Выразительность и технологичность — стиль Михаила Посохина

6 августа 2018
Интервью
5 июля 2018 года в выставочном зале «Новый Манеж» в Георгиевском переулке столицы открылась персональная выставка Народного архитектора России, академика, генерального директора ОАО «Моспроект-2» им. М. В. Посохина, президента НОПРИЗ Михаила Михайловича Посохина.

Выразительность и технологичность — стиль Михаила Посохина

На открытии выставки. Москва, Новый Манеж, 05.07.2018 г.5 июля 2018 года в выставочном зале «Новый Манеж» в Георгиевском переулке столицы открылась персональная выставка Народного архитектора России, академика, генерального директора ОАО «Моспроект-2» им. М. В. Посохина, президента НОПРИЗ Михаила Михайловича Посохина.

Отметим, что Михаил Посохин, сохраняя традиции и продолжая дело своего отца, архитектора Михаила Васильевича Посохина, с первых работ зарекомендовал себя среди профессионалов как архитектор с ярким индивидуальным стилем, сочетающим выразительность образов с принципиально новыми решениями, современность формотворчества — с застройкой исторических районов.

Выполненные юбиляром проекты отличаются масштабностью, оригинальностью идей, сложностью расчетов, создающих во взаимосвязи с окружающим ландшафтом эффектное впечатление.

— Михаил Михайлович, по мнению профессионалов и посетителей выставки, один из наиболее впечатляющих ваших проектов — воссоздание архитектуры Храма Христа Спасителя.

— Мне сложно судить о том, какая из моих работ наиболее впечатляющая. Это право профессионалов, москвичей и гостей столицы. Но для меня воссоздание Храма Христа Спасителя было важным профессиональным этапом в работе архитектора. Наряду с восстановлением исторического облика собора как целостного объема, архитектуры фасадов и росписи интерьеров, желая сохранить высотные отметки сооружения, был запроектирован цокольный этаж, который включил в себя Зал Церковных Соборов, Трапезные палаты, административные помещения. В совокупности получился целостный культурно-исторический ансамбль.

— Другим масштабным культовым проектом реконструкции, представленным в экспозиции, стал Морской собор святителя Николая Чудотворца в Кронштадте.

— Опыт, приобретенный в ходе воссоздания Храма Христа Спасителя, очень пригодился и в кронштадтском проекте. Здесь помогли сохранившиеся чертежи автора храма Василия Косякова. Но пришлось разобрать конструкции советской достройки, углубить цоколь и спрятать в него техкоммуникации. При всех этих новшествах на втором уровне сохранен Музей морской славы. Надеюсь, собор будет играть значимую роль не только в религиозной, но и в общественной жизни города.

— Если говорить о спроектированных вами общественных зданиях, то здесь интерес в плане «вписывания» объекта в окружающий ландшафт вызывают проекты гостинично-делового центра «Лотте Плаза» и многофункционального торгово-делового центра в Оружейном переулке.

— Действительно, в реализации проекта ГДЦ «Лотте Плаза» большое внимание необходимо было уделено сложившемуся характеру и высотности застройки района Нового Арбата и ансамбля Смоленской площади. Поэтому объекту была придана сложная по объему и пространству форма, включающая в себя разновысотную торгово-административную зону стилобата, высотные офисный и гостиничный корпуса.

Также архитектурными особенностями центра Москвы был обусловлен и участок, предоставленный под строительство торгового центра в Оружейном переулке. Надеюсь, нам удачно удалось вписать в него три разновысоких ступенчато-вертикальных объема и шесть подземных уровней многофункционального комплекса общей площадью около 200 тысяч квадратных метров.

— Среди многочисленных воссозданных московских парков особо выделяется государственный музей-заповедник «Царицыно», также представленный на выставке.

— Этот проект впечатлил и жюри нескольких архитектурных премий и конкурсов. К примеру, в 2008 году проект получил лейпцигскую премию «За выдающиеся заслуги в реставрации и сохранении памятников архитектуры» Бернхарда Реммерса. «Царицыно» стало абсолютным победителем во всех номинациях конкурса «Лучший реализованный проект 2007 года в области инвестиций и строительства», а на Международном архитектурном фестивале «Зодчество-2007» проект удостоен почетного диплома «Архитектурная Сова».

В архитектурном бюро «Моспроект-2» им. М. В. Посохина при моем авторском участии были созданы интерьеры Большого дворца, в которых активно использованы подземное и другие скрытые от глаз пространства Хлебного дома и двора Большого дворца. Это позволило и воссоздать объекты, и дать возможность их современной эксплуатации.

— За время творческой профессиональной деятельности вы запроектировали более трехсот объектов. Работа продолжается и сегодня. Как вам удается совмещать активную архитектурную деятельность и руководство Национальным объединением изыскателей и проектировщиков?

— Это реалии нашего времени. Сегодня проектирование — это не кульман, карандаш и затертые до дыр справочники по ГОСТам и СНиПам. Современный проектировщик использует последние достижения прогресса — BIM-технологии, электронные каталоги и справочники технических решений.

Сегодня проект не создается на бумаге. Он во всех плоскостях отображается в компьютерных моделях, позволяющих проследить все вносимые в него изменения на протяжении всего жизненного цикла здания. Информация по каждому проекту взаимосвязана с данными по возведению и эксплуатации объекта, которые современный проектировщик используют по максимуму.

Кроме этого, постоянно вносимые изменения в законодательство, появление и продвижение современных строительных технологий и материалов ставят перед проектировщиками все новые задачи. Поэтому в один прекрасный момент стало понятно, что один архитектор в поле не воин.

Предложение возглавить нацобъединение проектировщиков (НОП) поступило мне в 2010 году, а после его реорганизации в 2014 году в НОПРИЗ на съезде нацобъединения мою кандидатуру одобрили и присоединившиеся к нам изыскатели.

Нацобъединение ведет активную работу по решению многих вопросов, связанных с работой изыскателей и проектировщиков в условиях нового законодательства и института саморегулирования.

Ведется разработка новых и актуализация существующих нормативных документов, создаются альбомы, каталоги типовых проектных и технических решений и рекомендаций, организуются тематические круглые столы, ведется постоянное наполнение Национального реестра специалистов.

Сегодня для архитектурно-проектного сообщества стагнация равносильна полному прекращению деятельности. Поэтому мы не стоим на месте ни в направлении совершенствования законодательства, ни в развитии института саморегулирования, ни в создании новых проектов.

«Строительный Еженедельник» // 30.07.2018 г.