О создании новых реестров НОПРИЗ рассказывает член Совета НОПРИЗ, председатель Комитета по новым технологиям и стройматериалам И. И. Константинов

14 октября 2015
Интервью
Комитет по новым технологиям и строительным материалам Национального объединения изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ) начал работу по созданию реестров инновационных стройматериалов, импортозамещения и стандартов строительной отрасли.
Илья Константинов

Комитет по новым технологиям и строительным материалам Национального объединения изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ) начал работу по созданию реестров инновационных стройматериалов, импортозамещения и стандартов строительной отрасли. О том, что стало причиной появления этих реестров, в чем их отличие от существующих аналогичных инструментов, и о других связанных с этими, вопросах мы беседуем с Ильей Ильичом Константиновым, председателем Комитета по новым технологиям и строительным материалам НОПРИЗ.

— Илья Ильич, расскажите, пожалуйста, откуда возникла идея создания этих реестров, почему ими стал заниматься именно Комитет, который вы возглавляете?

— Идея создания реестров стала логическим следствием сложившейся в нашей стране экономической и геополитической ситуации. В какой-то момент оказалось, что единого торгово-экономического пространства с европейскими и американскими партнерами, которое создавалось много лет, более не существует. А существует очень жесткая конкурентная среда, где каждый участник должен доказывать свое превосходство — прежде всего, технологическое, но также и превосходство своих материалов, сырья, оборудования и даже специалистов. Подчеркну, что это естественный ход событий. Конкуренция, как известно, один из главных движителей экономики.

В такой ситуации сказалась определенная расслабленность российской экономики, вызванная высокими ценами на главную статью дохода страны — углеводороды. Она проявилась в отсутствии развитой системы производства, а также недостаточно внимательном отношении и отсутствии мер поддержки для инноваций, которые есть в России. А также наличии препятствий на пути внедрения новых материалов и технологий. Можно сказать, что на государственном уровне отсутствует системный подход к использованию тех инноваций, которые сегодня уже существуют, и тех новых материалов, которые производятся в РФ и могли бы найти применение для увеличения эффективности деятельности и повышения качества и конкурентоспособности создаваемых объектов.

Понятно, почему это произошло. Еще недавно любой материал в любой момент времени мог быть куплен за границей, что решало большую часть проблем. Только сейчас мы осознали, что в России следует развивать собственное производство, в том числе и строительных материалов. А также внедрять собственные технологии в строительстве, проектировании, инженерных изысканиях. Это стало главным вопросом повестки дня любой отрасли.

НОПРИЗ не мог остаться в стороне от решения данного вопроса. Причем, решать его следовало незамедлительно. Профессионалы строительной сферы в лице своих Национальных объединений должны были включиться в общую работу. НОПРИЗ в этом случае есть та независимая площадка, которая может взять на себя систематизацию существующих сегодня на рынке инноваций в строительной сфере.

Во-первых, НОПРИЗ способен привлечь к этой сложной работе высококвалифицированных специалистов-практиков, которые прекрасно разбираются в вопросах строительного проектирования, инженерных изысканий и осуществления строительной деятельности, имеют богатый опыт в данной сфере.

Во-вторых, в НОПРИЗ стекаются все данные о проблемах и особенностях использования тех или иных новых технологий и материалов, чтобы систематизировать и впоследствии учесть это при разработке нормативно-технической документации — стандартов, технических условий и т. д. В-третьих, НОПРИЗ обладает соответствующими организационными и техническими ресурсами для создания реестров.

Идея создания реестров инновационных материалов, импортозамещения и стандартов в любом случае будет реализована, как председатель Комитета по новым технологиям и строительным материалам НОПРИЗ считаю целесообразным и правильным взять инициативу по их разработке на себя. Такой шаг с одной стороны будет способствовать повышению авторитета и значимости самого НОПРИЗ, а с другой — позволит сделать реестры действенным и полезным инструментом, выполнить их на высоком качественном уровне в интересах профессионального сообщества.

— Каковы главные цели создания реестров и в чем их отличие от существующих аналогов?

— Для начала рассмотрим реестр инновационной продукции. Идеи такого реестра существуют давно. Многие организации и учреждения пытались сделать подобный продукт. Вот некоторые примеры таких реестров: 1. Реестр инновационной продукции, технологий и услуг, рекомендуемых к использованию в Российской Федерации, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2013 г. № 867-р. 2. Реестр инновационной продукции на Портале поставщиков Правительства Москвы. 3. Реестр инновационных технологий и технических решений г. Москвы. Есть и другие примеры.

К сожалению, кроме громких названий данные продукты настоящими удобными инструментами так и не стали. Например, в первом из вышеприведенных реестров представлены только 213 продуктов, причем всего 13 из них относятся к строительной отрасли. Еще меньше информации в реестре инновационных технологий и технических решений Москвы — порядка 150 продуктов, к тому же информация в нем плохо структурирована. А реестр инновационной продукции в сети интернет вообще недоступен.

Фактически на сегодня в стране нет работоспособного и эффективного реестра инновационной продукции, который к тому же содержал актуальные и объективные сведения.

Предлагаемый к реализации реестр инновационной продукции служит двум главным целым: созданию для проектных и изыскательских организаций удобного информационного источника, содержащего доступную, структурированную, постоянно обновляющуюся и максимально полную информацию, прошедшую предварительный отбор со стороны профессиональных экспертов, о новейших отечественных строительных материалах, а также содействию производителям инновационной продукции в продвижении ее на рынок. Реестр в данном случае станет хорошим подспорьем для тех производителей, которые не имеют крупных рекламных бюджетов и рискуют, таким образом, не суметь вывести свою продукцию на рынок, хотя она и будет востребована на нем, при этом обладает всеми необходимыми сертификатами и прошла полный цикл практических испытаний.

Есть и еще одна немаловажная цель. Попадание в реестр инновационных продуктов гарантирует новому материалу или технологии особый статус, знак качества. Проектная организация будет без опасений предлагать данный материал или технологию заказчику, который, в свою очередь, может быть уверен в безопасности и эффективности предложенного решения, в том числе, его экономической целесообразности.

Теперь о других реестрах. Необходимость появления реестра импортозамещения очевидна. Отделочные, кровельные и фасадные материалы, материалы, использующиеся при строительстве инженерных коммуникаций, вентиляции, сегодня часто производятся за рубежом. Доля импортной продукции здесь весьма значительна. Для создания эффективных проектных решений необходимо предоставить проектной организации удобный структурированный информационный сервис, позволяющий оперативно заменить импортный материал качественным и доступным российским аналогом. Сегодня этот вопрос стоит очень остро: нестабильность курса рубля в значительной мере повышает риски при использовании импортных стройматериалов, что ставит под угрозу реализацию важных проектов.

Таким образом, реестр импортозамещения не только существенно облегчит труд проектировщика и изыскателя, но и будет способствовать улучшению бизнес-климата в стране в целом: развитию строительно-промышленного комплекса, продвижению на рынок новых производителей. В том числе, позволит повысить качество строительных работ, что в конечном итоге является одной из основных задач НОПРИЗ.

Наконец, третий реестр — нормативно-технической документации, или реестр стандартов применения строительных материалов — это первоначальная стадия создания полного реестра, объединяющего все стандарты, технические условия, нормы и правила, относящиеся к проектно-изыскательским работам. Реестра, который, я надеюсь, будет разработан Национальным объединением проектировщиков и изыскателей. В настоящее время единого унифицированного реестра нормативно-технической документации не существует, а нужная информация представлена в разрозненном и не структурированном виде. Чтобы найти нужный документ, приходится обращаться к различным источникам. Это весьма усложняет работу проектных, строительных и изыскательских организаций.

— Расскажите, пожалуйста, обсуждалась ли идея создания реестров с профессиональным сообществом?

— Любая инициатива, прежде чем ее воплотить в жизнь, обязана пройти процедуру широкого общественного обсуждения. При принятии любого решения необходимо иметь мнение квалифицированных специалистов, даже если, на первый взгляд, такое решение кажется очевидным. Поэтому я и другие представители Комитета по новым технологиям и строительным материалам очень рассчитываем на широкую дискуссию по данному вопросу, глубокую его проработку, прежде всего, специалистами. Мы просим всех заинтересованных лиц включиться в эту работу, чтобы выявить возможные узкие места и подводные камни заблаговременно, еще на этапе разработки данных инструментов.

С этой целью были созданы и открыты для доступа в сети интернет прототипы всех реестров, имеющие пользовательский интерфейс, позволяющий ознакомиться с предполагаемым функционалом и собственноручно оценить его достоинства и недостатки.

Все пожелания и замечания, пришедшие от профессионального сообщества, будут учтены при создании итогового варианта реестров, ведь они создаются, прежде всего, в интересах самого этого сообщества.

Пресс-служба Комитета НОПРИЗ по новым технологиям и строительным материалам