13 декабря 2016 года в здании Госдумы РФ под председательством главы Экспертного совета, депутата ГД ФС РФ Владимира Ресина состоялось заседание Экспертного совета по строительству, промышленности строительных материалов и проблемам долевого строительства при Комитете Государственной Думы по транспорту и строительству на тему «Организация работы Экспертного совета и его секций, подготовка плана экспертного рассмотрения первоочередных законопроектов».
Личное участие в работе заседания принял член Экспертного совета, президент Национального объединения изыскателей и проектировщиков Михаил Посохин.
В соответствии с направлениями работы в структуре Экспертного совета сформированы три секции. Секция «Архитектура и градостроительство. Основы правового регулирования», куратор — депутат ГД ФС РФ, первый заместитель председателя Комитета по транспорту и строительству, сопредседатель Экспертного совета Алексей Русских. Секция «Нормативно-техническое регулирование, стандартизация, строительный контроль, государственный надзор. Промышленность строительных материалов», куратор — депутат ГД ФС РФ, член Комитета по транспорту и строительству, заместитель Председателя Экспертного совета Антон Жарков. Секция «Проблемы долевого строительства, правовое обеспечение жилищного строительства. Саморегулирование», куратор — депутат ГД ФС РФ, заместитель председателя Комитета по транспорту и строительству, заместитель Председателя Экспертного совета Павел Федяев.
Участники заседания обсудили проблемные вопросы, связанные с долевым строительством, опыт регионов в сфере жилищной политики, а также подвели итоги работы Совета за 2016 год и подготовили план по рассмотрению законопроектов на ближайшую перспективу.
Открывая заседание Экспертного совета по строительству, промышленности строительных материалов и проблемам долевого строительства, председатель совета депутат Государственной Думы РФ Владимир Ресин отметил, что, учитывая уровень развития отечественной экономики, задача создания рынка доступного жилья может и должна быть решена.
Более 80% из общего объема ввода индустриального жилья занимает строительство с привлечением средств граждан по договорам долевого участия. В 2015 году объем инвестиций граждан в долевое строительство составил более 2,8 трлн рублей. В целях защиты интересов граждан – участников долевого строительства, скорректировано законодательство (Федеральный закон от 03.07.2016 г. № 304-ФЗ), в том числе:
- установлен приоритет требований граждан – участников долевого строительства к застройщику в рамках процедуры банкротства перед удовлетворением требований иных кредиторов;
- расширен перечень информации о застройщике и о проекте строительства;
- расширены полномочия региональных властей в части контроля за застройщиками, привлекающими средства граждан
- введена возможность банковского проектного финансирования строительства с открытием счетов эскроу для размещения средств участников долевого строительства;
- с 1 июля 2017 г. заработают требования к уставному капиталу застройщиков в зависимости от площади возводимого жилья;
- конкретизированы критерии отнесения граждан, к числу пострадавших, правила ведения реестра таких граждан.
Во исполнение поручения Президента страны ведется работа по созданию государственного компенсационного фонда долевого строительства:
Также, по мнению Владимира Ресина, работа Экспертного совета может и должна повлиять на решение кадрового вопроса в отрасли — восстановление системы подготовки квалифицированных рабочих.
Помощник депутата ГД ФС РФ Владимира Ресина, советник президента НОПРИЗ Светлана Бачурина отметила, что в первом квартале 2017 года Экспертным советом по строительству, промышленности строительных материалов и проблемам долевого строительства запланирована работа по совершенствованию законодательства в сфере долевого строительства с привлечением к данной работе представителей региональной власти. Кроме того, Советом будет проводится мониторинг и изучение правоприменения нормативных актов в сфере долевого строительства на местах. Другая важная тема, по которой планируется заседание Экспертного совета – «Комплексное развитие строительных технологий и рынка стройматериалов, примеры лучших практик».
Алексей Русских рассказал о планах работы секции «Архитектура и градостроительство. Основы правового регулирования». Экспертный состав секции сформирован, дата первого заседания будет назначена в январе 2017 года.
Антон Жарков в числе первоочередных задач секции «Нормативно-техническое регулирование, стандартизация, строительный контроль, государственный надзор. Промышленность строительных материалов» обозначил обеспечение законодательной базы для развития технического регулирования, указав на ключевую роль промышленности строительных материалов в развитии экономики страны.
Антон Жарков также отметил, что в настоящее время импорт строительных материалов составляет всего лишь 8%, то есть можно сказать, что никакой зависимости от импорта в данной сфере не существует, но остается зависимость от оборудования зарубежного производства. Экспертный совет должен подумать о мерах, которые способствовали бы развитию российского производства оборудования для ведения строительных работ.
Павел Федяев акцентировал внимание на необходимости обеспечения исполнения Федерального закона от 03.07.2016 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительством РФ:
Сегодня приняты два нормативных правовых акта: Постановление Правительства РФ от 03.12.2016 г. № 1296 «О внесении изменений в Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 07.12.2016 г. № 1310 «О защите прав граждан – участников долевого строительства». Подготовлены дополнительные поправки в законодательство, предусматривающие в том числе наделение формируемого компенсационного фонда полномочиями арбитражного управляющего в деле о банкротстве застройщика в случае, если застройщик осуществлял взносы в компенсационный фонд.
Заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Никита Стасишин отметил, что субъекты федерации должны понимать, как у них выстроен контроль за исполнением обязанностей по долевому строительству, застройщик должен быть максимально прозрачным.
Владимир Ресин обратил внимание участников заседания на системный подход Московской области к решению проблемы «обманутых дольщиков».
«Руководство Московской области уже наработало бесценный опыт грамотного, оперативного реагирования и поэтапного решения проблем дольщиков. Этот опыт должен быть распространен на другие регионы страны», –сказал он.
Заместитель председателя Правительства Московской области Герман Елянюшкин отметил, что при решении вопросов обманутых дольщиков власти региона столкнулись с определенными трудностями. Основная из них связана с затянутостью процесса по изъятию проблемного объекта из собственности обанкротившегося застройщика.
«Мы наблюдаем серьезный перекос в защите прав коммерсантов в ущерб правам граждан. Правительство Московской области разрабатывает эффективные механизмы реализации прав обманутых дольщиков, однако процедура банкротства недобросовестных девелоперов затягивает этот процесс. Кроме того, такие застройщики всячески мешают передаче стройплощадок новым инвесторам, ссылаясь на конституционное право», -сказал Герман Елянюшкин.
Выход из ситуации подмосковное правительство видит в реализации механизма внесудебного изъятия долгостроев у застройщиков-банкротов. Оно должно производиться в пользу дольщиков уполномоченным органом региона по обращению любого участника ДДУ. Предмет залога, в свою очередь, может поступить в общую долевую собственность граждан-соинвесторов либо быть продан с торгов, а вырученные денежные средства — выплачены участникам ДДУ.
Исполнительный директор Ассоциации межрегионального социально-экономического взаимодействия «Центральный Федеральный Округ» Николай Константинов выразил мнение о целесообразности рекомендовать органам исполнительной власти всех уровней при подготовке законопроектов одновременно готовить проекты (концепции) нормативных правовых и нормативно-технических актов, регламентирующих и обеспечивающих применение законодательных инициатив.
При обсуждении вопроса промышленности строительных материалов было отмечено, что в настоящее время импорт строительных материалов составляет всего лишь 8%, то есть можно сказать, что никакой зависимости от импорта в данной сфере не существует, но остается зависимость от оборудования зарубежного производства. Профессиональное сообщество должно предложить для обсуждения на Экспертном совете меры, которые способствовали бы развитию российского промышленного комплекса по производству оборудования для индустриального строительства и ведения строительных работ на высоком технологическом уровне.
Директор департамента металлургии и материалов Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Илья Чигирь рассказал, что Минпромторгом России и Минстроем России ведется согласованная работа по реализации утвержденной Правительством РФ Стратегии развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года.
Уже сформирован план по импортозамещению, разработан механизм поддержки отечественных организаций, планируется подготовить Постановление Правительства РФ «О продукции, подлежащей декларации».
Председатель Комитета по жилищной политике и ЖКХ ГД РФ Галина Хованская отметила, что всякое реформирование требует, в первую очередь, системного законодательного нормативного обеспечения в отрасли. К примеру, изменения в правилах финансирования строительства повлекут за собой принятие свыше 1 тысячи законодательных актов. С этой точки зрения, деятельность Экспертного совета, который должен давать рекомендации по законотворчеству, представляется чрезвычайно важной. По её мнению, нужно продолжать работу по развитию некоммерческого жилья. Это позволит сбалансировать рынок жилья, снимет с государства часть социальной нагрузки. С жильем коммерческим, то есть продаваемым на открытом рынке, и социальным, предоставляемым малоимущим и лицам, нуждающимся в поддержке, всё понятно. Но есть такой перспективный сегмент, как жилье некоммерческое, которое строится не для извлечения прибыли (квартплата там соответствует уровню расходов на его содержание), а для решения жилищного вопроса семей, не имеющих возможности приобрести жилье в собственность.
Также Галина Хованская обратила внимание на существование такого вида жилья, как апартаменты, которые, с одной стороны, не дают гражданам возможности зарегистрироваться и, соответственно, получать социальную поддержку, а, с другой, позволяют застройщикам легально уходить от налогообложения.
В завершение Ответственный секретарь Экспертного совета Светлана Бачурина обратила внимание участников заседания, что необходимо подготовить предложения в План работы Экспертного совета на II квартал 2017 года, сводные заключения к законопроектам, закрепленным за секциями, а также уточнила, что до конца января 2017 года будут сформированы Планы работы секций на весеннюю сессию 2017 года.
Пресс-служба НОПРИЗ