гораздо более экономически доступно.
По поручению министра строительства и ЖКХ Ирека Файзуллина НОПРИЗ проанализировал ситуацию с эксплуатацией социальных объектов и объектов с массовым пребыванием граждан, где отмечается ускоренный переход в аварийное состояние за 3–4 года. Анвар Шамузафаров обратил особое внимание, что в настоящее время в России отсутствует правовая система надзора за безопасностью эксплуатации таких зданий и сооружений, а также отсутствует системный подход к организации их профессиональной эксплуатации и своевременного проведения капитальных ремонтов. До 85% зданий социальной и культурной инфраструктуры требуют капитального ремонта, отдельные спортивные сооружения теряют эксплуатационную пригодность в течение 3–5 лет после ввода их в эксплуатацию вследствие непрофессиональной эксплуатации. НОПРИЗ предлагает ввести для таких объектов планово-предупредительный капитальный ремонт, периодичность которого будет определяться нормативами, и капитальный ремонт на основании оценки эксплуатационного состояния объекта. Нацобъединение готовит проект поправок в Градостроительный кодекс, обеспечивающих введение этих подходов.
Анвар Шамузафаров отметил, что в настоящий момент для социальных, культурных и спортивных объектов планово-предупредительный способ не применяется, а накопленный износ требует проведения инвентаризации и оценки их технического состояния. Масштабы проблемы могут потребовать разработки специальной программы капитального ремонта таких объектов на государственном уровне. НОПРИЗ предлагает обратиться к Правительству РФ с данной инициативой, а также выступает с предложением восстановить бюро технической инвентаризации.
Далее Анвар Шамузафаров проинформировал участников пленарной сессии о проводимой НОПРИЗ работе по подготовке проекта поправок в Градостроительный и Жилищный кодексы, касающихся обеспечения профессиональной эксплуатации зданий и сооружений с массовым пребыванием граждан (включая коммерческие объекты), общего имущества поселков ИЖС и многоквартирных домов в условиях обязательного саморегулирования этой деятельности. В предлагаемом НОПРИЗ законопроекте по внесению изменений в Градостроительный кодекс реализуются принципы, обеспечивающие:
– повышение роли Минстроя России и субъектов Российской Федерации в регулировании и контроле эксплуатации объектов;
– привлечение профессионального сообщества к регулированию и контролю за эксплуатацией объектов;
– повышение квалификационных требований к специалистам организаций-эксплуатантов объектов и обеспечение материальной ответственности этих организаций;
– совершенствование нормативного регулирования деятельности застройщиков и технических заказчиков;
– уточнение состава технической документации ОКС, этапов и способов ее формирования, ведения и хранения;
– совершенствование регулирования деятельности и ответственности специалистов градостроительной сферы;
– повышение ответственности субподрядных организаций (в изысканиях, проектировании и строительстве).
В завершение своего выступления Анвар Шамузафаров представил проект структуры института саморегулирования в сфере эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Алексей Ересько в своем выступлении отметил необходимость разработки дифференцированных стандартов в сфере управления и эксплуатации зданий и сооружений, а также их капитального ремонта в каждом конкретном регионе с учетом специфики застройки, инженерной специфики и климата. Решение этого вопроса должно включать введение федерального минимума в тарифной политике по определению стоимости таких работ для предотвращения демпинга. Алексей Ересько отметил необходимость развития ГИС ЖКХ для обеспечения прав собственников по участию в управлении МКД и завершения формирования цифровой вертикали в отрасли ЖКХ от потребителя до главного жилищного инспектора субъекта Федерации. Также рассматривается вопрос создания государственных гарантирующих эксплуатационных компаний МКД в регионах. В завершение своего выступления замминистра проинформировал участников пленарной сессии о внесенных изменениях в постановление Правительства РФ от 01.07.2016 г. № 615 и введении возможности изменения сроков региональных программ капремонта на основании технической инвентаризации состояния МКД.
Заместитель начальника Контрольного управления Президента РФ Валентин Летуновский отметил необходимость формирования социально ориентированного стандарта эксплуатации, обслуживания, капитального ремонта МКД, критериями которого должны стать качество работ (обеспечения комфорта), надежность (бесперебойность работы системы ЖКХ и КГХ), доступность (формирование ценовой политики) и безопасность (предотвращение коммунальных аварий и т. д.). С этой целью в пилотном режиме отрабатывается перевод управления сферой ЖКХ на цифровую платформу (ФКР, поставщики ресурсов и услуг, управляющие компании и жилищные инспекции).
Заместитель директора Департамента регионального развития Правительства РФ Юлия Хромушина выступила с докладом о ключевых аспектах стратегического планирования в области проведения капитального ремонта МКД, в котором рассказала о ходе совместной работы Правительства и Минстроя России в этом направлении. Юлия Хромушина поддержала предыдущих спикеров и отметила важность формирования единого стандарта осуществления деятельности по управлению МКД и стандарта управления стоимостью работ по капитальному ремонту с возможностью введения диффенцированного подхода к расчету взносов на капремонт.
Прокурор города Санкт-Петербурга Павел Мельник выступил с докладом о позиции Генеральной прокуратуры РФ по вопросам эффективности проведения капитального ремонта МКД, полноты обследования их технического состояния, а также обеспечения законности в этой сфере.
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Александр Высокинский отметил необходимость повышения эффективности планирования работ капитальному ремонту МКД, необходимость стандартизации их обслуживания, а также необходимость повышения эффективности экономически обоснованного тарифного планирования.
Заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева проинформировала участников пленарной сессии о рассматриваемых законодательных инициативах в области ЖКХ, обслуживания и капитального ремонта МКД.
Председатель Комитета по государственному контролю, использованию памятников истории и культуры города Санкт-Петербурга Алексей Михайлов рассказал об организации взаимодействия при осуществлении работ по ремонту и реставрации объектов культурного наследия – многоквартирных домов Санкт-Петербурга. Докладчик отметил важность продолжения работы по синхронизации положений Жилищного кодекса РФ и Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», касающихся капитального ремонта, для повышения качества и эффективности этой работы с целью сохранения достояния России.
Генеральный директор Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы Артур Кескинов представил опыт повышения эффективности реализации региональной программы капитального ремонта за счет внедрения централизованной закупки материалов. Докладчик рассказал об опыте Москвы по проведению реставрации МКД, признанных объектами культурного наследия, а также о синхронизации программ реставрации и капитального ремонта жилого фонда с программами по благоустройству города. В завершение своего выступления Артур Кескинов отметил необходимость усиления работы в сфере кадрового обеспечения сферы ЖКХ в целом и реализации программ капитального ремонта в частности.
Анна Мамонова проинформировала участников пленарной сессии о ходе актуализации ГОСТ на выполнение отдельных видов работ по капитальному ремонту, а также рассказала о подготовке проекта свода правил по техническому обследованию МКД с целью формирования региональной программы капитального ремонта.
Исполняющий обязанности министра энергетики и ЖКХ Нижегородской области Михаил Куренков рассказал об опыте проведения технического обследования многоквартирных домов и о комплексном использовании полученных результатов при организации капитального ремонта и контроле за эксплуатацией жилищного фонда.
Об эффективных инструментах повышения собираемости взносов на капитальный ремонт и перспективах расширения функционала регионального оператора капитального ремонта рассказал генеральный директор Некоммерческого фонда «Региональный оператор капитального ремонта многоквартирных домов Кабардино-Балкарской Республики» Мустафир Кулиев. Докладчик представил результаты работы по актуализации базы данных собственников, ведению исковой и претензионной работы по сбору взносов на проведение капитального ремонта МКД.
Генеральный директор Ассоциации «Российское лифтовое объединение» Петр Харламов рассказал о новых тенденциях и перспективах развития лифтовой отрасли, а также о потенциале развития производства лифтового оборудования и перспективах решения кадрового дефицита квалифицированных монтажников. Докладчик выступил с предложениями по дополнению содержания Дорожной карты по развитию лифтовой отрасли в Российской Федерации, утвержденной 7 ноября 2024 года, а также по подготовке кадров для монтажа лифтов на базе СПО в отечественных колледжах.
Заместитель директора Департамента цифрового развития Минстроя России Андрей Евтушенко рассказал о ключевых направлениях и перспективах развития ГИС ЖКХ.
Руководитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы Вячеслав Торсунов представил опыт формирования и эффективного управления жилищным фондом Москвы.
С докладом о перспективах расширения применения современных технологий в управлении жилищным фондом выступил министр энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области Николай Смирнов.
Начальник Государственной жилищной инспекции города Москвы Олег Кичиков рассказал о цифровизации деятельности ведомства.
Заместитель руководителя службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края Евгений Жидков доложил о региональном опыте выявления случаев фальсификации документов при выборе управляющей организации.
Об итогах работы круглого стола «Актуальные вопросы деятельности органов государственного жилищного надзора» участников пленарной сессии проинформировала врио руководителя Государственной жилищной инспекции Самарской области Виктория Каткова.
Ольга Сердюк рассказала об итогах работы круглого стола «Обеспечение качественной эксплуатации жилищного фонда: задачи, барьеры, перспективы».
В работе форума приняли участие советник президента НОПРИЗ Леонид Чернышов и руководитель аппарата НОПРИЗ Алексей Кожуховский.
Пресс-служба НОПРИЗ