Анвар Шамузафаров провел заседание Комиссии по обеспечению эффективности архитектурно-строительного проектирования Общественного совета при Минстрое России

Анвар Шамузафаров провел заседание Комиссии по обеспечению эффективности архитектурно-строительного проектирования Общественного совета при Минстрое России
24 декабря 2024
Новости

24 декабря 2024 года под председательством президента НОПРИЗ Анвара Шамузафарова состоялось заседание Комиссии по обеспечению эффективности архитектурно-строительного проектирования Общественного совета при Минстрое России.

С приветственными словами к участникам обратились заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Сергей Музыченко, ответственный секретарь Общественного совета при Минстрое России, помощник министра строительства и ЖКХ РФ Светлана Кузьменко и заместитель директора департамента градостроительной деятельности и архитектуры Минстроя России Ольга Дашкова.

Сергей Музыченко проинформировал участников о ходе формирования среды общих данных и подчеркнул важность повышения эффективности архитектурно-строительного проектирования посредством повышения профессионализма и компетентности всех участников строительного рынка.

Анвар Шамузафаров выступил с докладом о развитии архитектурно-строительного и градостроительного проектирования малоэтажных зданий и застройки.

Он отметил, что в 2024 году доля ИЖС в общем объеме ввода составляет от 64% до 74% ежемесячно, по прогнозам годовой показатель ввода ИЖС составит 60% от общего объема (по некоторым оценкам даже до 62–63%). Это около 60,6 млн кв. м жилья. Эти показатели значительно превышают прогнозы, предусмотренные в Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года с прогнозом до 2035 года.

Анвар Шамузафаров обратил внимание участников заседания, что взрывной рост объемов строительства и покупки жилья в России в 2021–2023 годах происходил за счет самостоятельного развития населением ИЖС, несмотря на стагнацию его доходов и снижение объемов государственного финансирования. Докладчик отметил, что такое жилье более доступно населению и больше удовлетворяет потребностям семей, поскольку средняя площадь ИЖС составляет около 136 кв. м. Также оно гораздо больше соответствует целям и задачам демографической политики России, в отличие от вновь построенных МКД со средней площадью квартиры около 50 кв. м, большой этажностью (в среднем 18 этажей, где остро стоит вопрос со средствами спасения) и несравнимо большей стоимостью.

Анвар Шамузафаров подчеркнул, что концентрация населения в крупнейших городских столичных агломерациях противоречит Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Целями политики в сфере жилищного строительства должны стать увеличение площади территорий поселений для роста численности населения России, обеспечиваемого демографически ориентированным жилищным строительством, и гармоничное развитие всех поселений Российской Федерации, включая малые, средние города и сельские поселения.

Анвар Шамузафаров отметил, что в настоящее время тревожащим фактором становится продолжение уменьшения количества сельских поселений — их количество сократилось на 48 процентов в 1959–2010 годах (с 294 тысяч до 153 тысяч), по предварительным оценкам к 2024 году были утрачены уже 55–60 процентов сельских поселений по отношению к показателям 1959 года. При этом 36,4 процента оставшихся поселений имеют население до 10 жителей (12,7 процента — без населения). Эта тенденция была заложена еще при формировании Н. С. Хрущевым политики «ликвидации неперспективных деревень», продолжается сегодня и значительно обострена Е. Т. Гайдаром, выступившим с идеей о том, что «Север заселен искусственно и содержать его смысла нет». Последователи этих идей, предлагая поддерживать только «точки роста», предпринимают усилия по экономическому удушению большинства поселений.

Президент НОПРИЗ отметил, что поддержка исключительно только точек роста приведет к деградации территорий и катастрофическим последствиям для развития страны. Государство, выделяя бюджетные средства на поддержку 2000 опорных пунктов, сможет лишь приостановить этот процесс, но не обеспечить дальнейшее развитие. Крайне важно осуществлять поддержку всех сохранившихся малых городов и сельских поселений в первую очередь за счет частных инвестиций, ориентируясь в инвестиционно-строительном процессе на потребности населения, которое сегодня финансирует ввод жилья на 98 процентов.

Сегодня площадь населенных пунктов в России составляет 20,6 млн га. Анвар Шамузафаров отметил, что для решения задач развития России и исполнения Стратегии национальной безопасности потребуется увеличение территории населенных пунктов до 24 млн га (1,4% территории РФ), под застройку необходимо будет подготовить до 6,5 млн га, что сопоставимо с площадями под существующей застройкой.

Для успешного решения этой задачи необходимо в кратчайшие сроки внести ряд изменений и дополнений в Градостроительной кодекс Российской Федерации:

– для введения единых схем территориального планирования и градостроительного развития на уровне субъекта федерации с наделением этих субъектов РФ правом определения территорий для комплексного развития малоэтажной застройки и ИЖС;

– введения единых схем территориального планирования смежных или соседних субъектов Российской Федерации (или их частей) с наделением Правительства Российской Федерации правом определения территорий для комплексного развития малоэтажной и индивидуальной жилой застройки в целях предоставления земельных участков для жилых и сопутствующих объектов;

– установления правовых норм по разработке и введению Правительством Российской Федерации в действие Укрупненной схемы территориального планирования и градостроительного развития Российской Федерации для рационального и безопасного расселения населения.

Национальное объединение изыскателей и проектировщиков готовит данные поправки совместно с Минстроем России.

Также НОПРИЗ отмечает, что в самые кратчайшие сроки необходимо провести масштабную работу по совершенствованию нормативного регулирования деятельности застройщиков и технических заказчиков, обеспечению баланса полномочий и персональной ответственности специалистов градостроительной сферы, устранению практики использования субподрядных и иных договоров для уклонения от обеспечения ответственности проектными и строительными организациями. Эти задачи обусловлены тем, что специалисты заказчика обладают большими полномочиями и меньшей ответственностью, чем специалисты по организации инженерных изысканий, архитектурного проектирования, строительства. В 2023 году при рассмотрении 860 обращений Главгосэкспертизы России в комиссию НОПРИЗ по рассмотрению обращений, заявлений, жалоб о неисполнении должностных обязанностей специалиста выявлено, что в 740 случаях (86%) документация подписана не уполномоченными лицами. В системе СПАРК в 2023 году выявлено 956 проектных и изыскательских организаций с годовым оборотом более 400 млн руб., из них только 254 являются членами СРО (то есть по бюджетным объектам в 73% случаев документация разработана не уполномоченными лицами, которые не несут никакой ответственности за свои действия).

Анвар Шамузафаров подчеркнул, что крайне важно восстановить системный подход к регулированию комплектации и оборота технической документации по объектам капитального строительства. Для этого необходимо в Градостроительный кодекс РФ ввести понятие «техническая документация», которое применяется в Гражданском кодексе, и подробно раскрыть его содержание.

НОПРИЗ предлагает прописать следующий состав технической документации объекта капитального строительства в Градостроительном кодексе России:

– исходно-разрешительная документация;

– предпроектная документация с технико-экономическими обоснованиями или расчетами, результатами научных исследований и обоснований (при наличии);

– описание предмета торгов на проектирование объекта капитального строительства и техническое задание на разработку проектной документации;

– документация по результатам инженерных изысканий;

– проектная документация;

– рабочая документация;

– исполнительная документация, выполняемая на строительной площадке;

– эксплуатационная документация, в том числе изменения, внесенные в процессе строительства, текущего ремонта, капитального ремонта, а также сноса, ликвидации или утилизации объекта;

– разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, включая документы, установленные в ч. 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ;

– иная документация, определенная требованиями Минстроя России.

Анвар Шамузафаров отметил необходимость введения в Градостроительном кодексе требований к разработчикам рабочей документации (для юридических лиц — состоять в СРО, для специалистов — состоять в НРС), чтобы восстановить баланс ответственности и полномочий, а также повысить качество этих работ. Также необходимо ввести требования к эксплуатации зданий и сооружений, требования к эксплуатационной документации в электронном виде и восстановить положение о том, что авторский надзор должен вести автор проекта.

В завершение своего выступления Анвар Шамузафаров рассказал о потребности профессионального сообщества в разработке отечественного программного обеспечения для изыскателей, проектировщиков, строителей и эксплуатантов, использующего единую цифровую среду общих данных для обеспечения возможности создания цифровых моделей на всех этапах жизненного цикла ОКС на одной платформе. В настоящий момент отечественные вендоры не могут предложить такое ПО. Поскольку решить эту задачу необходимо участникам строительного рынка, то на окружных конференциях НОПРИЗ и во время Всероссийского съезда НОПРИЗ будет обсуждаться возможность финансирования подобной работы членами НОПРИЗ на целевой основе.

Председатель Наблюдательного совета Ассоциации «Объединение ГрадСтройПроект» Александр Кривов отметил, что развитие национальной системы расселения и производства России должно иметь целью обеспечить устойчивость и равновесность пространственного развития, рост демографического, социально-экономического и геополитического основания российской цивилизации. Актуальным вопросом является активное возрождение исторически сложившейся сети средних и малых городов, сети сельских населенных пунктов с опорой на те тенденции, которые формирует потребительский спрос (с приоритетом ИЖС и развития социальной инфраструктуры таких поселков), и за счет восстановления и заселения утраченных ранее сельских поселений и деревень, имевших хорошую транспортную сеть (сельские аэродромы, посадочные площадки, железные дороги и т. д.). Александр Кривов представил перспективные проекты развития Северо-Балтийской, Приморской и Азовской («Азовское кольцо») систем расселения на основе ИЖС, призванных укрепить существующий структурообразующий каркас страны. В завершение своего выступления Александр Кривов поддержал инициативу Анвара Шамузафарова о формировании единой цифровой платформы для проектирования, и призвал также обеспечить на ней возможность проведения всего цикла работ в области формирования систем расселения и генеральной схемы развития градостроительной деятельности.

Советник Президента НОПРИЗ Леонид Чернышов выступил с предложениями НОПРИЗ по введению требований к эффективности эксплуатации поселков ИЖС. В частности, о необходимости введения стандартов эффективной эксплуатации общего имущества ИЖС, перевода данного сектора экономики на саморегулирование, проведения НОК для специалистов в области эксплуатации общего имущества поселков ИЖС и формирования для них специализированных образовательных программ.

Помощник президента НОПРИЗ Элеонора Шевченко доложила о ходе подготовки Антологии «Исторические города и села России». К настоящему моменту опубликовано 8 томов, посвященных историческим городам и селам, основанным до 1914 года и расположенным в Дальневосточном, Сибирском, Уральском, Поволжском, Северо-Западном, Южном, Северо-Кавказском и Центральном федеральных округах. В работе находится девятый том, посвященный Крыму и Новороссии. В настоящее время в Антологию включено, по предварительным подсчетам, больше пяти тысяч городов и сел. В издании историческое поселение (город или село) рассматривается как целостный объект, являющийся ярчайшим примером устойчивого эволюционного развития, требующего выработки иных приемов и решений по сохранению свидетельств эпох, культуры и подлинных источников информации о зарождении и развитии нашей цивилизации.

Элеонора Шевченко рассказала об истории формирования перечней исторических городов и сел в Российской Федерации. Выпускаемая НОПРИЗ Антология является системным обобщением этой работы и усилий российского научного сообщества по исследованию историко-культурной среды и систем расселения в Московском царстве и Российской империи.

В ходе заседания также был утвержден отчет о работе Комиссии по обеспечению эффективности архитектурно-строительного проектирования Общественного совета при Минстрое России в 2024 году и план работы на 2025 год.

Анвару Шамузафарову была вручена медаль Минстроя России «За безупречный труд и усердие» III степени.

В заседании от НОПРИЗ приняли участие почетный президент НОПРИЗ Михаил Посохин, вице-президенты НОПРИЗ Алексей ВоронцовАлександр ВронецАлександр ГримитлинНиколай КапинусАзарий Лапидус и Владимир Пасканный, руководитель аппарата НОПРИЗ Алексей Кожуховский, его заместители Александр НеклюдовНадежда Прокопьева и Алексей Швецов.

Пресс-служба НОПРИЗ

Дополнительные новости...

17.12.2024

Комитет НОПРИЗ по техническому регулированию, ценообразованию и экспертизе обсудил план работы на 2025 год

16 декабря 2024 года под председательством вице-президента НОПРИЗ Александра Вронеца состоялось заседание комитета по техническому регулированию, ценообразованию и экспертизе.