Уважаемый Алексей Владиславович!
В настоящее время, на основании пункта 3 части 4 статьи 55.19 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Ростехнадзором проводятся внеплановые проверки саморегулируемых организаций на соответствие требованиям законодательства о градостроительной деятельности. В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 191-ФЗ), с 1 октября 2017 года орган надзора за саморегулируемыми организациями принимает решение об исключении некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, из государственного реестра саморегулируемых организаций в том числе, в случае, если такая организации, не разместила или разместила не в полном объеме средства компенсационного фонда саморегулируемой организации, сформированного в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, действовавшим до 4 июля 2016 года, или средства компенсационного фонда возмещения вреда и в случае формирования компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств средства такого фонда на специальном банковском счете, открытом в российской кредитной организации, соответствующей требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем, необходимо учитывать, что компенсационные фонды ряда саморегулируемых организаций были размещены в кредитных организациях, лицензии которых были отозваны Центральным банком России, и на сегодняшний день находящихся в процедуре ликвидации (банкротства). Таким образом, добросовестные саморегулируемые организации не смогли сформировать компенсационные фонды до «исторического максимума» с привлечением указанных активов. Однако, следует отметить, что большинство таких саморегулируемых организаций сформировало компенсационные фонды в соответствии с частями 10, 11 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, исходя из действительного количества членов саморегулируемой организации и заявленных ими уровней ответственности.
Правительством Российской Федерации на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 27 января 2018 года внесен проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части саморегулирования деятельности юридических лиц, осуществляющих негосударственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий» (далее – Законопроект № 374843-7), который был включен в примерную программу весенней сессии на май 2018 года.
Пунктом 1 статьи 2 Законопроекта № 374843-7 предусмотрена возможность для саморегулируемой организации, разместившей средства компенсационных фондов в кредитных организациях, у которых впоследствии была отозвана лицензия, подтвердить соответствие требованиям градостроительного законодательства. Члены такой организации обязаны внести взносы в компенсационный фонд возмещения вреда и (или) компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации в целях увеличения размера соответствующего компенсационного фонда в порядке и до размера, которые установлены частью 6 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Во исполнение функций по представлению интересов саморегулируемых организаций в федеральных органах государственной власти и защите их интересов, предусмотренных частью 8 статьи 55.20 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Национальное объединение изыскателей и проектировщиков просит рассмотреть возможность, до принятия Государственной Думой Законопроекта № 374843-7, приостановить исключение таких саморегулируемых организаций из государственного реестра саморегулируемых организаций по основаниям, предусмотренным пунктом 3 части 3 статьи 3.3 Федерального закона № 191-ФЗ.
Народный архитектор России
академик М. М. Посохин