Михаил Посохин. Тезисы доклада 26 февраля 2016 года на научно-практической конференции Администрации Красноярского края, НОСТРОЙ и НОПРИЗ

1 марта 2016
Новости

Тема доклада: «Государственная политика в области проектирования и изысканий»

Уважаемые участники конференции, коллеги!

Впервые в подготовке Государственного совета Российской Федерации по строительной тематике принимает участие профессиональное сообщество строителей в лице национальных объединений саморегулируемых организаций. Это хорошая новость, которая опирается на фактическое состояние дел. За время, прошедшее с зарождения саморегулирования в строительстве, на базе наших национальных объединений произошла консолидация профессиональных сообществ, как сообщества профессиональных строителей, так и сообщества изыскателей. Архитекторов и проектировщиков.

Подводя первые итоги работы института саморегулирования в строительной сфере можно выделить следующие позитивные моменты:

– распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 № 2776-р утверждена Концепция совершенствования механизмов саморегулирования, которая определила основные направления нашего развития на ближайшие годы, тем самым подтвердив перспективность саморегулирования в строительной отрасли;

– создана система непосредственного участия строительного сообщества в совершенствовании законодательства о градостроительной деятельности и документов технического регулирования и профессионального обсуждения отраслевых проблем как на федеральном и региональных уровнях государственного управления, так и в общественных организациях. Авторитет профессионального сообщества постоянно растет. Его представители принимают участие в работе общественных и экспертных советов при органах государственной власти, приглашаются на совещания в Администрации Президента Российской Федерации, Правительстве Российской Федерации, палатах Федерального Собрания Российской Федерации, органах представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Только за период с 2010 по 2015 годы профессиональным сообществом выделено свыше 770 млн руб. на разработку документов технического регулирования и совершенствование отраслевого законодательства, при том что за 2010–2014 годы из федерального бюджета было выделено лишь 128 млн руб.;

– формируется система переподготовки и аттестации руководителей и работников предприятий строительной сферы;

– сформирован единый реестр изыскательских и проектных организаций, позволяющий потребителям услуг проверить их статус. В саморегулируемых организациях реализуется принцип информационной открытости о деятельности СРО и их членов;

– на площадках национальных объединений и СРО получила широкое распространение практика проведения конкурсов профессионального мастерства, творческих конкурсов архитекторов и проектировщиков. Например, в конкурсе, проведенном НОПРИЗ, на лучший инновационный проект в 2015 году приняло участие более 250-ти проектных организаций из всех федеральных округов, число заявок, допущенных к участию в 13-ти номинациях, — 174.

Институт саморегулирования в строительной сфере реально работает в экономике страны всего чуть более 5 лет и, как любая развивающаяся система, требует постоянного внимания и совершенствования.

Перехожу к основной теме доклада.

Формирование безопасной и комфортной среды жизнедеятельности, обеспеченной высокими стандартами проживания и развития производительных сил является конституционной обязанностью государства. Важнейшим звеном реализации этой обязанности следует признать архитектурно-строительное проектирование, опирающееся на материалы инженерных изысканий.

В настоящее время подготовку проектной документации и материалов инженерных изысканий осуществляют свыше 62 тысяч проектных и изыскательских организаций, которые, в соответствии с градостроительным законодательством, объединены в 231 саморегулируемую организацию. Территориальное распределение саморегулируемых организаций по федеральным округам приведено на слайде.

Фактически это творческая элита строительного сообщества. Ведь именно в процессе проектирования реализуются творческие замыслы архитекторов, соответствующие при этом требованиям безопасности, формирования комфортной среды жизнедеятельности. Одновременно закладывается экономика объектов капитального строительства на всех этапах их жизненного цикла.

Национальное объединение изыскателей и проектировщиков и Национальное объединение строителей по просьбе Минстроя России более года занимались анализом строительной отрасли в рамках подготовки предложений к Стратегии инновационного развития строительной отрасли на период до 2030 года.

Мы старались подойти к этой работе объективно, акцентировали внимание на основных по нашему мнению вопросах, а не на узких проблемах. Материалы, представленные национальными объединениями в рабочую группу по подготовке к заседанию Государственного совета Российской Федерации, в основном отражают результаты этого анализа.

Вот некоторые основные выводы, которые по нашему мнению должны найти свое отражение в материалах и проекте решения Государственного совета Российской Федерации.

Первое — несоответствие основных направлений государственной градостроительной политики запросам общества.

Главная проблема — нерациональность структуры землепользования в стране: доля земель, отведенных под застройку в населенных пунктах, составляет лишь 17,8 процента от общей площади поселений, а в развитых странах данное соотношение в разы больше. Отсюда — постоянный дефицит земель для строительства. Для частичного решения этой проблемы потребуется значительное увеличение земель застройки, прежде всего в составе жилых функциональных зон на 2,0–2,5 млн га.

Системная градостроительная политика должна являться основой адекватного формирования безопасной и комфортной среды жизнедеятельности, обеспеченной высокими стандартами проживания и развития производительных сил, что, к сожалению, у нас не соблюдается.

Второе — необходимость совершенствования регуляторной деятельности в сфере строительства.

Сегодня доля государственного финансирования в строительстве составляет 17–20 процентов однако государство продолжает осуществлять в полном объеме регулирование всех направлений строительной деятельности, включая вопросы технического регулирования, ценообразования, а также разрешительные и контрольно-надзорные функции. По нашему мнению, доля регуляторной деятельности государства в строительной сфере не должна превышать 20 процентов и в первую очередь направляться на формирование безопасной и комфортной среды жизнедеятельности.

Действующее законодательство не обеспечивают формирование единой межотраслевой комплексной системы технического регулирования. Сложившаяся система технического регулирования неповоротлива, имеет место чрезмерное государственное регулирование, проявляющееся в излишней детализации норм, требований и стандартов, что подчас является тормозом для внедрения инноваций в отрасль.

В 2015 году государство выделило значительные средства на техническое регулирование и развитие системы ценообразования, которые по нашему мнению не принесут существенного эффекта. Это связано с отсутствием системного подхода в определении целей и прогнозировании результатов работы при подготовке планов и их обсуждении с профессиональным сообществом, которое фактически не осуществлялось.

В развитых странах уже давно наблюдается отказ государства от монополии на регулирование строительства и передача данной функции профессиональному сообществу. Данный рецепт применим и в Российской Федерации. Совершенствование систем регулирования отрасли должно основываться на постепенной передаче отдельных регулирующих полномочий, исполняемых государством (техническое регулирование, ценообразование, допуск на рынок, аттестация кадров, строительный надзор, экспертиза и др.) в ведение профессионального сообщества.

Кроме того, обеспечение качества разрабатываемой проектной документации и соблюдение сроков ее подготовки возможно только при решении комплекса проблем по снятию противоречий в нормативно-правовой и нормативно-технической базах, имея ввиду в том числе необходимость:

– выработки единой государственной политики по вопросам технического регулирования, обеспечивающей взаимную согласованность нормативных документов в строительстве;

– постепенного отказа от предписывающего метода регулирования и нормирования.

Также должна совершенствоваться и сама система подготовки проектной документации, а именно: повышаться роль изыскателей, архитекторов и проектировщиков в процессе проработки принимаемых инвестиционных решений в основном до начала проектирования. В этой связи для экономически и социального значимых объектов необходимо скорейшее нормативное закрепление предпроектной стадии проектирования, в результате которой должен появиться облик объекта, предложения по его рациональному размещению и использованию и его экономическое обоснование. При этом следует учесть возможности использования технологий информационного моделирования, которые позволяют оценить варианты предлагаемых решений, существенно минимизировать затраты на проектирование и строительство.

Третье — необходимость перехода к интегральной оценке затрат в строительной сфере исходя из стоимости всего жизненного цикла объектов капитального строительства.

Сложившаяся в настоящее время система оценки эффективности результатов строительства, основанная на оценке каждого этапа жизненного цикла объекта капитального строительства в отдельности, не позволяет адекватно оценить совокупные затраты всех этапов. Сегодня по оценкам специалистов на строительство, включая изыскания и проектирование, расходуется около до 20 процентов, а на эксплуатацию объектов — все 80 процентов.

При этом объем затрат на проектно-изыскательские работы в инвестиционном цикле необоснованно занижен и составляет всего 3–7 процентов от стоимости строительства, что в два-три раза ниже, чем в мировой практике. Такое отношение к проектно-изыскательским работам приводит к неоправданному росту затрат на этапах строительства и эксплуатации, и стоимости всего жизненного цикла объекта в целом, что в современных условиях недопустимо.

В связи с этим, по нашему мнению, целесообразно принятие мер регулятивного и стимулирующего воздействия по последовательному сокращению сложившегося перекоса путем введения интегральной оценки эффективности затрат на создание и эксплуатацию объектов капитального строительства. Внедрение такого подхода очевидно приведет к незначительному увеличению затрат на проектно-изыскательские работы, снижению эксплуатационных расходов и общей суммы затрат на весь жизненный цикл объекта.

Четвертое — дефицит квалифицированных кадров.

Вопрос обеспечения строительной отрасли компетентными кадрами стоит очень остро. Сегодня практически каждая организация в отрасли в той или иной мере испытывает дефицит кадров, причем не только в отношении рабочих, но и в отношении инженерно-технических специалистов. Действующая в настоящее время в высшей школе болонская система подготовка специалистов не адаптирована к потребностям отрасли. В 2015 году утрачен источник пополнения инженеров и архитекторов, так как высшие учебные заведения прекратили присваивать данные квалификации, а система профессиональной аттестации специалистов и присвоения соответствующей квалификации отсутствует.

В настоящее время силами национальных объединений ведется активная работа по разработке профессиональных стандартов, созданию системы и центров аттестации. Предполагается, что результаты этой деятельности позволят осуществлять профессиональную аттестацию специалистов, присваивать им соответствующую квалификацию и фактически допускать их на рынок. Однако нормативное закрепление за национальными объединениями таких полномочий в настоящее время отсутствует.

Вывод

Подводя итоги, исходя из темы заседания Государственного Совета Российской Федерации, по нашему мнению, можно выделить главные направления развития строительной отрасли:

разработка новой градостроительной политики, обеспечивающей формирование безопасной и комфортной среды жизнедеятельности, обеспеченной высокими стандартами проживания и развития производительных сил,

реформа системы управления строительной отраслью;

– трансформация системы допуска специалистов на рынок труда.

За государством должны сохраниться стратегические вопросы обеспечения национальной безопасности в строительстве и частично надзорные функции. При этом необходимо постепенное привлечение профессионального сообщества к участию в регулировании, совершенствовании нормативной базы, систем надзора, контроля и оценки соответствия, основываясь и реализуя тем самым принципы самофинансирования, самоокупаемости, самоуправления, саморазвития и саморегулирования.

Профессиональное сообщество готово принять в решении этих задач самое непосредственное участие.

Благодарю за внимание.

Дополнительные новости...

30.10.2023

Комитет по инженерным изысканиям НОПРИЗ утвердил резолюцию Российского форума изыскателей

30 октября 2023 года состоялось заседание комитета по инженерным изысканиям под председательством вице-президента НОПРИЗ Владимира Пасканного.