6 апреля 2018 года прошел круглый стол «Государственный заказ в строительной отрасли Санкт-Петербурга: задачи 2018 года».
Модератором круглого стола выступила главный редактор газеты «Строительный Еженедельник» Дарья Литвинова.
С приветственным словом выступил заместитель председателя Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга Александр Нужный, который подчеркнул особую актуальность круглого стола вследствие большого объема государственных закупок в сфере строительства и представил статистику госзакупок за последние несколько лет по их объему в строительной отрасли в целом, включая все направления.
Также участников мероприятия поприветствовал первый заместитель генерального директора АО «Российский аукционный дом» Константин Раев. Дополнительно он анонсировал переход на систему контрактования через электронные площадки и описал их преимущества.
Далее последовало выступление вице-президента СПб ТПП, члена Советов НОСТРОЙ, НОПРИЗ Антона Мороза, который поприветствовал присутствующих от имени председателя Совета СПб ТПП Владимира Катенева и президента НОСТРОЙ Андрея Молчанова.
В рамках своего доклада Антон Мороз сообщил о совместной деятельности НОСТРОЙ, НОПРИЗ и СПб ТПП по совершенствованию законодательства в части изменения системы контрактных закупок в области строительства. В частности, он рассказал о двух разрабатываемых законопроектах, вносящих изменения в 44-ФЗ, а также самостоятельных проектах законов по системе контрактования в области проектных, строительных и изыскательских работ.
По мнению Антона Мороза, эти законы должны привести к снижению демпинга в контрактовании строительства и, в следствии этого, к улучшению качества и безопасности производимых работ, исключению возможностей злоупотреблений со стороны недобросовестных участников, использующих на аукционах схему «таран», а также сговоры, и изменить критерии выбора подрядчика в сторону профессионального строителя: «Сейчас единственный критерий – это минимально предложенная цена. Важно, чтобы учитывался профессионализм и уровень квалификации подрядчика, реализованные им проекты и объем выполненных работ, наличие кадрового состава, техническая оснащенность», – подчеркнул Антон Мороз.
Подробно он остановился на изменениях в Градостроительном кодексе РФ в части системы саморегулирования с введением института ответственности СРО по договорным обязательствам их членов, а также осуществление общественного контроля в рамках этого. Антон Мороз кратко рассказал, каким образом ряд саморегулируемых организаций, НОПРИЗ и НОСТРОЙ осуществляют общественный контроль, позволяющий отслеживать все конкурсные процедуры их членов, а также их участие в исполнении контрактов с момента подачи заявки до момента исполнения контракта. Упомянул о возможности применения мер дисциплинарной ответственности в случае, если появятся проблемы в ходе исполнения контракта. Однако на данный момент СРО, по словам Антона Мороза, могут осуществлять только общественный контроль, поскольку не допущены к фактическому участию в системе госзакупок, хотя это было бы логично с учетом их ответственности.
Отдельно Антон Мороз рассказал о той работе, которая ведется на базе НОПРИЗ и НОСТРОЙ в части обоснования необходимости применения специализированных электронных площадок для закупки строительных работ, и о преимуществах электронных подрядных торгов.
Директор Правового департамента ФАУ «РосКапСтрой» Елена Шабанова сделала подробный разбор изменений по 372-ФЗ, а также рассказала о применении НРС и проблемах его ведения, наличии требований по НРС в контрактной системе, порядке применения компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств. Кроме того, Елена Шабанова озвучила предлагаемые Министерством строительства РФ и национальными объединениями поправки в закон в части штатных требований к квалификации, которые должны идти вперед ценообразования, и отметила проблему осуществления контроля за саморегулируемыми организациями со стороны национальных объединений и порядок выполнения этих контрольных мероприятий.
Заместитель председателя Комитета по строительству Санкт-Петербурга Александр Постраш выступил с докладом на тему «Обзор закупок и условия оплаты». Он сообщил, что в Санкт-Петербурге в 2018 году были проведены 63 закупки на 13 млрд рублей, из них 12 – строительство (10,8 млрд рублей), 51 – проектирование (2,2 млрд рублей), и привел подробную информацию по направлениям этих закупок: спорт, социальная политика, культура, образование и т.д. Отдельно Александр Постраш остановился на решении Правительства Санкт-Петербурга с 2018 года заключать контракты без авансирования. Причиной такого решения стало то, что по действующим заключенным контрактам задолженность по выданным авансам, не возвращенным, находящимся в судебных рассмотрениях и в претензионной работе, у города более 13-14 млрд рублей, что весьма серьезно влияет на городской бюджет и систему работы строительного комплекса. Отлучение организации от первоначального аванса автоматически выгонит с рынка компании, которые созданы и выигрывают конкурсы по 44-ФЗ за счет цены, только для того, чтобы получить деньги и исчезнуть.
Главный специалист сектора закупок Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга Мария Хохлова в своем выступлении сделал обзор закупок комитета.
Представитель Комитета государственного финансового контроля выступила и озвучила выступила и озвучила перечень вопросов к системе саморегулирования, в частности, заметила, что СРО отражают недостаточно информации в выписках, выдаваемых членам.
В ходе обсуждения докладов и поднятых на круглом столе вопросов Антон Мороз подчеркнул, что существует унифицированная система допусков, которая позволяет полностью определять организации с точки зрения их возможностей по финансовой и иной ответственности, и эти допуски элементарно проверяются через систему электронного учета в СРО и национальном объединении.
Помимо этого Антон Мороз ответил на вопросы, связанные с порядком и системой прохождения изменений по 44-ФЗ, призвав городские власти участвовать в продвижении данного закона, поскольку одного участия национальных объединений и Минстроя России недостаточно, чтобы экономический блок Правительства России пошел навстречу и поддержал предложения профессионального сообщества. Предложение подключиться к этой работе на высшем уровне вызвало одобрение.
Кроме того, Антон Мороз отметил, что позиция городских государственных заказчиков в части обеспечения договорной ответственности не совсем корректна. Он пояснил, что уже есть прецеденты обращения в национальные объединения и в саморегулируемые организации по поводу возможных возмещений со стороны СРО по неисполненным договорам, и объяснил, почему СРО и Национальные объединения в течение 2-3-дневного срока не могут выполнять эти обязательства. Это связано с существующими требованиями закона, который предписывает производить выплаты из компенсационного фонда только в судебном порядке. При этом, подчеркнул Антон Мороз, если выплата из компфонда будет объективно установлена судом, она, безусловно, будет произведена со стороны СРО или со стороны национального объединения в случае ликвидации СРО.
Также Антон Мороз ответил на вопросы представителей строительных компаний в части саморегулирования, ответственности и проводимой работы по изменениям в контрактной системе.