Михаил Посохин: «Важнейшим звеном формирования безопасной и комфортной среды жизнедеятельности является архитектурно-строительное проектирование»

7 апреля 2016
Интервью
В феврале в Красноярске состоялась научно-практическая конференция, посвященная развитию строительного комплекса и совершенствованию градостроительной деятельности в Российской Федерации.
Stroiorbita_300.jpgВ феврале в Красноярске состоялась научно-практическая конференция, посвященная развитию строительного комплекса и совершенствованию градостроительной деятельности в Российской Федерации.
 
Мероприятие прошло при участии руководителя рабочей группы Государственного совета Российской Федерации и губернатора Красноярского края Виктора Толоконского, заместителя Министра строительства России Хамита Мавлиярова, президента Национального объединения строителей Николая Кутьина и представителей профессионального сообщества.

В рамках пленарного заседания конференции президент НОПРИЗ Михаил Посохин озвучил основные направления государственной политики в области проектирования и изысканий.

Более подробно о работе НОПРИЗ по подготовке к Госсовету, а также о способах эффективного развития системы саморегулирования президент НОПРИЗ Михаил Посохин рассказал в своем интервью нашему изданию.

- Корр: Системе саморегулирования в строительстве исполняется шесть лет. Перспективная ли, на ваш взгляд, данная система регулирования отрасли?

- М.Посохин: Перспективность саморегулирования в строительстве подтверждена утвержденной в декабре 2015 года Правительством РФ Концепцией совершенствования механизмов саморегулирования. Создана система непосредственного участия строительного сообщества в совершенствовании законодательства о градостроительной деятельности и документов технического регулирования и профессионального обсуждения отраслевых проблем как на федеральном и региональных уровнях государственного управления, так и в общественных организациях.

Формирование безопасной и комфортной среды жизнедеятельности является конституционной обязанностью государства. А важнейшим звеном реализации этой обязанности является архитектурно-строительное проектирование, опирающееся на материалы инженерных изысканий.

- Корр: Национальное объединение изыскателей и проектировщиков и Национальное объединение строителей по просьбе Минстроя России более года занимались анализом строительной отрасли в рамках подготовки предложений к Стратегии инновационного развития строительной отрасли на период до 2030 года. Что, на ваш взгляд, заслуживает наибольшего внимания?

- М. Посохин: В настоящее время подготовку проектной документации и материалов инженерных изысканий осуществляют свыше 62 тысяч проектных и изыскательских организаций, которые в соответствии с градостроительным законодательством объединены в 231 саморегулируемую организацию. Нами, профессиональным сообществом, проведена колоссальная аналитическая работа, результаты которой должны найти свое отражение в материалах и проекте решения Государственного совета Российской Федерации.

Первое, что показал проведенный анализ отрасли, это несоответствие основных направлений государственной градостроительной политики запросам общества.

Главная проблема — нерациональность структуры землепользования в стране: доля земель, отведенных под застройку в населенных пунктах, составляет лишь 17,8 процента от общей площади поселений, а в развитых странах данное соотношение в разы больше. Отсюда — постоянный дефицит земель для строительства. Для частичного решения этой проблемы потребуется значительное увеличение земель застройки, прежде всего в составе жилых функциональных зон на 2,0-2,5 млн га.

Второе — была выявлена необходимость совершенствования регуляторной деятельности в сфере строительства.

Сегодня доля государственного финансирования в строительстве составляет 17-20 процентов, однако государство продолжает осуществлять в полном объеме регулирование всех направлений строительной деятельности, включая вопросы технического регулирования, ценообразования, а также разрешительные и контрольно-надзорные функции. Доля регуляторной деятельности государства в строительной сфере не должна превышать 20 процентов, и в первую очередь направляться на формирование безопасной и комфортной среды жизнедеятельности.

Действующее законодательство не обеспечивают формирование единой межотраслевой комплексной системы технического регулирования. Сложившаяся система технического регулирования отличается чрезмерным государственным регулированием.

Совершенствование систем регулирования отрасли должно основываться на постепенной передаче отдельных регулирующих полномочий, исполняемых государством (техническое регулирование, ценообразование, допуск на рынок, аттестация кадров, строительный надзор, экспертиза и др.) в ведение профессионального сообщества.

Кроме того, обеспечение качества разрабатываемой проектной документации и соблюдение сроков ее подготовки возможно только при решении комплекса проблем по снятию противоречий в нормативно-правовой и нормативно-технической базах.

Сегодня назрела необходимость в выработке единой государственной политики по вопросам технического регулирования, обеспечивающей взаимную согласованность нормативных документов в строительстве; а также потребность постепенного отказа от предписывающего метода регулирования и нормирования.

Кроме того, должна совершенствоваться и сама система подготовки проектной документации, повышаться роль изыскателей, архитекторов и проектировщиков в процессе проработки принимаемых инвестиционных решений. В этой связи для экономически и социального значимых объектов необходимо скорейшее нормативное закрепление предпроектной стадии проектирования, в результате которой должен появиться облик объекта, предложения по его рациональному размещению и использованию, а также его экономическое обоснование. При этом следует учесть возможности использования технологий информационного моделирования, которые позволяют оценить варианты предлагаемых решений, существенно минимизировать затраты на проектирование и строительство.

Назрела необходимость перехода к интегральной оценке затрат в строительной сфере исходя из стоимости всего жизненного цикла объектов капитального строительства.

Сегодня по оценкам специалистов на строительство, включая изыскания и проектирование, расходуется около до 20 процентов, а на эксплуатацию объектов все 80 процентов.

При этом объем затрат на проектно-изыскательские работы в инвестиционном цикле необоснованно занижен и составляет всего 3-7 процентов от стоимости строительства, что в два-три раза ниже, чем в мировой практике. Такое отношение к проектно-изыскательским работам приводит к неоправданному росту затрат на этапах строительства и эксплуатации, и стоимости всего жизненного цикла объекта в целом, что в современных условиях недопустимо.

В связи с этим, по мнению профессионального сообщества, целесообразно принятие мер регулятивного и стимулирующего воздействия по последовательному сокращению сложившегося перекоса путем введения интегральной оценки эффективности затрат на создание и эксплуатацию объектов капитального строительства. Внедрение такого подхода очевидно приведет к незначительному увеличению затрат на проектно-изыскательские работы, снижению эксплуатационных расходов и общей суммы затрат на весь жизненный цикл объекта.

Четвертым направлением, требующим проработки, является кадровая проблема.

- Корр: Кадровый вопрос, действительно, в числе самых острых. Его обсуждают в научной и профессиональной среде. В чем, на ваш взгляд, кроется корень проблемы, и как профессиональное сообщество планирует ее решать?

- М. Посохин: Действующая в настоящее время в высшей школе болонская система подготовки специалистов не адаптирована к потребностям отрасли. В 2015 году утрачен источник пополнения инженеров и архитекторов, так как высшие учебные заведения прекратили присваивать данные квалификации, а система профессиональной аттестации специалистов и присвоения соответствующей квалификации отсутствует.

В настоящее время силами национальных объединений ведется активная работа по разработке профессиональных стандартов, созданию системы и центров аттестации. Предполагается, что результаты этой деятельности позволят осуществлять профессиональную аттестацию специалистов, присваивать им соответствующую квалификацию и фактически допускать их на рынок. Однако нормативное закрепление за национальными объединениями таких полномочий в настоящее время отсутствует. И этот вопрос необходимо решать в кратчайшие сроки.

- Корр: Какие ключевые вопросы вы предлагаете к рассмотрению на заседании Государственного совета по развитию строительной отрасли? Что следует рассматривать в числе главных направлений?

- М. Посохин: Исходя из темы заседания Государственного Совета Российской Федерации можно выделить главные направления развития строительной отрасли. Это разработка новой градостроительной политики, обеспечивающей формирование безопасной и комфортной среды жизнедеятельности, обеспеченной высокими стандартами проживания и развития производительных сил; реформа системы управления строительной отраслью; трансформация системы допуска специалистов на рынок труда.

За государством должны сохраниться стратегические вопросы обеспечения национальной без-опасности в строительстве и частично надзорные функции. При этом необходимо постепенное привлечение профессионального сообщества к участию в регулировании, совершенствовании нормативной базы, систем надзора, контроля и оценки соответствия, основываясь и реализуя тем самым принципы самофинансирования, самоокупаемости, самоуправления, саморазвития и саморегулирования.

Профессиональное сообщество готово принять в решении этих задач самое непосредственное участие.

№03/2016 г. СТРОИТЕЛЬНАЯ ОРБИТА

Документы (Количество: 1)