28 июня 2016 года в городе Иваново под председательством Координатора НОПРИЗ по ЦФО РФ Александра Фокина состоялся круглый стол, посвященный совершенствованию системы саморегулирования в строительной отрасли (по материалам Госсовета РФ и законопроекту «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования вопросов саморегулирования»).
С приветственным словом к участникам конференции обратился директор Ассоциации «Союз Изыскателей Верхней Волги» Валерий Скоробогатов.
Основным докладчиком выступил заместитель руководителя Аппарата НОПРИЗ Сергей Чернов.
Первая часть заседания была посвящена подробному анализу поручений Президента России по итогам Государственного совета в части, касающейся задач, поставленных перед Правительством и отраслевыми министерствами с привлечением национальных объединений — НОПРИЗ и НОСТРОЙ.
Сергей Чернов подчеркнул, что НОПРИЗ был разработан и внесен в материалы Госсовета ряд серьезных предложений по совершенствованию системы саморегулирования и архитектурно-строительного проектирования. Часть предложений была учтена и нашла свое отражение в Поручениях Президента РФ. В частности, Правительству РФ необходимо в срок до 1 ноября 2016 года с привлечением национальных объединений саморегулируемых организаций привести в соответствие с современными требованиями документы технического регулирования в сфере строительства, в том числе принять меры по гармонизации отечественных и международных стандартов с учетом лучших мировых практик.
Кроме того, Президент России поручил до 1 декабря 2016 года разработать и утвердить план мероприятий по внедрению технологий информационного моделирования в сфере строительства.
Еще одной важной задачей НОПРИЗ является участие в реализации Поручений Президента РФ по совершенствованию процедуры публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности.
Исходя из вышеизложенного, в ближайших задачах НОПРИЗ — сформировать дорожную карту по исполнению Поручений Президента РФ по итогам Госсовета РФ, гармонизировав ее с дорожной картой Правительства Российской Федерации. В настоящее время дорожная карта Правительства РФ находится в разработке.
Координатор НОПРИЗ по ЦФО РФ Александр Фокин обратился к участникам круглого стола с просьбой письменно изложить свои предложения по реализации поставленных перед сообществом по итогам Госсовета задач, также имеющиеся вопросы по Поручениям, и в десятидневный срок представить их в Аппарат НОПРИЗ.
Вторая часть заседания круглого стола была посвящена обсуждению новелл, содержащихся в проекте ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», принятом 24 июня Государственной думой РФ в третьем чтении.
Сергей Чернов подробно разъяснил новации законопроекта, а также обратил внимание на то, что для их реализации необходимо не только уточнения в части терминологии, но и разработка и введение в действие не менее пяти Постановлений Правительства РФ, восьми нормативных документов Минстроя, а также регламентирующих документов Ростехнадзора, Центрального Банка и других ведомств.
Постановлениями Правительства РФ должны быть определены требования к российским кредитным организациям (банкам), уполномоченным размещать на своих счетах средства компенсационных фондов СРО. Также Правительству РФ необходимо определить порядок размещения средств компфондов, порядок формирования компенсационного фонда договорных обязательств и механизм субсидиарного возмещения ущерба по договорам. Центральному банку — утвердить форму справки (выписки) банка о средствах компенсационного фонда СРО. Министерству строительства и ЖКХ нужно разработать требования к специалистам СРО, прописать порядок ведения реестра специалистов и их исключения из реестра.
Генеральной прокуратуре Российской Федерации, МВД России, ФАС России совместно с Ростехнадзором до 1 декабря 2016 года необходимо провести проверку соблюдения саморегулируемыми организациями законодательства Российской Федерации в части, касающейся обеспечения сохранности денежных средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций, при этом обратить особое внимание на установление фактов хищения этих средств и принять меры по предотвращению указанных правонарушений в дальнейшем.
Не менее серьезные задачи стоят перед нацобъединениями. Первоначальными задачами НОПРИЗ является: разработка стандартов на процессы выполнения работ по подготовке проектной документации, порядка ведения реестра членов СРО, разработка Положения о Третейском суде, а также ряд положений — Положение о реестре членов СРО, Положение о проведении саморегулируемой организацией анализа деятельности своих членов и других.
Отдельное внимание участники конференции уделили нововведениям, касающимся контроля СРО за деятельностью своих членов, а также переходным процедурам, связанным с новациями принятого законопроекта.
Саморегулируемая организация обязана в срок до 1 мая 2017 года представить в орган надзора за саморегулируемыми организациями документы, подтверждающие соответствие такой некоммерческой организации, требованиям, установленным частями 1–4 статьи 554 новой редакции ГрК РФ.
СРО должна соответствовать следующим требованиям: объединять в своем составе не менее пятидесяти членов; сформировать компенсационный фонд возмещения вреда, (ст. 5516); иметь обязательные документы (ст. 555). Если не менее пятнадцати членов СРО выразили намерение принимать участие в закупках работ, проведение конкурса по которым является обязательным, такая СРО обязана дополнительно сформировать компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств (ст. 5516).
Участники дискуссии сошлись во мнении, что при наличии в СРО пятнадцати членов, намеренных принимать участие в закупках работ по конкурсу, остальные могут сохранять свое членство в СРО на добровольных началах, выступая субподрядчиками, а менее крупным СРО целесообразно объединиться, не теряя при этом своих членов.
Формирование СРО по региональному принципу предусмотрено только для строительных организаций, поэтому данный процесс не коснется членов НОПРИЗ.
До 1 апреля 2017 года СРО обязаны сформировать компенсационный фонд возмещения вреда. В случаях, установленных частями 2 и 4 статьи 554 ГрК РФ, в указанный срок СРО также обязаны сформировать компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Размеры компенсационных фондов (вреда и договорных обязательств) определяются СРО на основании документов, представленных их членами с учетом ранее внесенных ими взносов в компенсационный фонд, а также с учетом взносов, внесенных ранее исключенными и добровольно вышедшими членами, а также доходов, полученных от размещения средств компенсационного фонда.
Уведомление и расчет размера взносов в компенсационные фонды СРО, письменно направляется ее членам. В пятидневный срок с даты получения указанного уведомления, член СРО, при необходимости обязан внести дополнительно взносы в компенсационные фонды СРО, указанные в таком документе.
Средства компенсационного фонда СРО, внесенные ранее исключенными и добровольно вышедшими членами СРО, а также доходы, полученные от размещения средств компенсационного фонда, зачисляются в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
При обсуждении формирования и использования фонда обеспечения договорных обязательств были отмечены потенциальные риски. Участники конференции обратили внимание на то, что наличие взноса в данный фонд не гарантирует члену СРО заказов. Добросовестному исполнителю взносы не вернутся. Следовательно, конкуренция на конкурсах упадет. Это может привести к тому, что останутся только два типа участников в закупках работ, проведение конкурса по которым является обязательным — крупные компании, которым этот взнос не принципиален, или рискованные исполнители на один проект, готовые к последующей ликвидации.
Много вопросов вызвали новации законопроекта, касающиеся наличия в СРО и у их членов специалистов, квалификационных требований к ним, а также смешение требований квалификационного характера, которым должно соответствовать физическое лицо, и требований к его должностным правам и полномочиям, которые устанавливаются внутренними документами юридического лица.
Более того, законопроектом предусмотрено формирование и ведение национального реестра специалистов Национальными объединениями СРО. При этом полномочия по проверке наличия стажа, опыта работы, иных квалификационных требований к специалистам переданы на уровень СРО. Предложенная многозвенная система внесения изменений в национальный реестр специалистов потребует дополнительных затрат, как со стороны СРО, так и со стороны нацобъединений, которые не возмещаются взносами. Также предложенная схема не позволяет обеспечивать непрерывность нахождения специалиста в реестре.
В завершение участники конференции остановились на практической реализации задач по подтверждению до 1 мая 2017 года статуса СРО. Было принято решение начать подготовку по разработке внутренней документации СРО в целях подтверждения статуса, а также обратиться в Аппарат НОПРИЗ с просьбой разработать унифицированные методические документы, которые могли бы быть использованы СРО в качестве образцов при подготовке внутренних документов СРО в целях подтверждения статуса СРО в Ростехнадзоре.
Участники конференции сошлись во мнении о необходимости проведения разъяснительной работы в федеральных округах с СРО и их членами по реализации принятого законопроекта, направленного на совершенствование системы саморегулирования в строительной отрасли.
Пресс-служба НОПРИЗ