В начале апреля состоялся Седьмой Московский экономический форум. Его 12-я сессия называлась «Территории. Как осуществлять пространственное развитие, чтобы видеть результаты уже через пять лет?».
Острая тема была затронута в докладе А. С. Кривова (научный руководитель ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России», почетный архитектор России, академик МААМ)
«… задается структурный базис новой России …»
Подошло время решительно обновлять идеологию отечественного градостроительства. Дело в том, что иных форм планирования и проектирования развития территории, кроме как градостроительных, просто нет. Стратегия пространственного развития РФ, выполненная Минэкономразвития, имеет в виду по преимуществу межрегиональное взаимодействие. Если же говорить о планировочной организации всей страны — это прерогатива генеральной схемы расселения, выполненной в градостроительной предметности.
Новейшая градостроительная политика Российской Федерации не может отрицать то, что сегодня в градостроительной сфере сложился целый ряд явлений и тенденций, выросших из ее всеобщей коммерциализации и ставших глубоко проблемными, несущими опасные последствия для государства.
Каковы опорные тезисы новейшего градостроительства России?
Первый — Время: оно не терпит.
Второй — Миссия: то есть целевая функциями и ответственность градостроительства.
Третий — это Результат: то, на что можно рассчитывать в оговоренные 5 лет за которые должно, в том числе, быть выработано видение на последующие 50–100 лет.
Наше градостроительство существует в соответствии с практиками середины ХХ в., в действительности восходящими к революционным замыслам начала прошлого столетия, но отклонившимся от своего социального начала. Предлагающими и поныне, на изводе урбанизации предельных сгущений промышленности и расселения, примат продолжающих расти крупных и крупнейших городов.
В нашем общественном сознании не сформирована альтернатива, которую можно было бы назвать отражением нашего представления об унитарной, открытой пространствам страны, дисперсно-узловой урбанизации, имеющей индивидуальный способ семейного жизнеустройства, своего жилища, своего социального окружения. Апелляция к над-региональности связана с общестрановым характером новой градостроительной идеологии. Благодаря новым способам передачи информации, по сути — информационно-космическим технологиям — Россия может рассматриваться не как растянувшийся в пространстве объект координирования извне, но как Субъект, исправно функционирующий в соответствии с собственной стратегией развития.
Продолжающееся в настоящее время строительство высотных домов в мегаполисах страны в период бифуркационного интервала подготовки к новому будущему, порождает угрозы и риски состоянию устойчивости, то есть способности сохранения внутреннего равновесия при нарастающих внешних воздействиях. Сегодня, например, вся инфраструктура централизована таким образом, что точечные аварийно-разрушающие воздействия могут привести к тяжелым последствиям.
В основу бизнес-планирования ныне поставлена коммерческая логика обоснования инвестиций в градостроительство, что соответствует сложившейся траектории развития страны. Существует точка зрения, что в мегаполисах выше производительность труда, но это является скорее публицистическим, а не экономическим суждением. В реальности поставляемое на мировые рынки вещество России расположено не в них, а на Северах, в Сибири, на Дальнем Востоке.
Исторически территория России осваивалась в соответствии с оценкой пригодности для обустройства, которая неразрывно связана с геологическими и природно-климатическими условиями окружения. Южная кромка бореальных лесов, пересекаемая речными долинами, переходящими в равнинные ландшафты и степной пояс, предоставляла наиболее благоприятные зоны расселения, градостроительства и закрепления рубежей. Так сформировалась макро-решетка расселенческого каркаса и ареалов оседлости вдоль широтного трансконтинентального примыкания к лесному поясу и меридиональных скреп больших рек. У нас есть все основания придерживаться этого планетарного дара.
Окаймляют южную границу Евразийского сердечника России Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали, выводящие к восточным агломерациям производств, расселения и внутренним, защищенным морям Тихого океана.
Условия развития подскажут важность создания новых меридиональных связей — Северного ледовитого океана с Каспийским морем и далее на юг, на Индийский океан. Мы имеем гигантскую параболу Северного Ледовитого океана и Тихоокеанской кромки с выходом к Балтийскому морю с западной стороны. Балтийская же дуга идет от Калининграда через Минск, Смоленск, Тверь, Ярославль, Архангельск до Мурманска с сердцевиной Петербург – Новгород – Псков, где должны развиваться интеллектуальная и проектная деятельности. Тем самым задается структурный базис новой России, который данными положениями, конечно же, не ограничивается.
Географически-пространственное представление предлагает определенным образом схематизированную картину исторически сложившихся территориальных общностей, вобравших множество пластов и следов ранее происходивших здесь событий. А также предполагают развитие тех, которые могут и должны здесь быть реализованы. Например, в форме территориально-производственных или производственно-логистических комплексов, социально-производственных, производственно-целевых (отраслевых) центров. Новейшее градостроительство видит основную свою задачу во включении в процесс создания и реализации замысла о будущем страны именно в этой установке.
Одним из собственных отраслевых вкладов в социо-технологический процесс развития сегодня может быть названа новая форма усадебно-ландшафтной урбанизации с закреплением индивидуального жилищного строительства в статусе лидера жилищного строительства, уже опередившего по объемам строительства многоквартирные высотные здания. Сопряженным процессом становления новой урбанизации может стать деревянное домостроение. Сотни миллионов гектаров леса — это возобновляемый ресурс, который сегодня пребывает в неокультуренной форме. Его надо превратить в источник вещества и энергии, в ареал внимательнейшего взаимодействия с биосферой планеты.
У нас есть исходное понимание того, что мы должны достигать гео-соответствия, согласуемого с социальным и цивилизационным соответствием. В основе выстраивания исторической судьбы лежат образование, воспитание, демография и конструктивная пассионарность. Без этого наращивать ноосферное и геосферное качество нашей цивилизации не представляется возможным. В дополнение, становящимся отличием от Шестого технологического и Четвертого индустриального укладов, развиваемых на Западе, России необходима опора на базовые технологии, природоподобные и экологически дружественные, запускающие их новые эволюционные проекции.
Собственно, все вышеизложенное содержит в себе зерна новой градостроительной идеологии.