Ключевые задачи комплексного развития территорий Арктической зоны России

23 декабря 2021
Интервью

Михаил ПосохинМихаил Михайлович ПОСОХИН
Президент Национального объединения изыскателей и проектировщиков, народный архитектор России, академик Российской академии художеств, академик Российской академии архитектуры и строительных наук

Под Арктической зоной Российской Федерации принято понимать часть Арктики, которая определена решением Госкомиссии при Совете Министров СССР по делам Арктики от 22 апреля 1989 года. Это 1/5 часть территории страны, и значение этой территории для России огромно.

Северные территории играют определяющую роль для национальной экономики, принося до 70% валютных поступлений страны. Здесь добывается 93% природного газа, 75% нефти, 100% алмазов, кобальта, платины, апатитового концентрата, 90% меди, никеля, до 70% золота, 50% рыбной продукции и древесины.

Экономическая ситуация в Арктике сильно отличается от других регионов страны. Здесь производится продукция, обеспечивающая около 11% национального дохода России и до 22% объема общероссийского экспорта. И это при доле проживающего здесь населения в 1%. В основном это добыча природных ресурсов. Россия делает самые крупные ставки в регионе на добычу и переработку полезных ископаемых в промышленных масштабах, на развитие промыслового бизнеса.

5 марта 2020 года президент Российской Федерации Владимир Путин указом № 164 утвердил «Основы государственной политики в Арктической зоне до 2035 года», определяющие цели, направления, задачи, а также механизмы реализации политики России в Арктике.

Указом определены главные национальные интересы России в Арктике:

– международные и военные вопросы (обеспечение суверенитета и территориальной целостности России, сохранение Арктики как территории мира, стабильного и взаимовыгодного партнерства);

– экономические проблемы (обеспечение высокого качества жизни и благосостояния населения, развитие Арктической зоны в качестве стратегической ресурсной базы и ее рациональное использование в целях ускорения экономического роста страны);

– развитие Северного морского пути в качестве конкурентоспособной национальной транспортной артерии Российской Федерации;

– проблемы экологии и жизни коренных малочисленных народов.

Также указом определены основные направления реализации государственной политики в Арктике:

– социальное и экономическое развитие АЗРФ, а также развитие ее инфраструктуры;

– развитие науки и технологий в интересах освоения Арктики;

– охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;

– развитие международного сотрудничества;

– обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

– обеспечение общественной безопасности в российской Арктике;

– обеспечение военной безопасности;

– защита и охрана государственной границы.

Уже сегодня благодаря развитию добывающей промышленности и частного бизнеса в регионах строятся объекты социального назначения, дороги, порты, аэропорты. Организованы службы перевозки продуктов, торговля в розницу и домостроение. Наравне с добывающей промышленностью важное направление в экономике Арктики занимает рыболовство. Данный сектор экономики является источником рабочих мест не только для рыбаков, но и для продавцов, перерабатывающих предприятий и заводов, а также экспортеров. Основные виды рыб промыслового значения — навага, сайда, палтус, морской окунь, мойва, сельдь, зубатка и несколько разновидностей трески. Именно коренное население занимается рыболовством. Это кормит семьи и приносит доход. Некоторые северные народы продолжают добывать китов и тюленей. В отдельных регионах, таких как Кольский полуостров, обрабатываются и подготавливаются на экспорт минералы.

Необходимо подчеркнуть, что регионы Арктики находятся в сильной зависимости от центра страны, дотируются федеральным правительством финансовыми средствами. Позиция Арктики в экономике страны асимметрична: отсюда экспортируются большие объемы сырья, а ввозятся в основном готовые продукты и продукция, необходимая для удовлетворения потребностей населения. Для этого требуются транспортная доступность и развитие коммуникаций по разным направлениям.

В июле 2020 года был принят Федеральный закон № 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации». В законе определены сухопутные территории, входящие в состав Арктической зоны:

Архангельская область — 9 муниципалитетов: город Архангельск, Мезенский район, городской округ Новая Земля, город Новодвинск, Онежский район, Приморский район, городской округ Северодвинск, Лешуконский район, Пинежский район;

Красноярский край — 4 муниципалитета: город Норильск, Таймырский Долгано-Ненецкий район, Туруханский район, частично Эвенкийский район (10 сельских поселений);

Мурманская область — все районы;

Ненецкий автономный округ — все районы;

Чукотский автономный округ — все районы;

Республика Карелия — 6 муниципалитетов: Беломорский район, Калевальский район, Кемский район, Костомукшский городской округ, Лоухский район, Сегежский район;

Республика Коми — 4 муниципалитета: городской округ Воркута, городской округ Ннта, городской округ Усинск, Усть-Цилемский район;

Республика Саха (Якутия) — 13 муниципалитетов: Абыйский улус, Аллаиховский улус, Ана- барский улус, Булунский улус, Верхнеколымский улус, Верхоянский район, Жиганский район, Мом- ский район, Нижнеколымский район, Оленёкский район, Среднеколымский улус, Усть-Янский улус, Эвено-Бытантайский национальный улус;

Ямало-Ненецкий автономный округ — все районы.

Согласно федеральному закону, «под Арктической зоной Российской Федерации (далее - Арктическая зона) понимаются сухопутные территории и примыкающие к ним внутренние морские воды Российской Федерации и территориальное море Российской Федерации, участки континентального шельфа Российской Федерации, а также земли и острова, которые в будущем могут быть открыты, не являются территориями иностранных государств, расположены в Северном Ледовитом океане к северу от побережья Российской Федерации до Северного полюса в пределах между меридианом тридцать два градуса четыре минуты тридцать пять секунд восточной долготы от Гринвича, проходящим по восточной стороне Вайда-губы через триангуляционный знак на мысе Кекурский, и меридианом сто шестьдесят восемь градусов сорок девять минут тридцать секунд западной долготы от Гринвича, проходящим по середине пролива, разделяющего острова Ратмано- ва и Крузенштерна группы островов Диомида в Беринговом проливе, на которых в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами устанавливаются меры государственной поддержки предпринимательской деятельности».

Такое точное географическое определение Арктической зоны России имеет особое геополитическое значение для упрочения суверенитета страны в целом. Арктика сегодня регион интересов, взаимодействия и конкуренции на мировом рынке. Огромные усилия и средства для освоения Севера прилагают и вкладывают США, Канада, скандинавские страны.

Именно поэтому возрождение Северного морского пути (СМП) в круглогодичном режиме объявлено одной из главных, приоритетной инициативой социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года.

Реализация данной инициативы требует системных решений инфраструктурного развития северных территорий и глубокого научного подхода к формированию градостроительных проектов и программ с учетом природных и техногенных негативных явлений, геокриологической

и геоэкологической нестабильности в районах вечномерзлых грунтов, климатических особенностей и экстремальных температурных условий для жизни людей, обеспечивая рациональное использование природных ресурсов и освоение недр, сохраняя культуру и быт коренных народов Севера.

Сегодня без предварительного диалога, без широкой общественной дискуссии невозможно подготовить и принять ни одну сбалансированную, а главное, действенную программу развития. Формирование государственных программ требует согласования интересов ключевых игроков внутри страны, консолидации рефлексивного потенциала для оценки вызовов и максимальной консолидации, согласия населения вокруг средств достижения программных целей.

Необходим постоянно работающий механизм (сформированная и реализуемая по инициативе регулятора градостроительная политика с принятием соответствующего организационно-правового обеспечения), способный коррелировать задачи, быстро меняющуюся реальность и ее восприятие обществом (коммуникационная мобильность).

Ключ к успеху кроется в принципиальной готовности и деятельной способности совместно с заинтересованным бизнесом консолидировать вокруг планируемых инфраструктурных проектов общество, вооружиться (осметить) бизнес-планами для привлечения инвестиций (включая все возможные источники) и отладить систему управления не по бюджетным показателям, а по конечному результату. Систему, в которой заказчиком выступает не бюрократический аппарат, закрытый и не контролируемый населением, а публичная, целевым образом уполномоченная компания.

Необходимо подчеркнуть, что в вышеуказанном федеральном законе закреплены базовые понятия, чтобы выстраивать эффективную конкурентную инвестиционную политику социально-экономического развития региона в современных условиях:

1) инфраструктура Арктической зоны - здания, сооружения, включая объекты транспортной, энергетической, коммунальной, инженерной, социальной, инновационной инфраструктур, объекты инфраструктуры морских портов и объекты иных инфраструктур, расположенные на территории Арктической зоны Российской Федерации;

2) резидент Арктической зоны - индивидуальный предприниматель или являющееся коммерческой организацией юридическое лицо, государственная регистрация которых осуществлена в Арктической зоне Российской Федерации согласно законодательству Российской Федерации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), которые заключили в соответствии с настоящим федеральным законом соглашение об осуществлении инвестиционной деятельности в Арктической зоне Российской Федерации (далее - соглашение об осуществлении инвестиционной деятельности) и включены в реестр резидентов Арктической зоны Российской Федерации;

3) уполномоченный федеральный орган - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития Арктической зоны Российской Федерации;

4) управляющая компания - управляющая компания, которая в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» определена Правительством Российской Федерации для обеспечения функционирования территорий опережающего социально-экономического развития на территории Дальневосточного федерального округа, или ее дочернее общество.

Таким образом, 2020 год стал годом старта программного подхода и началом активной деятельности по достижению поставленных стратегических целей развития Арктики, прилегающих северных территорий, комплексного инфраструктурного развития территорий Дальнего Востока.

Ни один научный форум, научно-практическая конференция не проходят без особого внимания к вопросам Арктического пояса. Сегодня это направление требует максимального консолидирования научных и высокопрофессиональных кадров для решения поставленных задач, разработки и внедрения инновационных технологий и материалов, создания современной, рассчитанной на будущее функциональной инфраструктуры базовых отраслей в регионе.

С 1 августа 2021 года в рамках «Стратегии развития Арктической зоны России и обеспечения национальной безопасности до 2035 года» по программе «Арктический гектар» жители арктических районов России начали получать в безвозмездное пользование земельные участки площадью до i гектара.

На 17 августа 2021 года при подсчете совместно с преференциальными режимами хозяйствования на Дальнем Востоке создано около 2,7 тыс. предприятий, на которых трудоустроено 180 тыс. человек.

Выбранный инновационный путь развития национальной экономики, государственные меры в целях подъема инвестиционной активности и участия в осуществлении программных мероприятий по модернизации, строительству технологически передовых промышленных производств замкнутого цикла, инфраструктурных объектов, по созданию для населения комфортных условий проживания и трудовой деятельности формируют обязательные требования к проводимой градостроительной политике в регионах, качеству и своевременности выполнения ключевых задач, определяющих в конечном счете ценности и результативность этих мер.

При этом уместно подчеркнуть и напомнить, что градостроительство — это один из решающих факторов реализации конституционных прав гражданина Российской Федерации на благоприятную окружающую среду, на обеспечение безопасности его жизни и устойчивое социально-экономическое развитие страны для создания семьи и домохозяйства.

Объектами градостроительной деятельности являются:

• системы, сети и формы расселения;

• городские, сельские и иные типы населенных мест;

• архитектурно-планировочная организация среды жизнедеятельности городских, сельских и иных типов населенных мест.

Сегодня мы должны, отстраивая сервисные структуры и сети коммуникаций через внедрение самых современных цифровых технологий и инструментов, дополнить эти понятия определенными для конкретного региона требованиями по уровню комфортности среды проживания и условиям доступности к осуществлению трудовой деятельности для наших граждан. Должен заработать институт ситуационного, более тонкого и настраиваемого градостроительного нормирования.

Более чем это касается Арктической зоны, значительной части территории страны стратегического значения.

Предлагается три блока буквально технических задач и мероприятий, без осуществления которых мы не сможем добиться желаемых результатов комплексного развития, реализации государственных программ в Арктической зоне:

Блок 1. Формирование единой базы данных (знаний) на основе геоинформационных технологий и пространственных данных:

• земля и недвижимость, реестр капитальных объектов и кадастровой документации;

• территориальное планирование, документы и планировочная документация, включая отраслевые схемы и генеральные планы, схемы границ зон с особыми условиями использования территорий;

• данные по жилому и нежилому фонду;

• реестр объектов культурного наследия;

• экология, природо- и недропользование, в том числе границы зон с особыми погодными и климатическими условиями;

• данные по объектам сельского, лесного, водного хозяйств, включая зоны специальных условий и ограничений при осуществлении определенных видов деятельности.

Блок 2. Анализ и мониторинг состояния объектов инфраструктуры:

• обследование и мониторинг состояния критически важных объектов, смещение (деформации) и частота колебаний конструкций зданий, сооружений, объектов транспортной, инженерной и коммунальной инфраструктур, социальных объектов;

• анализ текущего состояния зданий и сооружений, систем газоснабжения, электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и ТБО;

• анализ производственных и инвестиционных программ организаций, эксплуатирующих объекты инфраструктуры.

Блок 3. Создание эффективной системы градостроительной деятельности на основе внедрения механизмов комплексного развития территорий и управления инфраструктурными проектами:

• формирование региональной нормативной базы планирования и реализации масштабных инвестиционных строительных программ и проектов;

• прогноз и обоснование объемов перспективного строительства с определением локации и границ территорий комплексного развития, строительства инфраструктурных объектов;

• создание производственной базы ресурсного обеспечения строительных мощностей, включая производство строительных материалов, внедрение технологий промышленного строительства;

• обеспечение формирования научной базы и кадрового потенциала с участием ведущих архитектурно-строительных вузов, академических институтов и профессиональных общественных организаций в строительной и иных сферах, необходимых для решения поставленных задач опережающего социально-экономического развития Арктической зоны.

15 мая 2021 года председателем правительства Российской Федерации Михаилом Мишустиным утверждены концепция председательства России в Арктическом совете в 2021-2023 годах и план мероприятий. Это событие определило особый статус и ответственное значение Арктической зоны России во внутренней и внешней политике Российской Федерации в отношении российского региона Арктики как стратегического региона страны, развитие которого является ключевой государственной задачей.

Вестник НОПРИЗ // № 7, ноябрь 2021 г. — С. 2–7


Документы (Количество: 1)