В Санкт-Петербурге обсудили важность возрождения системы непрерывного последовательного профессионального архитектурного образования

В Санкт-Петербурге обсудили важность возрождения системы непрерывного последовательного профессионального архитектурного образования
19 октября 2023
Новости

18 октября 2023 года в Санкт-Петербурге в рамках деловой программы Международного строительного чемпионата состоялся круглый стол НОПРИЗ «Преемственность профессии “Архитектор” — школа, колледж, вуз», организованный совместно с РААСН и Российским Союзом строителей.

Модераторами выступили вице-президенты НОПРИЗ Алексей Воронцов и Азарий Лапидус, а также заместитель руководителя аппарата НОПРИЗ Надежда Прокопьева.

Алексей Воронцов зачитал приветственное слово от имени президента НОПРИЗ Анвара Шамузафарова.

В приветственном слове Анвар Шамузафаров подчеркнул, что одной из важнейших для строительной отрасли тем является повышение качества подготовки кадров и формирование цифровых компетенций у выпускников вузов и слушателей программ ДПО.

НОПРИЗ вместе с Советом по профессиональным квалификациям в области инженерных изысканий, градостроительства, архитектурно-строительного проектирования работает над развитием системы квалификаций в архитектурной деятельности, разрабатывает и актуализирует профессиональные стандарты, оценочные средства и другие методические материалы для проведения независимой оценки квалификации. В инициативном порядке была создана линейка профессиональных стандартов для архитекторов, которая отражает специализацию профессии. Уже утверждены Минюстом и активно используются архитектурным сообществом и ведущими вузами России такие профессиональные стандарты, как «Архитектор», «Ландшафтный архитектор», «Архитектор-реставратор» и «Архитектор-дизайнер». На прошлой неделе комитет НОПРИЗ по архитектуре и градостроительству одобрил проект профессионального стандарта «Архитектор-градостроитель», который после всех формальных процедур тоже станет частью данной линейки.

Сегодня в архитектурной практике огромное значение приобретает использование технологий информационного моделирования.

Особое внимание НОПРИЗ уделяет распространению передового опыта в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и градостроительной деятельности, а также повышению престижа и популяризации отраслевых профессий, сохранению преемственности поколений в отечественной архитектурной школе.

Для успешного решения поставленных перед строительной отраслью задач крайне важно возродить систему непрерывного последовательного профессионального архитектурного образования через специализированные школы, училища и вузы, внедрив в нее механизм государственной итоговой аттестации, совмещенной с процедурой независимой оценки квалификации.

Часть этих задач НОПРИЗ уже реализует совместно с постоянными партнерами: например, в НИУ МГСУ, Новгородском строительном колледже, Красноярском строительном техникуме и Екатеринбургском колледже строительства, архитектуры и предпринимательства уже не первый год выпускники проходят процедуру ГИА-НОК на соответствующем уровне квалификаций; 45 выпускников колледжей, сдавших экзамен, уже внесены в государственный реестр независимой оценки квалификации.

Не менее важным вопросом остается прохождение производственных практик и стажировок начиная с первых курсов обучения для введения студентов в профессию. В ряде вузов-партнеров НОПРИЗ такие механизмы уже работают, а в некоторых из них созданы и успешно выполняют свои функции вузовские производственные и инжиниринговые центры, которые привлекают молодежь к выполнению заказов.

Глубокое вовлечение студентов в профессию дает возможность подтвердить уровень компетенций выпускников и упростить их дальнейшее трудоустройство.

Алексей Воронцов обратил внимание на сохранение традиций и внедрение инноваций в архитектурном образовании, в частности в фундаментальных исторически сложившихся направлениях подготовки — «Градостроительство», «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия». По этому вопросу НОПРИЗ активно взаимодействует с РААСН, а также с ведущей архитектурной школой России — МАРХИ — и ее ректором Дмитрием Швидковским.

Преемственности в профессии, в том числе, способствует проводимый НОПРИЗ Международный конкурс на лучший проект, активное участие в котором принимают студенты МАРХИ.

Надежда Прокопьева напомнила, что НОПРИЗ сотрудничает с ведущими профильными вузами и колледжами России также в рамках отраслевого консорциума «Строительство и архитектура» и отраслевого консорциума среднего профессионального образования в сфере строительства. Совместно проводится масштабная работа по обновлению образовательных стандартов и программ обучения, а также по совершенствованию научно-методического обеспечения инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования.

Ректор МАРХИ, президент РААСН Дмитрий Швидковский поблагодарил НОПРИЗ за совместную деятельность, включая разработку профстандартов и поправок в Градкодекс. Он рассказал о преимуществах стандарта «Архитектор», принятого в 1933 году, и нового одноименного профстандарта, по которым сегодня работают вузы.

Была отмечена абсолютная универсальность профессии архитектора, заложенная стандартом 1933 года, что предполагало наличие обширных умений у архитектора, включая владение рисунком и объемно-пространным мышлением в целом.

Учитывая это, при разработке действующего профстандарта «Архитектор» не представлялось возможным взять за образец европейские стандарты. В работе над проектом образовательного стандарта «Архитектор» участвовало 26 российских архитектурных вузов, были учтены все требования времени, включая двухступенчатую систему высшего образования — бакалавриат и магистратура.

Дмитрий Швидковский подчеркнул, что магистратура набирает популярность во многом за счет специализации (храмовое зодчество, военная, медицинская архитектура и так далее).

Председатель правления организации «Российские студенческие отряды», заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по молодежной политике Михаил Киселев указал на две важные вещи, на которые необходимо обратить внимание в первую очередь. Это ориентация на пользу и максимальный комфорт для людей (пандусы, велодорожки, пространства для свободного передвижения на колясках и другие); а также прямое общение архитектора с учениками школ. Михаил Киселев обратил внимание на то, что с сентября 2023 года во всех российских школах внедрена единая модель профориентации «Россия — мои горизонты», она же — «Билет в будущее». Занятия учеников с профессионалами разных направлений деятельности проходят в школах по четвергам в 6–11 классах.

Курс внеурочной деятельности нацелен на формирование у школьников готовности к профессиональному самоопределению, ознакомление их с миром профессий и федеральным и региональным рынками труда. По мнению спикера, архитекторы должны принимать активное участие в реализации данной программы, заинтересовать школьников своей профессией, привлекая в архитектурные вузы уже со школьной скамьи.

Об опыте работы детской школы искусств архитектурно-художественного профиля «СТАРТ» рассказала ее директор Татевик Сафразбекян. Она презентовала опыт работы школы искусств, которая находится в тесном диалоге с сузами и вузами, отметив, что 80 процентов выпускников школы «СТАРТ» связывают свою дальнейшую учетную и профессиональную деятельность с архитектурой и искусством.

Руководитель рабочей группы по разработке программ опережающей подготовки кадров ФУМО 07.00.00 «Архитектура» Марина Нельмина выступила с докладом о современных подходах к подготовке специалистов- архитекторов по образовательным программам среднего профессионального образования. Она отметила, что новый профстандарт «Архитектор», начиная с 5-го уровня (среднее образование) стал более практикоориентированным, что позволяет выпускникам архитектурных колледжей сразу идти в профессию.

Азарий Лапидус отметил, что с 2023 года в МГСУ работает институт «Архитектуры и градостроительства», готовящий выпускников по трем специализациям: архитектура, градостроительство и реконструкция и реставрация культурного наследия.

О реализации концепции непрерывного архитектурного образования в СПбГАСУ рассказал проректор по учебной работе СПбГАСУ Сергей Михайлов.

Спикер отметил важную роль профориентационной деятельности вуза, начиная с архитектурных и инженерных классов в школе, учреждения именной стипендии «Грант первокурсника», ведения творческих мастерских.

Ректор МИТУ–МАСИ Светлана Забелина представила опыт интеграции ГИА НОК в итоговую аттестацию как инструмент вхождения в профессию и рассказала об образовательном проекте «MOSТИМ-Бюро» Центра компетенций Департамента строительства города Москвы.

На базе университета МИТУ–МАСИ создана студенческая проектная группа по применению технологий информационного моделирования в строительных проектах, работа ведется преимущественно с применением отечественного программного обеспечения.

Участники конференции также рассмотрели наполнение государственного информационного ресурса «Справочник профессий» и приоритетные темы развития связки «школа–суз–вуз».

Участие в работе круглого стола от НОПРИЗ приняли вице-президент Александр Гримитлин, член Совета Игорь Белов, координатор по УФО Михаил Проскурнин, координатор по СФО Максим Федорченко, координатор по ПФО Ирина Мигачёва.

Пресс-служба НОПРИЗ

Дополнительные новости...