Такое заявление сделал заместитель мэра столицы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин на встрече с руководителями и представителями саморегулируемых организаций в сфере изысканий и проектирования, которая состоялась в здании столичного Стройкомплекса 27 августа.
Во встрече также приняли участие руководитель Департамента градостроительной политики города Москвы Сергей Лёвкин и президент Национального объединения изыскателей и проектировщиков Михаил Посохин.
В числе основных градостроительных принципов, по которым развивалась Москва с 2011 года, Марат Хуснуллин назвал свободное и комфортное передвижение по городу, полицентричное развитие мегаполиса, создание комфортной среды со всей инфраструктурой. Он также подчеркнул, что Москва — единственный город, в котором темпы развития дорожной сети выше темпов расширения застроенной территории.
Марат Хуснуллин сообщил, что Москва вошла в топ-5 мегаполисов по уровню комфортности для проживания, лидируя по качеству социальной инфраструктуры и комфортности расположения объектов торговли и удобству доступа к ним. По темпу прироста протяженности улично-дорожной сети российская столица уступает только Шанхаю, а по уровню озеленения лишь незначительно отстает от Гонконга, сказал руководитель Стройкомплекса Москвы.
Он отметил, что среднее расстояние от дома до школы в Москве составляет менее 400 метров, в то время как в других городах — 1,2 км.
Близость общеобразовательных учреждений к месту проживания в столице — результат применения региональных нормативов по обеспеченности жителей такими объектами.
Москва намерена завершить к 2023 году стартовавшее в 2011 году формирование современной транспортной системы, объединяющей в единую сеть метро, железнодорожные линии, дороги и транспортно-пересадочные узлы.
Руководитель столичного Стройкомплекса также сказал, что в этом году в мегаполисе будет построено 16,7 км метрополитена, появится 8 станций, завершаются работы по вводу электродепо. В 2023 году 95 процентов москвичей будут иметь шаговый доступ к метро, подчеркнул Марат Хуснуллин. Кроме того, железная дорога станет полноценным наземным метро в общей сети городского транспорта, убежден руководитель столичного Стройкомплекса. «С учетом реализации проектов Большого кольца метро, новых радиальных веток, Московских центральных диаметров длина линий подземного и наземного метро составит 1 тысячу километров. Строительство нового дорожного кольца из хорд и рокад, развитие сети автомобильных дорог, реализация проекта ЦКАД позволит за 2011–2023 годы ввести более 1300 км улично-дорожной сети. До 2023 года в Москве произойдет настоящий прорыв в развитии транспортной системы, а протяженность метрополитена и наземного метро составит 1300 км. Развитие транспортной инфраструктуры увеличивает приток инвестиций в городские районы на 50 процентов», — сказал Марат Хуснуллин.
Он сообщил, что до конца этого года в Москве планируется утвердить проект и смету строительства еще одной скоростной магистрали — Юго-Восточной хорды. Она пройдет от станции «Нижегородская» Большой кольцевой линии метро до Третьего транспортного кольца, а затем протянется до Новой Москвы.
В 2019–2023 годах в столице планируется построить 485 км дорог и 100 транспортных сооружений (тоннелей, мостов, эстакад), в 2024–2027 годах — еще 400 км.
По оценке властей столицы, в 2011–2027 годах в столичном регионе будет построено 2 тыс. км улично-дорожной сети и 400 транспортных сооружений.
Руководитель столичного Стройкомплекса рассказал о масштабной программе реновации, которая стартовала в Москве в 2017 году и которая реализуется во всех административных округах города.
Все новые кварталы получат качественную социальную и транспортную инфраструктуру. Всего по программе реновации жилого фонда в Москве будет построено 5171 дом, 1 млн москвичей улучшат свои жилищные условия. Жители переедут в квартиры большей площади и более высокой стоимости, подчеркнул Марат Хуснуллин.
Кроме того, в Москве реализуется 530 объектов долевого строительства по 130 договорам долевого участия на 1 трлн рублей, где главным инвестором выступает население. Это говорит о высоком уровне доверия москвичей к власти, убежден Марат Хуснуллин. Всего в Москве реализуется адресно-инвестиционная программа на 600 млрд рублей. По этому показателю российская столица стала признанным мировым лидером.
В своем выступлении Марат Хуснуллин также поднял важную для профессионального сообщества тему проектирования строительных объектов, особо подчеркнув, что он категорически против упрощенного подхода определения исполнителя на такие интеллектуальные виды работ, как создание архитектурного проекта исходя из минимального ценового предложения.
Вместе с тем вопрос качества проектирования нельзя признать закрытым, считает руководитель столичного Стройкомплекса. «Давайте очень серьезно подумаем над тем, как нам поднять качество проектирования и архитектуры. Мы просто не имеем права работать ниже мировых стандартов, потому что включились в глобальную конкуренцию за человеческий капитал. У нас должна быть качественная архитектура, потому что наши специалисты обладают высочайшими профессиональными компетенциями. Надо внимательным образом посмотреть, как выстроить взаимоотношения заказчика и исполнителя на проектные работы таким образом, чтобы обеспечить качественное строительство и эксплуатацию объектов на всех этапах жизненного цикла. Важную роль в этом призваны сыграть проектировщики, которые, обладая уникальным профессиональным опытом и знаниями, не в полной мере используют современные технологии проектирования», — сказал Марат Хуснуллин.
Показательным примером, по мнению руководителя столичного Стройкомплекса, является проектирование объектов метрополитена. «Коллеги в Китае ушли от нас на два шага вперед. И хотя, используя классические технологии, мы достигли в метрополитене интервала между прибывающими поездами в 90 секунд, этот показатель лучше, чем в Китае. Тем не менее, они проектируют быстрее, дешевле, качественнее», — сказал Марат Хуснуллин.
На вопрос из зала о высокой стоимости лицензионных программ по цифровизации и использованию BIM-технологий в проектировании Марат Хуснуллин ответил, что проблема действительно есть и что правительство Москвы в настоящее время в этом направлении работает. В качестве одного из возможных решений Марат Хуснуллин назвал создание госучреждения, специалисты которого могли бы оказывать практическую помощь проектным бюро и организациям для подготовки проектной документации с применением современных технических средств проектирования.
Марат Хуснуллин отметил, что в подходах, методах и организации градпроектирования также предстоит многое пересмотреть. Если по инсоляции нам удалось значительно продвинуться вперед, то по нормативам, техдокументации и техзаданиям еще есть над чем работать. «Мы договорились с министром строительства и ЖКХ России Владимиром Якушевым, что будет создана постоянно действующая группа по переработке нормативов и правил», — пообещал Марат Хуснуллин.
Руководитель Департамента градостроительной политики Москвы Сергей Лёвкин в своем коротком выступлении сообщил, что 27 процентов москвичей считают, что состояние российской столицы наиболее соответствует образу города будущего. «Мэр Сергей Собянин ставит задачу создать принципиально новую среду, жизнь в которой будет определяться, в том числе, принципами «умного города». Благодаря развитию телекоммуникационных технологий, в первую очередь интернета, в Москве можно оплатить коммунальные услуги не выходя из дома или удаленно записать ребенка в школу и детский сад. Развитие сектора электронных услуг в строительстве позволяет застройщикам получать необходимые документы без проволочек и существенно сократить сроки строительства. Эти и другие положительные изменения побуждают жителей видеть в Москве образ города, будущего», — отметил Сергей Лёвкин.
Развивая тему, которую поднял в своем выступлении руководитель Стройкомплекса Москвы Марат Хуснуллин, президент НОПРИЗ Михаил Посохин, в частности, сказал, что новые инициативы по разработке нормативов и совершенствованию законодательной базы — это прямая обязанность Национального объединения изыскателей и проектировщиков. «Я поддерживаю позицию мэра Москвы Сергея Собянина, который призывает нас создавать не просто отдельные красивые здания, а удобную и комфортную среду проживания, которая привлекает жителей, упрощает и украшает их жизнь», — сказал президент НОПРИЗ.
Михаил Посохин рассказал о своей встрече с министром строительства и ЖКХ России Владимиром Якушевым, который подчеркнул, что Минстрой России формирует новые подходы к развитию и перспективам строительной отрасли. В этой работе министр рассчитывает на практическую помощь и поддержку профессионального сообщества, отметил президент НОПРИЗ.